Вот нас пугают Рахатом Алиевым — он то, да он сё. Виновник всего, да и только. Это с одной, известной Вам стороны.
С другой стороны, в глазах своей жены, Дариги Назарбаевой, как раз наоборот. Он, Рахат Алиев, есть то, что противостоит тем, кого она назвала людьми \»вчерашнего дня\», что \»попытались вернуть нас во вчерашний день\». Он противостоит тем, кому \»удалось вывести из-под контроля общества спецслужбы\», \»удалось остановить реформу Комитета национальной безопасности\», поскольку \»до ноября 2001-го мы успешно двигались в этом направлении\». Напомню, что именно в ноябре 2001-го президент Назарбаев уволил Рахата Алиева, своего зятя, из КНБ.
Я не настолько привержен Алиеву, как его жена, — это естественно. Но есть у меня аргумент \»ЗА\» Рахата Алиева.
Вот Вас пугают Рахатом Алиевым. Вы видели его? Я видел. Иногда, правда, казалось чаще, чем хотелось. В течение 1997-го был такой вялотекущий разговорный процесс о моей газете и о его будущих газетах, какие-то перманентные встречи у него в кабинете: всё кабинэт, кабинэт…
Как-то он позвонил и велел прийти. Я как всегда чего-то там написал в своей газете, что Алиеву не понравилось. И вот он говорит: \»Вам позволили…\». Прервусь, обращался он ко мне исключительно на \»ты\», а в тот раз сказал \»вам\», почему — сейчас неважно. Так вот: \»Вам позволили жить в этой стране, чего вы ее ругаете?!\». Разговор был один на один, смысл цитаты точный.
Что я сказал на это \»позволили\» главному налоговому полицейскому — это Вам не интересно, да? Так, пробормотал про себя, навроде: \»Это Аллах мне позволил жить здесь\», но не вслух. Интересно другое: вот это \»вам позволили\» есть важная характеристика Рахата Алиева. Как бы это сказать — э-э, он несколько прямолинеен, да?
Тем не менее, я — за Рахата Алиева в политической жизни страны! Даже Дарига Назарбаева вынуждена выходить с публичными заявлениями с защитой Рахата Алиева, который, видимо, возвращал (в противоположность тем, кому \»удалось вывести\») под контроль общества спецслужбы \»до ноября 2001-го\», на страницах \»Каравана\».
Публичные заявления с любой стороны — ведь обычно бывают по-другому, да? Вопрос, на который я хочу ответить, таков: Какова главная политическая традиция в этой стране?
Дарига Назарбаева в своей известной публикации \»Даже Вю\» называет это подковёрной вознёй. Она говорит, что ее оппоненты — а среди них, как я понимаю, бывший Спикер Сената, бывший вице-премьер и глава Национального банка, бывший Секретарь Совета безопасности и бывший министр информации и другие видные в прошлом деятели государства — \»ничему другому в жизни не научились\», кроме как этой самой подковёрной возне. Трудно точно объяснить, тем более — сказать, что она имела в виду, особенно в свете ее заявлений по поводу клеветы в ее адрес и адрес ее мужа, но ясно, что она, конечно, никогда ни в какой подковёрной возне не участвовала.
Но я хочу сосредоточиться на другом — а может быть и похожем?! — политическом приеме: \»Борьба за влияние на президента\».
Мне придется вспомнить один из первых своих разговоров с Алтынбеком Сарсенбаевым, тогда министром просто \»информации\», позицию \»общественное согласие\» он еще не добавил. Разговор происходил в кабинете и в присутствии человека, который меня, редактора ВРЕМЯ ПО, и представил министру несколькими неделями раньше. Я до сих пор убежден, что Министр как будто репетировал речь перед кем-то очень высоким и тренировался на нас, на мне. \»Вот тенге стабилен, — говорил он, — так почему так высоки проценты банковские?\». И тут же: \»Это ведь Абракадабра-банк (следовало название банка) и Игрек (называлась фамилия тогдашнего премьер-министра, стоявшего накануне опалы) впрямую занимаются спекуляцией, пользуясь монопольным положением. Они зарабатывают сверхприбыли!\». Министр пояснял нам, что Игрек и Абракадабра-банк повязаны через коррупционные отношения.
Честно говоря, аргументы показались мне не свободными, не в смысле коррупции, а в смысле величины банковского процента. И дело было даже не в такой уж монопольности положения банка. Величина банковского процента отражает не только стабильность валюты, но также и риски — прежде всего риски! На самом деле, речь Министр вел вовсе и не о процентах — проценты это мелочь. На самом деле, как мне показалось тогда и как до сих пор кажется, Министр тренировался в использовании политического приема \»Борьба за влияние на президента\». Я даже не обсуждаю его намерения, они могли быть самими лучшими.
Вот эта традиция и есть самое главное – и самое худшее! — в политическом развитии Казахстана. Влиять на президента представляется самым прямым путем для достижения политических целей. Но недаром на Востоке говорят: самый прямой путь не есть самый короткий!
Алтынбек Сарсенбаев был непревзойденным мастером такой борьбы. Мне кажется, он пытался выйти за рамки этого хорошо опробованного им метода. Так, когда он в последний раз вернулся в правительство как министр информации накануне парламентских выборов 2004-го, он требовал открытия общественного телевидения и прочего. Но! — опять-таки как мне кажется, — он бы не знал, что делать с этим телевидением!
Почему я так думаю? Почему я так смею думать, спросят некоторые из Вас, может быть даже большинство из Вас (это в случае, если кто-нибудь опубликует настоящую работу, в чем я очень не уверен!)? По-че-му?
Мой ответ: Алтынбек Сарсенбаев в оппозиции фактически уже более 5 лет, он человек с очень неплохим опытом работы в СМИ. И он ничего не сделал в становлении оппозиционной прессы, а надо подчеркнуть, что эти газеты есть их единственный рупор(!): ничего, что вывело бы эту прессу на новый уровень. Это мое мнение как профессионального журналиста и редактора, пусть и бывшего.
К примеру, взять один из таких еженедельников с громким названием: помню номер с последней страницей вся сплошь — какие-то мировые поп-звезды, полуголые девицы в полном цвете и грива африканского льва на лучшем месте полосы — натурального африканского льва. ПОЧЕМУ?! \»Почему? — спросил я \»владельца\» этой газеты, с которым не без труда удалось встретиться (слово владелец взято в кавычки, потому что я не знаю реального хозяина, финансирующего издание). — У Вас политическая газета и одна из лучших страниц отдана под откровенный мусор?\» К чести моего собеседника, должен сказать, — вначале он смутился несколько. Но потом вывернулся — они все такие верткие. У нас народ такой, — уверено ответствовал он.
Категорически не согласен! Я тоже народ, кстати.
По-моему, они все — и левые и правые, и ближние и дальние — по-прежнему! — пытаются объяснить президенту Назарбаеву Ху-из-Ху. Перманентные закулисные маневры! В выдающихся случаях — выход на улицы! Всё! Другого не умеют! Что газеты, в которых печатается Дарига Назарбаева (кому бы они не принадлежали), что газеты, в которых “поливают” ее и ее мужа (кому бы они не принадлежали), мало говорят с нами, народом. Потому что мне нужны разные точки зрения, а не только полярные! А Вам?
Апофеозом такой \»демократической\» прессы я рассматриваю сайт www.mizinov.net. Я даже не обсуждаю профессиональные параметры издания. Но сайт устроен прямо как страна: некоторые (авторы) говорят открыто, остальные — самые умные! — вещают инкогнито! Анонимы и, прошу прощения, онанисты! (“Дурак, это закон жанра”, — так и слышу от этих рукоблудов.)
Или вот 9 марта один парламентарий выступил со статьей — после своего \»смелого\» заявления по поводу расследования убийства Сарсенбаева: \»Мою позицию в кулуарах шепотом разделяют почти все\» (?!!). Что это за депутаты у нас? Да такие же, как мы! И что Вы думаете, наш смельчак покидает парламент, не согласный с трусостью своих коллег? Нет! Он \»уже разговаривал с президентом\», он \»рад, что такой разговор состоялся\». Он \»постарается довести до президента все то, что не написал, что имел в виду под общими формулировками\». \»Я постараюсь его информировать\».
Информанты и информантки, так их и затак!
Весь пафос последних публикаций Дариги Назарбаевой направлен на защиту своей семьи, но, прежде всего, — своего мужа, Вы согласны? Почему она это делает – сказать трудно. Тем не менее, представим себе, что в силу каких-то \»маневров\», связанных с \»Борьбой за президента\», Нурсултан Назарбаев в очередной раз \»убирает\» Рахата Алиева. Не потирайте руки! — Вы думаете, что это хорошо?
Мой ответ — НЕТ!!! Всё возвратится на круги своя. Нет! Пусть он будет! Рахат Алиев должен жить в политической сфере этой страны (не подумайте, что это мой реверанс на его давнее “вам позволили”). Пусть живет, и пусть это заставит оппозицию предпринимать долгосрочные программы, а не бегать в поисках агентов влияния на Назарбаева!
Вспомним, что случилось осенью/весной сезона 2001/02: это он, Рахат Алиев, заставил значительную часть элиты отказаться от их \»Борьбы за президента\» и обратиться к нам, народу. Только концовка была невнятная, как обычно — все перенесли в кулуары, или, если хотите, \»под ковер\». Осенью 2001 года ни Алтынбек Сарсенбаев, никто другой нам так и не сообщил причины отставки. Официального заключения не было, была пресс-конференция тестя и зятя. И все!
Мы только подозреваем, что они \»Поборолись за президента\» и как бы выиграли — удовлетворились этой борьбой?
При этом, я не призываю предать забвению \»Борьбу за президента\», как метод политической практики в Казахстане. Я толкую о гражданском обществе, о формировании общественного мнения как стабилизатора этого самого общества.
Послушайте, даже У., тот самый У, что сидит как организатор убийства, — даже У. имеет право быть услышанным и не только ограничиться признательными показаниями, данными на высоте 10.000 метров, как остроумно излагает сверх-информированный “Караван”. Я с этим самым У. учился в одной школе в параллельных классах. Где его адвокаты и где их голос?! Дайте им слово, дайте ему общественных адвокатов, наконец! Дайте ему кредит, в конце концов, чтоб он нанял их себе!
Вечером 20 марта услышал на “Голосе Америки” некоего эксперта Сергея Баймухаметова, которому задали вопрос о политическом аспекте убийства Сарсенбаева. Ответ таков: никакой политики, это все уволенные министры, это “разборки среднего уровня”. Вот так, господа! Я не хочу видеть этот Дежа Вю. Поэтому я говорю: “Даже У, или Потому я за Рахата Алиева”!
“Что-то неладное творится в нашей стране”, — то слова из Дежа Вю Дариги Назарбаевой. Мой друг сказал о них: “Вот это особенно хорошо”. Что ж, присоединяюсь.