Бескорыстные враги отвлекают внимание от талдыкорганского суда

Вчера и сегодня: “МК в Казахстане”, “Свобода слова”, “Время”, “Литер-неделя”, “Республика”, “Эпоха” и “Новое поколение”.

“МК в Казахстане” во вчерашнем номере публикует интервью с председателем Конституционного совета (КС) Игорем Роговым. Один из серых кардиналов отечественной политики редко выползает на газетные полосы из бюрократической тени, поэтому даже в том ворохе сугубо политкорректных и выверенных вещей, о которых “откровенничает” Игорь Иванович можно поискать и найти что-нибудь интересное. Ну вот, например, когда руководитель КС начинает говорить о периодических посланиях своего органа, он признается, что они не являются обязательными к исполнению, играя исключительно рекомендательную роль. Все зиждется лишь на доброй воле и желании чиновников совершенствовать нормативно-правовую базу. Но о силе этого желания никому рассказывать не надо. По словам главы Конституционного совета, у нас до сих пор “не решена очень серьезная задача, поставленная в прошлогоднем послании КС, о несоответствии текста ряда нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы человека и гражданина на государственном и русском языках”.

В другом месте своего интервью Игорь Рогов вспоминает о приватизации, у истоков которой ему довелось постоять вместе с Алтаем Тлеубердиным (ныне глава канцелярии премьер-министра). С ним он отвечал за экспертизу большого пакета указов в администрации президента, касающихся передела социалистической собственности. Причем, даже здесь “птенец гнезда президентского” остался верен себе и своему патрону, свалив часть ответственности на далекого и безобидного Акежана Магжановича. “В частности, по нашим предложениям президент, воспользовавшись своим конституционным правом, отменил некоторые акты правительства, возглавляемого Кажегельдиным”. Заметна тенденция, согласно которой наши чиновники если и критикуют деятельность правительства, то, как правило, либо этого правительства уже нет, либо его возглавлял нынешний бельгийский эмигрант.

“Свобода слова” львиную долю вчерашнего выпуска – пять полос (!) – посвящает продолжающемуся в Талдыкоргане судебному процессу по делу об убийстве Алтынбека Сарсенбаева, Бауыржана Байбосына и Василия Журавлева. В свою очередь “Время” пишет о том же, только в гораздо более емком формате. Как отмечает издание, участники судебного разбирательства начинают постепенно привыкать друг к другу, стараясь усмирить свои амбиции. А было дело, когда на просьбу адвоката Розенцвайга говорить громче, гособвинитель — прокурор Кириленко посоветовал юристу лучше “мыть уши”. “Адвокату Сарсенову, настаивавшему на приглашении в суд токсиколога, чтобы выяснить, откуда в крови у Сарсенбаева и Байбосына появился алкоголь — рассказывается в статье Марата Асипова “Дают — бери!”, — тот же советник юстиции предложил вечером “принять”, с тем, чтобы впоследствии посмотреть, как долго алкоголь продержится в его организме”. Однако сейчас адвокатам уже не грубят. А судья Мерекенов уже не открывает заседания с видом человека, которому предстоит окунуться в ледяную воду. “В понедельник он даже слегка позевывал, что вызвало легкое оживление в зале”, — указывается в еженедельнике.

“Литер-неделя” публикует огромный материал с “пленарки” Мажилиса, где между председателем правительства Даниалом Ахметовым и депутатами разгорелся нешуточный спор вокруг инициированного самими мажилисменами законопроекта “О государственной монополии”, предполагающим введение госмонополии на производство и переработку двух редкоземельных металлов – рения и осмия.

“Из-за желания мажилисменов ввести в юрисдикцию госмонополии переработку рений- и осмийсодержащего сырья под удар был поставлен принцип необратимости заключенных контрактов между иностранными инвесторами и казахстанской властью, — критически отзывается об инициативе парламентариев “Литер”, выгораживая тем самым интересы прибыли отдельных инвесторов в сырьедобывающем секторе казахстанской экономики. — Депутаты ратуют за пересмотр заключенных ранее соглашений и призывают провести реприватизацию, правительство в этом отказывает, но обещает, что государственный контроль над процессами продажи и ценообразования металлов будет ужесточен”.

В итоге, депутаты разошлись “мирно” с кабинетом министров, решив отложить рассмотрение законопроекта до осени, но, как замечает издание, потребовав финансово-экономических обоснований от кабмина в случае передачи производства и переработки редкоземельных металлов третьим лицам.

Критикует мажилисменов в этом номере “Литера” и эксперт газеты, известный политолог Досым Сатпаев, который приурочивает свой традиционный обзор сегодняшнему совместному заседанию палат парламента, на котором было объявлено о закрытии второй сессии законодательного органа власти. Сатпаев анализирует деятельность особенно нижней палаты данного созыва и приходит к неутешительному выводу. По его словам, несмотря на то, что через сито этого состава парламента за текущую сессию прошло немало важных законопроектов, как-то “Об амнистии в связи с легализацией имущества”, “О легализации незаконных трудовых мигрантов” и т.д., а также, невзирая на то, что депутаты стали более активно, чем раньше не соглашаться с правительством, радоваться все равно особенно нечему.

“…здесь и находится самое уязвимое место наших депутатов, — утверждает политолог. – Амбиций много и вроде бы из коротких штанишек выросли, а подчиненная роль парламента в политической системе Казахстана устанавливает слишком низкий потолок для их деятельности. Хочешь подняться и сразу ударяешься лбом о “политическую целесообразность”, которую определяет исполнительная ветвь власти”.

“Республика” продолжает в своем сегодняшнем номере раскручивать излюбленную для себя тему нерегистрации народной партии “Алга”, с которой издание, судя по всему, находится в одной упряжке. “Каким путем идти НП “Алга”?” — задается газета вопросом. И пытается ответить на него, приводя на своих страницах мнения ряда экспертов, ранее опубликованные в газете “Азат”. Политологи Нурбулат Масанов, Юрий Булуктаев, Андрей Чеботарев, Бурихан Нурмухамедов и Еркин Тукумов сходятся в том, что организации Асылбека Кожахметова не следует сбрасывать обороты, продолжая активную деятельность ради достижения заветной цели по регистрации. Последний подмечает, что сегодня ситуация работает на имидж партии. “И в конечном итоге, я думаю, регистрация все-таки состоится – пусть под другим названием или в составе альянса с другой партией, — говорит Еркин Тукумов. — Сейчас же партии просто нужно активнее работать, не замыкаться на внутрипартийных проблемах, не идти на поводу у своих критиков, не скатываться к популизму и не заниматься самобичеванием”.

“Эпоха” анализирует сегодня также при помощи экспертов ситуацию вокруг ертысбаевских поправок в законодательство “О СМИ”. По словам политолога и главы Института по освещению войны и мира в Казахстане Эдуарда Полетаева, версия о том, что власть поправками в закон “О СМИ” пытается отвлечь наше внимание от внутриполитической ситуации в стране с тем, чтобы мы за деревьями не увидели леса, появилась пару недель назад, но уже обретает все больше поклонников, “…власть прекрасно понимает, что все происходящее вокруг закона “О СМИ” отвлекает от громкого судебного процесса, более того процесс идет в Талдыкоргане – одном из городов, наиболее лояльных власти. В то же время основная часть критически мыслящих журналистов живет и работает в Алматы”.

Сегодняшнее “Новое Поколение” пишет, что поправки в законодательство о СМИ приняты казахстанским парламентом. С незначительными исключениями. В целом то, что хотели инициаторы этих поправок, им удалось. И к тем “красным флажкам”, которые уже были расставлены для казахстанских журналистов “друзьями” свободы слова, добавлено еще несколько. “Наши смелые и профессиональные парламентарии вместе с интеллигентным, харизматичным министром информации добавили этих флажков, зная о том, что они делают. Они не могут этого не знать, потому что, если они не ведают, что творят, то это еще хуже. Прежде всего, для нас с вами, — говорится в статье Сергея Козлова “Бескорыстные враги”. — Они знают, что настоящая угроза национальной безопасности — это не газеты или телеканалы, постоянно борющиеся за свое выживание. Это разгул коррупции в стране, причем разгул на всех уровнях и в самых разнообразных проявлениях… Теперь и о коррупции, и о преступности, и о беззаконии будет писать и говорить еще опаснее — новых уловок для того, чтобы не говорили и не писали, вполне достаточно не только у акимов и акимчиков, постоянно расчищающих информационное поле от говорливых и пишущих. Наши радетели национальной безопасности дошли до того, что даже смена редактора теперь влечет перерегистрацию СМИ. В какой еще стране, просто уважающей такой общественный институт, как свободное слово своих граждан, такое возможно?” — задает риторический вопрос обозреватель “НП”, по слухам, близкой к фигуре Рахата Алиева.