Многие сетовали, что в своем Послании Глава государства не упомянул о мучавшей всех теме убийства Алтынбека Сарсенбаева и не огласил список причастных к заговору. Но, на то он и мудрый восточный политик – на самом деле санкция на отстрел виновных прозвучала достаточно отчетливо.
Всем известна степень влияния казахстанских миллиардеров – героев журнала “Форбс” Александра Машкевича и Владимира Кима на нашу политическую жизнь. Многие судьбоносные решения принимаются в лучшем случае с их ведома, а нередко и в угоду лишь им. Так ратификация Киотского протокола Казахстанским парламентом остается мечтой лишь потому что на то не получена санкция наших металлургических королей. Можно вспомнить памятное заседание Совета инвесторов, на котором слово Александра Машкевича решило судьбу посмевшего встать ему поперек дороги главного антимонопольщика Ораза Джандосова. Примеров силы еврейско-корейского лобби в Казахстане достаточно. Однако вдруг все изменилось.
В своем Послании, высказываясь о необходимости создания в Налоговом комитете отдельного подразделения по работе с крупными налогоплательщиками, Нурсултан Назарбаев позволил себе весьма конкретное и четко сформулированное лирическое отступление от основного текста относительно низких поступлений от предприятий Евразийской промышленной Ассоциации и медного гиганта мировой величины “Казахмыса”. Для людей знакомых с технологией президентского спичрайтерства известно, что случайных лирических отступлений у Ноль-первого не бывает. Каждый жест, каждая шутка и каждая реплика проработаны, отшлифованы и утверждены, а потому представляются экспромтом и импровизацией. Стало быть, следует понимать, что данная тема поднята именно ради этих двух фигурантов казахстанской экономики, а новое подразделение будет одним из фронтов наступления на позиции Машкевича и Кима.
Можно было назвать это предположение бредовым, если бы на прошлой неделе в весьма предупредительно лояльной к власти газете “Литер” не появился крупный наезд на металлургов под названием “ОтрасЛЕВОЕ соглашение” — горняки и металлурги страны могут бастовать только с ведома своих хозяев. В пух и прах разнес журналист трехстороннее соглашение между профсоюзами горняков, ассоциацией горнодобывающих предприятий и мининдустрией. Выступая якобы в защиту трудящихся, журналист жестко нападает на две оставшиеся стороны – ассоциацию горняков и мининдустрии. Получается, наряду с наступлением по линии налоговых служб, санкционированы и полномасштабные маневры на информационном фронте. Тем более, что первый руководитель газеты “Литер” известен своей тесной аффилированностью с нынешним министром информации Ермухаметом Ертысбаевым.
В этой части невольно всплывает информация о том, что именно этот экс-советник президента причастен к подготовке текста Послания и тем более к подготовке “вольных отступлений”. Соответственно в обеих нападках на Машкевича и Кима прослеживается явный след Ермухамета Ертысбаева.
Посему в крупномасштабном наезде на крупнейших операторов ВВП страны можно предположить три версии. Первая и основная – они оказались причастны к заговору против Ноль Первого в связке “Машкевич-Ким-Абыкаев-Дутбаев-Утембаев”, целью которого было свержение, в результате шумихи с убийством Сарсенбаева Нурсултана Назарбаева и автоматическое назначение И.О. Нуртая Абыкаева. Но, поскольку в духе советских традиций, Ноль Первый выносить сор из избы не привык, то и расправляться с ним он будет в духе Красного Кремля. И соответственно, команда была дана исключительно Им Самим.
Другая версия заказ Дариги Назарбаевой, переданный в ультимативной форме Ермухамету Ертысбаеву. Как известно, своей излишней самостоятельностью и говорливостью последний умудрился испортить отношения с Дочерью. И условием для их потепления стало требование доказать свою неприязнь к группе “Абыкаев-Машкевич-Ким”. И именно Ермухамет Ертысбаев внес это вольное отступление в текст Ноль Первого и именно он санкционировал (в этом, кстати, и сомнений не возникает) громкую публикацию в практически карманной газете “Литер”.
Хотя, в Астане озвучивают и третью версию. Утверждают, что весь этот заказ был сделан не Даригой, а казкомовцами. В нередких визитах в южную столицу одиозного министра не раз видели в компании близких к Субханбердину и Аблязову людей. А факт неоднократных встреч говорит о том, что они не случайны и носят явно деловой характер. Если верить этой версии, то и факт неожиданного потепления прежде крайне недоброжелательной позиции газеты “Время” к новому министру тоже становится понятным.
На фоне лишь недавней тесной дружбы Ертысбаева с группой Машкевича и с его прессой в непримиримой войне с группой Казкоммерцбанка, данный демарш против вчерашнего патрона весьма показателен. Стало быть, что бы не послужило причиной наступления на горняков, сам факт ухода от них держащего нос по ветру Ертысбаева говорит о многом. Дни Евразийцев и казахмысовцев сочтены.