Атака на государственный язык активизирована по всем фронтам. С одной стороны, глава правительства демонстративно выступает на русском языке, а вызванные этим нападки депутатов отметает его шеф. С другой, официальная персона Сергей Терещенко – де-юре зампредседателя Ассамблеи народов Казахстана, а де-факто, главный человек, отвечающий за межэтническое согласие, отзывается о перспективах государственного языка, мягко говоря, с явным пренебрежением.
Буквально несколько лет назад подобную ситуацию представить было невозможно. Тем более, что и премьер и уж тем более шеф Ассамблеи действуют с оглядкой на Большого шефа и никогда не действуют, а уж тем более, не выступают без соответствующей санкции. Получается, что вся возня вокруг статуса госязыка не случайна.
На фоне этого как-то уж больно навязчиво напрашиваются ассоциации с резким увеличением в России финансирования поддержки русского языка за рубежом. Куда пойдут эти миллионы? В погружающийся в пучину гражданской войны Кыргызстан или в нестабильный Узбекистан? Или в агрессивно настроенные к русской культуре и политике Украину и страны Прибалтики?
Довольно стройно в эту систему наступления на государственный язык вписывается и заявление министра культуры и информации Ермухамета Ертысбаева, о том, что комитет по языкам должен продвигать не только государственный язык, но и русский и английский. Хотя, видимо, господин министр запамятовал, что средства из бюджета выделяются лишь на развитие госязыка. Но, как бы там ни было, но обозначенную политику министерство продвигает планомерно – впервые выходящие на государственном языке СМИ получили средств на выполнение госзаказа значительно меньше русскоязычных. Странно лишь, что в разговорах, руководителями казахоязычных СМИ, Ертысбаев объяснил недостаточное финансирование неким, связанным с необходимостью сближения с Россией, поручением Президента и руководителя Администрации Джаксыбекова. Дескать, весь тендерный процесс контролируется лично Джаксыбековым и Тажиным, а он лишь выполняет спущенную сверху волю.
Данная версия действительно объясняет все вышеобозначенные казусы вокруг госязыка. Действительно, президент жестко высказался в парламенте по госязыку, действительно выпады исходят от лиц приближенных к президенту, действительно визит президента в Россию был неким знаком сближения, действительно казахские СМИ получили на порядок меньше денег, чем русские.
Стало быть, ближайший период в Казахстане пройдет не под знаком госязыка и его внедрение вновь отложено в долгий ящик. Вот только знают ли при этом идеологи новой языковой политики о том, что язык терпеть долго не может. Поскольку, по словам генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацууры, на планете в среднем каждые две недели исчезает один язык. И в исчезновении казахского языка история и объективные потомки будут винить персонально вас, господа Нурсултан Абишевич Назарбаев, Адильбек Рыскельдинович Джаксыбеков и Марат Мухаметказиевич Тажин.