Начиная проект “Казахстанская программа стажировок” нам как студентам различных казахстанских вузов было интересно: будем ли мы востребованными специалистами, будем ли мы, гордится своим дипломом как гарантом престижной работы, и, наконец, не теряем ли мы время в университете?
Приступив к проекту, главной сложностью было найти компании готовые принять к себе на стажировку студентов. К тому же проект пилотный, и у многих компаний до этого не было практики, как оплаты стажировок, так и гарантирования со своей стороны не “ксероксной” или “кофейной” практики, а стажировки по специальности с возможностью трудоустройства. Но в последствие, после длительных переговоров, мы нашли партнеров среди казахстанского бизнеса и ряда транснациональных корпораций.
Приступив ко второй части проекта: обработке требований компаний и анкет студентов, проведению мастер-классов и тренингов стало ясно, что есть и спрос, и предложение, но они из разных категорий. Да бизнесу нужны молодые, креативные, устойчивые к стрессам люди, но профессионалы в узких направлениях, которых не надо дополнительно обучать, вкладывать в них время и деньги.
Так почему же казахстанские вузы готовят “товар, нуждающийся в доработке”?
Для ответа на этот вопрос МИСК провел исследование: “Степень соответствия предоставляемого в Казахстане высшего образования потребностям казахстанского рынка труда”. Опрос проводился как среди студентов и преподавателей вузов, так и представителей коммерческих организаций, в шести городах Казахстана.
Студенты, которые всегда заявляют об отсутствии опыта работы, как об основной проблеме трудоустройства, не хотят получать этот опыт в мало престижных компаниях с низким уровнем заработной платы. Современному выпускнику необходимы деньги, машина, квартира и при этом “работа, где поменьше работы”. Почему же это происходит? Почему наши вузы готовят BOSS-ов, а не работников?
Недостаточная связь между компаниями и вузами, но у компании нет никакого интереса, тратить свое время и силы на студентов, кроме того, что какой-нибудь из них возможно, когда-нибудь станет ее сотрудником.
Представители компаний видят решение проблемы в налоговых послаблениях, в этом случае они готовы взять на себя функцию “доработки” выпускников в профессионалы – предоставить стажировку с последующим трудоустройством. А как подсчитывать эти послабления за каждого стажера или за каждый вуз, с которым компания сотрудничает? Но коммерческий сектор сам должен быть заинтересован в квалифицированных специалистах.
Так почему же сотрудничество проходит так вяло, почему лишь некоторые компании действительно тесно сотрудничают с вузами, готовя для себя специалистов? И почему компании не видят выгоды в подготовке кадров, неужели грамотный профессионал себя не окупает? В этом случае получается, что он не нужен…
Крупный бизнес (P&G, Темир Банк) заявляет о необходимости набора молодых специалистов для воспитания профессионала в своей компании, как альтернативы найма человека, который в любой момент может уйти к конкурентам.
Все вопросы этой статьи сходятся к одному: “и что теперь?” будет делать правительство в сложившейся ситуации, когда наметилась тенденция к изменениям: и вузы и коммерческие организации идут к консенсусу. Готово ли правительство поддержать МИСК и проект “Казахстанская программа стажировок” в действительных действиях по улучшению вопросов соответствия качественных и количественных требований рынка труду к отечественному высшему образованию.