Аким г.Алматы как главная интрига перегруппировки сил на властном Олимпе

С чем связаны атаки на Имангали Тасмагамбетова

Как показали события последнего времени, убийство Алтынбека Сарсенбаева сыграло роль катализатора внутриэлитных “разборок”. Оказалось не суть важно, кто был заказчиком убийства — более существенным стало оттеснение политических оппонентов от центра принятия решений сразу несколькими политическими группировками. Среди них, как все крупные ФПГ, так и административные группы влияния. Уже ни для кого не секрет, что конечная цель этой глобальной для страны “разборки”, борьба за верховную власть. На это недвусмысленно указывает скрытая или явная активизация “семейных” групп влияния, хотя в закрытом режиме противостояние никогда не прекращалось, а убийство Сарсенбаева лишь показало насколько далеко зашли противоречия.

Надо сразу оговориться, что по отношению друг к другу открытых нападок никто из них не допускает. Речь идет о косвенных “наездах” на аффилированные структуры или политиков, поддерживающих тот или иной клан. Две явные точки приложения усилий – это медиа-холдинг “Хабар” с одной стороны, и аким г.Алматы – с другой. В частности, создание негативного образа “Хабара” стало одной из главных целей СМИ, подконтрольных группе Тимура Кулибаева. Речь идет о казахстанских приложениях к некоторым российским изданиям и ряде местных периодических изданий, в которых в последнее время очень активно муссируется мнение оппозиции по отношению к медиа-холдингу, так как выгодность этого очевидна. В свою очередь, их оппоненты “бьют” по личностям. Складывается впечатление, что главная их цель – это нынешний аким г.Алматы.

По кому наносится удар

Многими аналитиками подчеркивается его самодостаточность и наличие собственной публичной позиции, что вкупе с известной связью с группой Кулибаева, делает его очень опасным для известной медиа-группы, причем, как с позиции собственных претензий на влияние, так и определяющей по отношению к Президенту поддержки их оппонентам. Так именно с его поддержкой связывают взлет Тимура Кулибаева в качестве вице-президента государственного холдинга после кажущегося падения с поста вице-президента “Казмунайгаза”, что очень широко освещалось СМИ, входящими в орбиту “Хабара”.

Не исключено, что Имангали Тасмагамбетов не ограничивается одной поддержкой, но и играет роль креативного и системного менеджера группы. Во всяком случае, именно с ним связывается создание ассоциации “Kazenergy”, призванной представлять интересы энергетических и в том числе нефтегазовых компаний Алматы (“Больше страсти вокруг власти” Дина Рымбаева, Трибуна, N11, 24.03.2006, с. 9). Подобная роль Имангали Тасмагамбетова вызывает определенные опасения за его позиции во власти, ведь активные нападки в его адрес – это, скорее всего, отражение подводной части айсберга подковёрных интриг. Возможно, что именно в пику действиям известной медиа-группы, которая предположительно руководствуется принципом “нет человека – нет проблемы”, подтолкнула СМИ, аффилированные к группе Кулибаева, взяться за публичную страховку акима г.Алматы. Пример? Пожалуйста: “Пока остальные силовики хранят молчание, убийство Алтынбека Сарсенбаева, его водителя и охранника продолжает оставаться в обществе темой № 1. И все чаще возникает вопрос: кто следующий в “столе заказов”? Имена “кандидатов” называются разные, но, что примечательно, лидеры оппозиции упоминаются гораздо реже, чем крупные государственные чиновники. Такие, как аким Алматы, например...” (Г.Бендицкий “Тайны следствия”, газета “Время”, 23 марта, 2006г.).

В этом контексте заслуживает особого внимания ситуация вокруг одного из наиболее приближенных к Президенту людей Нуртая Абыкаева. Обвинения в адрес, формально и фактически второго лица государства, выдвигаемых медиа-группой, указывает на фронтальность их стратегии, когда удар наносится по всем наиболее сильным опорам конструкции. Об этом в известном своем заявлении “проговорилась” Д.Назарбаева, сказав, в частности, “заговор серых кабинетных интриганов и на все готовых нуворишей-авантюристов, готовых хоть по трупам идти ради достижения своих целей. И тем и другим любой ценой нужно было остановить демократическое развитие общества. Потому что таланты подковерной возни первых и непомерные аппетиты вторых оказались под угрозой” (Д.Назарбаева “Дежа вю” \»Караван\», 10 марта 2006 г.). Учитывая, что главными аппаратчиками в стране являются Нуртай Абыкаев и Имангали Тасмагамбетов, очевидно, что удар наносится именно по ним.

Кто и как

В то же время не совсем понятна (во всяком случае, на публичном поле – прим. авт.) позиция Евразийской группы, которая, как считалось ранее, выступала на стороне Имангали Тасмагамбетова. Сегодня некоторые нюансы указывают, что их отношения далеко не безоблачны. Повод говорить об этом дало интервью акима г.Алматы в газете “Время”, где в качестве примера неверной стратегии Правительства по развитию финансового центра была приведена структура и функционирование Евразийской промышленной ассоциации.Во-первых, наш рынок должен быть прозрачным и открытым, а финансовая система — предлагать честные правила игры. К примеру, Евразийская промышленная ассоциация имеет свой корпоративный банк. А она должна заниматься конкретным производством. В то время как весь финансовый блок взял бы на себя какой-нибудь авторитетный западный финансовый институт. Который имел бы возможность проводить независимый аудит, работать на рынке ценных бумаг и т.д. Только это будет означать действительное доверие инвесторов к экономике страны” (“Имангали Тасмагамбетов: Работа “на интерес” меня не привлекает!”. Газета “Время”, 23 февраля 2006 г.).

Возможно, что охлаждение отношений связывают с давним желанием Евразийской группы, занятой в сырьевом секторе, принять участие в разработке нефтегазовой отрасли. Учитывая, что и медиа-группа давно нацелилась на нее, и ждет удобного момента, этот фактор может сыграть интегрирующую роль в достижении локальных целей обеих групп. Небольшой нюанс — многое указывает на то, что газета “Деловая Неделя” была продана Евразийской группой именно владельцам медиа-холдинга “Хабар”, что, учитывая влияние обеих групп возможно только при наличии партнерских или как минимум союзнических отношениях. В данном случае характерна статья в этой газете, посвященная празднованию “Наурыза” в городе Алматы – абсолютно не соответствующая истине, полная сарказма и вымысла (Махамбет Ауэзов “Нестабильность погоды или почему праздник надо встречать дома”, газета “Деловая неделя”, 24 марта 2006 г.)

Еще один нюанс. Многие сейчас гадают, с чем связано появление фильма “Сириана” голливудского происхождения, где прозрачно намекается на закрытость процессов в нефтегазовом секторе Казахстана, с упоминанием фамилии Президента и роли одного из родственников. С учетом того, что в Голливуде сильны позиции еврейского лобби, можно предполагать, что повлиять на выход этого фильма могла Евразийская группа, что очень похоже на ее методы.

В связи с тем, что “евразийцы” предпочитают закрытый режим влияния на политические решения, они и станут главным элементом скрытой части основной политической интриги. В нее может быть включен нынешний Премьер-Министр Даниал Ахметов. Не исключено, что в ближайшее время в его публичных выступлениях прозвучат довольно тонкие негативные выводы относительно развития города.

Однако по всей вероятности, начать полномасштабную акцию дискредитации Имангали Тасмагамбетова мешают сигналы поддержки, подаваемые ему главой государства. Среди последних стоит отметить посещение городского акимата и участие Президента после десятилетнего перерыва в таком знаковом для страны событии, как празднование Наурыза в г.Алматы.

Исходя из этого, можно сделать несколько выводов

Первое. В отношении Имангали Тасмагамбетова главной целью его оппонентов является дискредитация и смещение с должности акима. Евразийская группа руководствуется сугубо экономическими задачами, так как их стратегия развития не стыкуется с позицией нынешнего акима г.Алматы. В свою очередь медиа-группа, преследуя стратегическую цель “освоения” верховной власти, в отношении Имангали Тасмагамбетова решает двуединую задачу; ослабляя позиции оппонента, старается поставить во главе крупнейшего мегаполиса страны своего человека. При этом для вышеуказанной группы экономический интерес не является главным. Известно, что Алматы традиционно является средоточием полярных политических сил и, следовательно, большой переговорной площадкой. Соответственно, обладая всей полнотой власти в Алматы, появляется возможность серьезно облегчить поиск и привлечение к себе политических союзников. Возможно, что серьезным аргументом для активизации своих действий в этом направлении является то, что становится все более явным налаживание политического диалога с оппонентами власти со стороны Имангали Тасмагамбетова. Ряд позитивных для Тасмагамбетова материалов, появившихся в последнее время в ряде оппозиционных изданий – яркое тому подтверждение.

Второе. Закономерный этап эмоциональной истерики после убийства Сарсенбаева прошел и политический процесс неизбежно переходит в закрытую фазу, что более опасно для акима г.Алматы.

Поводами же для раскручивания интриги вокруг Имангали Тасмагамбетова могут стать три момента:

1) Якобы нелояльность к Президенту;

2) Вероятные просчеты в ведении городского хозяйства;

3) Раскрутка тем, косвенно связанных с деятельностью акима

Всё вместе взятое — довольно характерный набор технологий, зависящий от суммы накопленного материала против оппонента. Естественно, что главным методом противостояния подобным технологиям – это не втягиваться в полемику и находиться “над схваткой”, что мы и наблюдаем в настоящий момент со стороны Имангали Тасмагамбетова.

Этап за этапом

Определенным этапом в начавшейся кампании против Имангали Тасмагамбетова можно считать размещение “заказа” на него в российском издании “Новая газета”, пока не самой раскрученной, но уже вполне читабельной. Приведем две выдержки, служащих подтверждением первой линии атаки:

У недовольных есть влиятельные союзники в среде правящей казахской верхушки. Они представляют себя самыми лояльными сподвижниками президента, но активно пытаются использовать националистические настроения. Например, аким (мэр) Алма-Аты Имангали Тасмагамбетов издал 6 апреля 2005 года постановление № 2/189 “О переводе делопроизводства на государственный язык местных исполнительных органов города Алма-Аты”, согласно которому все делопроизводство всех служб и департаментов города с 1 января и до конца 2006 года должно быть переведено на казахский язык”.

Для него заигрывание с националистическими чувствами казахов, все еще воспринимающих себя как народ, подавленный русскими колонизаторами, и с исламом — способ вербовать себе новых сторонников. Какому политику не нужны сторонники? Вопрос в цене, которой они приобретаются. Имангали Тасмагамбетов успел побывать в роли второго человека в стране — председателя правительства. И ни один политик не откажется от стремления стать первым” (Дмитрий БОЖКО, Назарбаев не берет исламистов на веру, “Новая газета”, 27.03.2006).

Кстати, каких-либо иных следов автора, написавшего вышеуказанную статью, ни в одной из зон Интернета найти не удалось.

Относительно второй линии атаки можно только порекомендовать акиму давать меньше информационных поводов для различного рода инсинуаций. На время постараться, все инициативы, кроме системных, озвучивать через городские структуры. К примеру, позитивная в целом статья ранее бравшего у Имангали Тасмагамбетова интервью Анатолия ИВАНОВА, “Кто “натравил” акима на баню?”. В ней дается расклад вокруг бани “Арасан” и делается такой вывод: “Зная, что аким Алматы в настоящий момент подчищает “хвосты” за своим предшественником, они через чиновников среднего звена, сидящих в своих креслах со времен царя Гороха, подсунули ему историю 10-летней давности. Понятно, что сам г-н Тасмагамбетов “Арасаном” заниматься не будет, а спустит все опять же вниз. А вот человек или группа людей, что желают сесть в кресло директора комплекса “Арасан”, убивают сразу двух зайцев. Во-первых, получают желанное место, а, во-вторых, ставят акима Алматы (уже грозящегося разобраться с проблемой банного комплекса с помощью правоохранительных органов) в неловкое положение. А почему нет? Ведь у акима южной столицы таких “друзей” немало!”. Причем в начале статьи автор утверждает, что интерес акима к “Арасану” был подогрет со страниц издания “Газета.кз”, которое входит в известный медиа-холдинг. И выдвигается сомнение: “Возможно, эта история и не привлекла бы особого внимания, если бы не некоторые занятные нюансы. Наверняка многие заметили, что в последние месяцы практически все средства массовой информации, расположенные на площади Республики 13, невзлюбили Имангали Тасмагамбетова. На этом фоне всеобщей нелюбви к акиму особенно заметен телеканал КТК, который всякий раз изыскивает возможность стать чемпионом мира по “обниманию” главы южной столицы Казахстана. При этом в ход идут самые разнообразные приемы. Тут вам и ремонт дорог, и предполагаемое проведение зимних Олимпийских игр в 2014 году, и обеспечение (или необеспечение – тут уж как хотите!) правопорядка на улицах Алматы.

Что же получается?! С одной стороны, телеканал КТК ищет малейшие промахи г-на Тасмагамбетова, а с другой, “Газета.kz”, по слухам, входящая в тот же медиа-холдинг, протягивает акиму руку?! Что-то здесь не так!”.

Очень интересна и симптоматична статья в российских “Новых известиях”, совмещающая первое и третье направление атаки, и что интересно перепечатанная в тот же день сайте “geo.kz” буквально за день до “Наурыза” и полностью посвященная Имангали Тасмагамбетову. Сразу надо отметить название “В Казахстане, похоже, началась борьба за наследство Н.Назарбаева”, автор под псевдонимом Нурахмет Мансуров, а сам сайт, предположительно входит в медиа-холдинг “Хабар” или раскручивается аналитиками Марата Тажина. Цитируем: “В компрометации всей большой президентской семьи в целом может быть заинтересован бывший председатель правительства Казахстана Имангали Тасмагамбетов. Для человека, побывавшего в роли второго лица в государстве, совершенно естественно мечтать о кресле первого”. До перечисления всех инсинуаций вокруг него отмечается,Но, вступая на тропу информационной войны, Имангали Тасмагамбетов, возможно, не учел, что в его биографии есть немало скандальных эпизодов, о которых оппоненты могут еще не раз напомнить публике”.

Заключение

Несмотря на все попытки отдельных представителей правящей элиты организовать широкомасштабную дискредитацию Имангали Тасмагамбетова, всё же надо признать, что пока сделать им это в полной мере не удаётся. Отчасти реализации их планов мешают не только определенные подвижки в развитии политического процесса в стране, на что указывает принципиальная готовность оппозиции в лице ЗСК участвовать в работе госкомиссии по демократизации, но и возросшее влияние другого теневого политика – бывшего главы Совета безопасности. Учитывая это, для того чтобы удержаться “в седле” самому Тасмагамбетову необходимо провести ряд закрытых переговоров с представителями потенциальных политических и экономических союзников. Другое дело, сможет ли Тасмагамбетов извлечь уроки из своих прошлых ошибок, и сделать шаг навстречу тем, кто пока не является его врагом?