С какими ветряными мельницами сражается министр Ертысбаев?

В начале этой недели вышли: “Мегаполис”, “Казахстанская правда”, “Литер” и “Аргументы и факты. Казахстан”.

В газете “Мегаполис” вышло большое интервью с председателем КНБ РК генерал-лейтенантом Амангельды Шабдарбаевым. Несмотря, однако, на величину и объем сказанного первым комитетчиком страны, ничего нового, конкретного или осязаемого читатели так и не узнали. Генерал ходил вокруг, да около, сыпал канцеляризмами, домашними заготовками-абстракциями, в общем “сливал” журналисту сплошную воду. Интерес это интервью вызывает лишь в связи с начинающимся в Талдыкоргане судебным процессом по делу об убийстве Алтынбека Сарсенбаева, его телохранителя и водителя, к которому волею судеб оказались причастны сотрудники антитеррористического спецподразделения “Арыстан” Комитета Нацбезопасности. И вот, что Амангельды Смагулович говорит по поводу того, как он собирается восстанавливать подмоченную репутацию “львов” и своей службы в целом:

“Учитывая серьезные упущения и недостатки в организации кадровой работы, отсутствие должного контроля со стороны руководства департамента кадров Комитета, мною приняты определенные меры. На сегодняшний день полностью обновлен руководящий состав этой службы, а по результатам переаттестации более 20 военнослужащих спецподразделения уволены без права восстановления. Новым руководителем “Арыстана” назначен офицер из резерва руководящих работников, имеющий большой практический опыт оперативной и кадровой работы

Под жесткий контроль поставлены вопросы служебно-воинской дисциплины. Укреплена служба собственной безопасности, где также назначен новый руководитель. Ужесточен порядок проведения аттестации работников органов КНБ, в этом деле исключается любой формальный подход”.

В то же самое время, отвечая на вопрос журналиста о том, кого же, ребят от “сохи” или “распальцованных мальчиков”, предпочитает набирать современная казахстанская спецслужба, Шабдарбаев, к удивлению читателей, сваливает “распальцовку привилегированных чекистов” на советское прошлое, но и не отрицает наличие таковой в настоящем. Относится же он к этому спокойно: по его мнению, в век рыночного общества, высоких технологий и “строительства в Казахстане демократии” ребята от “сохи” не нужны, это, дескать, не столь актуально. Главное, как отмечает “обновленный” председатель КНБ, чтобы его подчиненные были профессионально подготовлены в различных областях, а также владели несколькими иностранными языками.

В свою очередь, вчерашний номер “Казахстанской правды” публикует новые шокирующие откровения министра культуры и информации Ермухамета Ертысбаева. Но на сей раз бывший советник президента превосходит самого себя по скандальной неоднозначности своих утверждений. Так, в самом начале интервью, Ертысбаев замечает: “Государство, находящееся в транзитном периоде, не может вот так просто взять и отказаться от проведения информационной политики, примеряя костюм демократий, которым уже больше столетия. Вспомните о тех трагических событиях, которые происходили после распада СССР во многих странах постсоветского пространства. Там ведь тоже “вначале было слово”. Там некоторые СМИ так “обработали” общественное мнение, отрабатывая заказ определенных политических сил, что пролилась кровь ни в чем не повинных граждан”.

После чего, Ермухамет Кабидинович с места в карьер “кричит” — вранье”! на весьма одиозную поправку об обязательном материальном резерве для всех желающих бизнесменов открыть собственное издание. Дескать, я не говорил, и в проекте закона не писал о 40 тысячах долларов, которые-де должны храниться на специальном депозите до востребования честным и гуманным казахстанским судом с целью компенсации морального вреда, нанесенного СМИ какому-нибудь государственному деятелю. Лукавство же министра заключается в том, что в обнародованных им поправках речь хоть и не идет о 40 тысячах “зеленых”, зато вполне четко сухим канцелярским языком говорится о 5 тысячах МРП, что, в общем, и эквивалентно упомянутой злопыхателями Ертысбаева сумме. Спрашивается тогда, так, кто же манипулирует общественным сознанием?

А вот какие меры министр намеревается принять к выступлениям, подобным тому, каким выдался доклад председателя редакционной коллегии газеты “Республика” Ирины Петрушовой на недавнем газетном форуме в Москве:

“Судя по всему, оппоненты решили действовать по принципу: чем чудовищнее ложь, тем легче в нее поверить.

Как быть в такой ситуации? Уговаривать — нет, вы не правы? Не думаю. Должна действовать система административных штрафов, которые предусматривает закон о СМИ. Ведь речь идет не о сплетнях на кухне — в заблуждение вводят огромные аудитории. Так создается определенная угроза безопасности страны. Кстати, во многих странах, где происходили перевороты, захватывались в первую очередь те же телевизионные каналы. А тут даже захватывать ничего не надо. Все уже есть, уже в руках…”

Размышляя о страшных последствиях, к которым могут привести злоупотребления свободой слова в Казахстане, Ермухамет Кабидинович решает сыграть на национальном вопросе. По его мнению, может и вправду его поправки “жестоки”, однако, не окажется ли еще более жестокой ситуация, когда в ходе спекуляций на языковую тему “некоторые СМИ создадут напряженность с непредсказуемыми последствиями?”.

Наконец, настоящим “перлом” Ертысбаева можно считать мысль о злобных и тайных врагах, вынашивающих планы через незалицензированные государством типографии лишить рядовых казахстанцев мира и согласия: “Да, нынче благодаря политике, проводимой Главой государства, ситуация в Казахстане стабильна. Республика находится в лидерах — и по уровню развития экономики, и по темпам обеспечения уровня жизни. Но нужно смотреть на перспективу. Кто знает, не пожелают ли некоторые политические силы использовать типографские мощности на нужды, весьма далекие от истинных устремлений казахстанцев, намеренных жить в мире и спокойствии? Кто будет печатать, что будут печатать? Вопросы не праздные”…

Сегодняшний “Литер” не вдаваясь особенно в политические вопросы, повествует о перипетиях сталелитейного рынка, основными игроками на котором являются договорившиеся недавно о слиянии российская “Северсталь” и люксембургская Arcelor с одной стороны и имеющая непосредственное отношение к Казахстану Mittal Still с другой. Как утверждает “Литер” от ситуации вокруг Arcelor во многом будет зависеть судьба всего английского концерна Mittal Steel, который только на поверку имеет прописку на берегах туманного Альбиона, но по своему составу является многонациональным конгломератом сталелитейщиков. В рядах компании днем и ночью трудятся 160 тысяч человек в 12 странах мира. Если люксембургский концерн сохранит независимость и сможет устоять на ногах, то Лакшми Митталу в ближайшие годы предстоит и дальше существовать в условиях жесткой конкуренции. Ведь как говорят эксперты, после объединения Arcelor с “Северсталью” люксембургская компания получит не только прирост в производстве на 17 млн. тонн стали в год, но и доступ к сырьевым активам российской компании. Однако подмечает “Литер”, свои голевые мячи в ворота конкурентов Mittal Steel привык посылать из проблемных стран, куда по политическим и экономическим причинам не рискует приходить крупный капитал.

Посему, несмотря на то что главные баталии происходят на европейской сцене, тем не менее, исход битвы обещает отразиться и на Казахстане… “В республике действует местный филиал транснациональной компании Ispat Karmet – бывший флагман советской металлургии Карметкомбинат, который сегодня производит более 6,6 млн. тонн стали в год… Ispat Karmet остается единственным предприятием в структуре Ispat International, который продолжает работать на традиционной доменной печи, что заметно отражается на объемах производства. Не исключено, что поражение на европейском рынке стали, заставит империю Лакшми Миттала обратить внимание на Восток, где сегодня набирает динамичные обороты “азиатский дракон” из Поднебесной”.

“Аргументы и факты Казахстан” рассказывают сегодня о первом крупном финансовом проекте, осуществленном в формате Евразийского экономического сообщества. Речь идет о первом заседании совета Евразийского банка развития, состоявшемся в Алматы. Совет избрал российского министра Виктора Христенко своим председателем, а его казахстанского коллегу Владимира Школьника – его заместителем. Председателем правления же банка назначен помощник министра финансов Российской Федерации Игорь Финогенов. Как пояснил последний в небольшом интервью “АиФ Казахстан” предварительный “портфель” проектов, которые мог бы финансировать банк, уже составляет 1,8 миллиарда долларов. Они все прошли первую стадию оценки и рекомендованы для дальнейшей работы. Кроме очевидных проектов в энергетике и нефтедобыче, г-н Финогенов назвал добычу урана, создание транспортных коридоров “Север-Юг”, “Восток-Запад”, строительство в Казахстане совместных предприятий по выпуску комбайнов и “КамАЗов, а также запуски спутника из-под крыла самолета.