11 марта 2006 г. в 14:00 часа дня активисты Общества молодых профессионалов Казахстана (ОМПК) планировали провести мирную и законопослушную акцию на пешеходной зоне пр. Жибек Жолы (Арбат), угол ул. Байсеитовой, напротив ЦУМа. Алим Сайлыбаев, Тимур Кадырбаев, Жанара Касымбекова сразу же были задержаны полицейскими в тот момент, когда они прогуливались по Арбату, на ребятах в тот момент не было футболок, они не держали плакатов, то есть не нарушали требований общественного порядка. Тем не менее, один из полицейских, представившись заместителем начальника РОВД Жетысуского района подполковником полиции Ненашевым Сергеем Николаевичем, попросил предъявить документы. Задержанные представили свои удостоверения личности. Несмотря на это, активисты ОМПК были доставлены в Жетысуский РОВД для выяснения личности.
В Жетысуском РОВД активистам не предъявили никаких обвинений. На требование составить протокол задержания, полицейские ответили, что задержания нет, а только, по их выражению, “доставка в РОВД для выяснения личности”. Полицейские потребовали от задержанных написать объяснение. Активисты ОМПК отказались давать объяснения в письменном виде без составления протокола задержания, без объяснения причин задержания и без разъяснения прав и обязанностей задержанных. Ни один из должностных лиц полиции, находящихся в тот момент в РОВД, на требования задержанных представиться, объяснить причину своего задержания и разъяснить их права и обязанности, не отреагировал.
В знак протеста против незаконных действий полицейских, задержанные, находясь в камере надели на себя футболки с изображением Алтынбека Сарсенбаева, Василия Журавлева и Бауржана Байбосына на передней стороне, и надписью “Казахстан несвободная страна” на обратной.
Вскоре в Жетысуский РОВД с пр. Жибек Жолы (Арбата) были доставлены по тем же незаконным основаниям и с тем же объяснением другие активисты ОМПК – Павел Морозов и Галым Агелеуов. С ними также были доставлены посторонний прохожий, оказавшийся рядом с активистами ОМПК, и два распространителя газеты “Айна”. Им были предъявлены те же причины задержания, что и активистам ОМПК. Всех задержанных полицейские необоснованно обвинили в краже футболок и собрались составлять Акт изъятия, для чего были приглашены понятые, мужчина и женщина. Активисты ОМПК объяснили, что футболки были куплены на базаре и являются их частной собственностью и поэтому отказались отдавать вещи и потребовали представить основания для изъятия. Полицейские ничего не предъявили. Кроме этого понятые отказались подписывать данный акт изъятия. По всей видимости, они не знали, для чего их привели, т.к. узнав, что будут понятыми при изъятии футболок с изображением Сарсенбаева, они наотрез отказались и быстро ушли. Полицейским не удалось забрать футболки.
Сразу же после этого в камеру, где содержались задержанные вошел заместитель начальника РОВД Жетысуского района подполковник Ненашев С.Н. и предупредил, что он получил приказ от прокуратуры любой ценной изъять у задержанных футболки. Прекрасно понимая противозаконность, противоправность прокурорского указания, тем не менее, Ненашев С. стал угрожать, что намерен выполнить данное распоряжение с применением грубой силы. И поэтому посоветовал задержанным отдать футболки до того как к ним будет применены насильственные действия. Задержанные отказались отдавать футболки.
Полицейские продолжали требовать от задержанных написать объяснительные, обманывая их тем, что это их обязанность, запугивая, что если задержанные будут продолжать отказываться давать письменные объяснения, их обвинят в совершении административного правонарушения, а именно, отказ от дачи объяснений (!!!), за который якобы предусматривается 15 суток административного ареста (!!!). При этом полицейские во главе с подполковником Ненашевым С. ссылались на статьи 251 и 353 Кодекса РК об административных правонарушениях. Задержанные понимали необоснованность и незаконность требований полицейских и, защищая свои конституционные права, отказались писать объяснения, требуя, чтобы им объяснили причину задержания.
На самом деле, как оказалось, статьи КоАП, на которые ссылались полицейские, запугивая задержанных, совершенно не относились к данной ситуации, например статья 251 называется “Нерациональное использование или неиспользование земель сельскохозяйственного назначения”, а статья 353 предусматривает ответственность за “Издание и применение незаконного нормативного правого акта”. Это еще раз доказывает низкий профессиональный уровень полицейских.
Продолжая целенаправленно совершать противозаконные действия, полицейские привели в дежурную часть РОВД двух молодых людей и женщину в одежде медработников. С целью запугать и морально сломать задержанных, в камеру привели Тимура Кадырбаева, работающего юристом в ОМПК, и, как самого активного защитника прав задержанных, представили его врачам. В камере находились два полицейских, три медработника и задержанный, которому дали ясно понять, что его сейчас заберут с собой врачи в психиатрическую больницу. Это стало понятно из разговора, который вели между собой полицейские и медработники. Дословно: “Это ваш пациент?” — спросил сержант полиции. “Да, это наш пациент” — ответила врач, – “мы его сейчас заберем”. В камере, кроме полицейских, врача, двух медбратьев и Тимура Кадырбаева, больше никого не было. Тем не менее, Тимур отказался писать объяснение. Не добившись результатов, врачей отослали обратно.
Только по истечению трёх часов задержания подполковник Ненашев С.Н. дал приказ своим подчиненным, чтобы они все-таки составили протокол задержания. Данный протокол задержания был составлен с грубыми нарушениями процессуальных требований, например, протокол задержания был составлен задним числом, разными чернилами, разными почерками с многочисленными помарками и юридическими ошибками, в протоколе не указывалось причина задержания. От задержанных полицейские требовали, чтобы они подписали данный протокол, где было записано, что задержанные к полицейским не имеют никаких претензий. Естественно, что такой протокол задержанные подписать отказались.
Получив категоричный отказ писать объяснения и подписывать протокол задержания, подполковник Ненашев С.Н. предупредил задержанных, что у них все равно отберут футболки, и, если надо, то с применением насилия. Он объяснил, что фотографии на футболках призывают к насильственному свержению конституционного строя Казахстана, и ему поступил приказ от прокуратуры силой изъять футболки. Задержанные стали звонить друзьям, прессе и адвокатам предупреждая, что их хотят избить полицейские. Экзекуция была отменена.
В общей сложности необоснованное задержание длилось в течении трёх с половиной часов, с 13:55 до 17:30.
После освобождения активисты ОМПК отправились на тоже место, где и были остановлены, т.е. возле ЦУМа “Зангар” (пересечение пр. Жибек-жолы и ул. Байсеитовой), и сидели там в окружении плотной цепи полицейских, не нарушая общественного порядка, в течение часа. После чего активисты ОМПК разошлись по домам. На этот раз должностные лица правоохранительных органов не задержали и не предъявили активистам ОМПК никаких требований.
В этой связи возникает естественный и законный вопрос – если активистам не предъявили никаких претензий по поводу нарушения закона 11 марта во второй раз, то почему они были задержаны 05 марта и 11 марта в 13.55?
Таким образом, можно сделать два заключения:
Первое – если активистами ОМПК совершено правонарушение и они не были наказаны должным образом, то полицейские допустили преступную халатность и тем самым нарушили закон.
Второе – если активисты ОМПК никаких требований действующего законодательства РК не нарушали, то на каком основании работники правоохранительных органов задерживали без каких-либо пояснений активистов ОМПК. В данном случае так же речь идет о нарушении закона работниками полиции. Выводы. Активисты ОМПК констатируют, что существует как общие признаки, так и большая разница между задержанием 05 марта и 11 марта 2006 года. Это выражалось в следующем:
1. Существует устойчивая тенденция ужесточения противозаконного применения законов в отношении задержанных:
— это может выражаться в различных формах физического и психологического воздействия на задержанных,
— это может проявляться в различных формах провокаций со стороны представителей правоохранительных органов в виде подброса наркотических веществ задержанным, необоснованных обвинений в совершении различного рода правонарушений для возбуждения уголовных дел и признания задержанных невменяемыми (душевнобольными) и заключение их в специализированные психиатрические учреждения.
В связи с этим, ОМПК обеспокоено дальнейшей судьбой своих активистов, а также потенциально возможным применением против них запрещенных законом способов и методов.
2. Активистами ОМПК, которые были необоснованно задержаны 05 и 11 марта 2006г., отметили агрессивно-враждебное отношение между работниками прокуратуры, полиции и КНБ. Это было вызвано тем, что руководство прокуратуры и КНБ отдавали явно незаконные приказания полицейским по запугиванию задержанных. А полицейские, понимая незаконность данных приказов, неохотно подчинялись им. Несмотря на явно противозаконные приказания вышестоящих должностных лиц правоохранительных органов, полицейские выполняли не требования закона, а санкционированный произвол чиновников. Это является наглядным подтверждением извращенного и очень опасного понимания действующего законодательства Республики Казахстан со стороны должностных лиц, наделённых властными полномочиями.
ОМПК