Грузия — первая в тигровой шкуре

\»Все равны мы перед смертью,
Всех разит ее копье,-
Лучше славная кончина,
Чем позорное житье.

Ты раздай богатства бедным,
Возврати рабам свободу,
Надели моей казною
всех убогих и сирот.

Руставели, “Витязь в тигровой шкуре”

Это раз

По причине приватизации СССР в государствах СНГ у власти оказались кланы бывшей партийной номенклатуры, её худшая часть, “самые бездарные, беспринципные, лживые и алчные”. Собственно кодовая операция “Независимость” произошла не по прямой воле партии. В основе вполне автономных друг от друга этно-административных бунтов вполне гармонично лежала сама общая система упадка.

Это два

Административный аппарат по своей внутренней природе не может быть чем-то автономным и регулироваться рынком. Собственно регулирование рынком государственных функций ведет к исчезновению недоразвитого аппарата — в виде коррупции и продажной психологии приводит к растворению клерков в море интереса и абсолютно внегосударственной психологии — частной наживы. Естественно, что в такой среде государственных интересов быть не может, защищать их просто некому (в идеале). Но пока бесхозный аппарат как бы растворяется в мировом океане аппарата рынка, точнее переходит всей своей структурой на роль последнего отдела, связанного с местностью кровными узами и грамотным маркетингом (население также сообразно интенсивно приспосабливается к сексуальному многообразию и глобализации), можно наблюдать весьма своеобразные государства-финики, они же государства “транзитного периода”. А именно: Армения, Белоруссия, Грузия, Киргизия, Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркмения, Узбекистан и Украина, Молдавия, Таджикистан.

Что мы сделали “за два счета”?

Во-первых, это долго объяснять вообще, но определили главные действующие “лица”, мировые авторитеты, общие конкретные мотивы и “предметный базар”.

Лицо № 1: международный капитал, международная мафия (как хотите), ТНК, Збигнев Бжезинский, страна, которую он представляет и Френсис Фукуяма с его “концом”.

Лицо № 2: номенклатурные лица славянской, кавказской и азиатской национальности. Это те самые “жадные, лживые и циничные”, постноменклатура, — еще более циничная, еще более патриотичная, еще более непонятная без микроскопа и метастазная под операционным ножом.

Лицо № 2, потеряв свою первичную исполнительскую функцию, точнее переродившись по собственной инициативе, всем своим аппаратом (из самых близких родственников) поступает “на услужение” Лицу № 1, как гаранту сохранения рода деятельности, то есть берет патент на занятие государственной деятельностью со всеми двусторонними обязательствами, (все как у белых людей!) обязательствами перевоспитаться-перевоспитать и приступает к демократическим реформам у себя на участке.

Это, сами понимаете, три

Через короткий период перевоспитания мы имеем совершенно отличных друг от друга клиентов МВФ и МБ. Чтобы понять, почему именно Грузия объявила в некотором роде административный дефолт первой, мы попытаемся рассмотреть среди худых и жирных стран-пациенток как расширились или атрофировались их экономические желудки. (Вот здесь вы найдете все! Кроме резиновых калош, что носят горные таджики, кроме донорских почек, что вырезают из тела нищие молдаване, кроме расстрелянных голов армянских парламентариев и сжатого кулака бунтующего Джумы Намангани).

Справка: С точки зрения экономической специализации материального производства в СНГ выделяется группа промышленно-аграрных стран (Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина), где индустриальный сектор дает более 25% добавленной стоимости и группа аграрно-промышленных стран (Азербайджан, Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан), в сельскохозяйственном секторе которых образуется более 25% добавленной стоимости. Эти группы стран обладают разными возможностями перехода к информационной форме цивилизации, являющегося одним из условий устойчивого развития.

Теперь, по очереди.

Самыми худшими экономическими показателями отличаются Таджикистан и Молдова.

Для Лица № 1 они представляют наименьший интерес. Этими странами заинтересованы лишь узкие специалисты по регионам, то есть — политики, следовательно, государственные клерки с малой долей личной заинтересованности в собственного “прибыльности” дела; живущие на окладе. Наркотраффик из Афганистана их будет интересовать постольку поскольку, нет больше необходимости зоны нестабильности под южным рубежом геополитического конкурента — России, тем более что и в Афганистане правит лояльный, контролируемый режим.

Что касается Молдовы, — она не представляет для Лица № 1 по сути уже никакого экономического интереса. То, что было сделано руками демократических реформаторов, называется банальной патетичной, естественной и быстрой колонизацией: Молдова находится сейчас в таком режиме экономической зависимости, что даже приход к власти старых коммунистов, номенклатурного склада функционеров ничего не может изменить к лучшему (естественно, для молдаван). Если кто и заинтересован в Молдове, только румынские державники, и то — только для политической демагогии и заигрывании с румынским электоратом. Молдова имеет 800 миллионов долларов внешнего долга. Решить проблему внешнего долга и выхода из кризиса при полной энергетической зависимости от России при помощи одних только вин и табака физически невозможно. (“Более того, Молдова не является сегодня страной выгодного транзита ресурсов и капиталов. Напротив, наше законодательство построено таким образом, что зарубежным экономическим агентам значительно выгоднее объезжать нашу страну седьмыми дорогами, не говоря уже о том, чтобы хранить деньги в наших банках”. — Информация с молдавских инетресурсов). Поэтому Молдова формально красная. По сути же, на остатки от барского стола к власти в 2001 году пришли политические чудаки — им было это позволено (предположим Лицом № 1, его малым экономическим интересом, его операцией прикрытия снятых первых сливок).

Итак, самые “слабые”, бедные ресурсами страны обсосаны Лицами № 1 и №2 в гармоничном союзе по возможности быстро, если, конечно, что-либо можно пососать и находятся в странном раздробленном состоянии либо родовой этнической войны (прям как в Африке! — это путь всех, каждого(!) в максимальной амплитуде гражданского общества по Попперу), либо “красные”, где на разрухе и остатках заседают по укоренившейся привычке не гибкие по возрасту, очень серьезные, отрешенные от действительности почти больные идейно старички.

Мировая практика говорит о том, что если уровень абсолютного обнищания достигнет хотя бы 50% от общего уровня бедности и будет удерживаться в этом состоянии хотя бы 5 лет, то после этого ситуация становится необратимой. Фактически, очень резкое ухудшение жизненного уровня в Молдове наступило после 1998 года, а в сельских районах еще и после административно- территориальной реформы.

“Административная реформа 1999 года еще больше усугубила эту ситуацию, разрушив инфраструктуру десятков населенных пунктов. Вместе с ними потеряли эту инфраструктуру и близлежащие села, что окончательно консервирует их социальную отсталость.

Реформа 1999 завершилась классической формой выражения бедности и богатства, характерной для слаборазвитых стран. Богатство концентрируется в столице, бедность — на всей остальной территории страны. В первую очередь, в селах. В столице — инфраструктура XXI века, оптоволокно и мобильная связь, предназначенная обслуживать потребности богатых и иностранных представителей, в селах — голод, нищета, использование живой тягловой силы (в том числе и людей)”. — Молдавские инетресурсы.

Следующая группа.

В этой группе вы найдете взрывы, расстрелы парламента, марши территориальных южных кланов в столицу, жесткий клинч аппаратно-семейных элит, революцию роз и даже пассивную внутреннею холодную войну. Это — Армения, Белоруссия, Грузия, Киргизия.

Справка: “В отношении обеспеченности минеральными ресурсами СНГ распадается на группы стран с высокой и низкой обеспеченностью сырьем. Относительно большими запасами невозобновляемых ресурсов обладают Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркмения, Узбекистан и Украина; хуже обеспечены Армения, Белоруссия, Грузия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан”.

Армения, Белоруссия, Грузия, Киргизия не обладают богатыми природными ресурсами — это их беда, рок и главная причина перманентно взрывоопасной ситуация. Причем сохранение Лукашенко государственных механизмов регулирования экономикой не устраняет режимную опасность его падения. (Потому что Лицо № 2, она же развращенная совковая бюрократия не прекращает никогда попыток засунуть руку в государственный карман, — это ее неизлечимая болезнь, беспокойство и неистребимая тяга успокоится на приватизации. Лукашенко крупные предприятия в частную собственность почти не отдал, тем самым вступил автоматом в противоречие с Лицом № 1, чей моральный союзник и компаньон — чиновничество, Лицо № 2 формально носит государственный мундир, в душе мечтает побрататься для крупной аферы с Лицом № 1, усиленно ворует по возможности, и в тайне сочувствует демократической оппозиции. Вот такие существуют невообразимые комбинации. Это минус. Благоприятным для режима Лукашенко является также транзитность магистральных дорог и газопровода, а также политическая благосклонность Москвы, раскрывшей, в том числе и экономические объятия для союза. Это плюс. Процесс приватизации в Белоруссии не обрел значительных масштабов, российские компании не смогли приобрести в республике хозяйственных объектов, имеющих стратегическое значение. Это, учитывая состояние самой России, для Белоруссии плюс.

Можно выделить как минимум два типа постсоветских экономик:

Рыночная система со смешанным бюрократически-криминальным регулированием. К этому типу относятся Россия, Украина, Казахстан, Киргизия, Грузия, Азербайджан, Армения, Молдова

Административная система с использованием рыночных элементов. Свойственна для Узбекистана, Белоруссии, Туркменистана

Административная система и некоторая экономическая закрытость буквально смягчает нокаутирующий удар шоковых терапий в экономике и спасительно сдерживает воровские привычки всех государственных мужей от номенклатуры. Вместе с тем она консервирует обманчиво то, что должно рано или поздно развалиться на свои составные части (семьи, роды, области, племена). Богатые полезными ископаемыми Азербайджан, Казахстан и особенно Туркмения идут таким несколько вялым, но надежно проверенным \»нигерийским\» путем — путем разительной материальной дифференсации, богатству нескольких правящих семей и нищете остального населения. Кроме того, происходит возрождение социально-политических анахронизмов как приговор \»свободной\» экономики. В любом случае автаркические экономические схемы (Узбекистан, Туркмения обречены сами по себе, ибо в современном жестко взаимосвязанном мире это означает падение: и закрыться нельзя, изолироваться от всего мира — не дадут, и открыться — традиция (в том числе и покорность населения исчезнет в два счета). Похожи, что автаркические режимы с безграмотным и пассивным населением продержатся дольше всех, но и это — обманчивое мнение. Такие закрытые режимы обречены на постоянный социальный потом и экономический кризис, следовательно, на помощь извне, следовательно, возрождения из долларового пепла нашего общего знакомого, благодетельного Лица № 1, которое притянет за длинные чуткие уши и добрые ладони антикризисные инвестиции МВФ, окончательно реконструирует обветшалые ручные мануфактуры в высокотехнологические фабрики, откультивирует старых нищих — дервишей в модернищих — безработных, и над этим всем — апофеоз прекращения традиционного многодетности — введет рекламу контрацепции и порнографии.

Для первого типа характерны:

  • относительная автономия хозяйствующих субъектов по отношению к государству,
  • единый обменный курс валюты, формируемый на межбанковской валютной бирже,
  • приватизированы ведущие предприятия в ключевых отраслях (с юридической точки зрения, приватизация наименее продвинута на Украине. Но с фактической точки зрения государство почти полностью утеряло рычаги воздействия на государственные предприятия. Большинство стран данного типа имеет значительную задолженность по отношению к международным финансовым организациям и государствам Запада).

Для второго типа характерны:

  • прямая административная зависимость хозяйствующих субъектов от государства,
  • принудительный множественный курс национальной валюты к доллару (Белоруссия, Узбекистан),
  • госсобственность сохраняет ключевые позиции в экономике. В то же время второй тип экономики неизбежно подразумевает существование черного рынка обмена валюты.

Те сегменты экономики, которые не представляют интереса для международного бизнеса, функционируют по законам мелкотоварного уклада, который к тому же почти везде в странах СНГ завяз в теневых отношениях.

Вот там где и нет ископаемых, а это — Армения, Грузия Киргизия, там и — самые радикальные политические трения, иначе перманентный кризис, будет почти холодная гражданская война. Лицо № 1 тут мало на виду в виду отсутствия его главного интереса — минеральных ресурсов, а вот за остальную, бюджетную ренту пойдет не шуточная борьба всего разношерстного люда отряда, составляющего полное лицо Лица № 2 до и после приватизационного периода. Это материальное напряжение на бюджетных остатках или того, что ТНК просто не интересно.

Вы спросите почему? Потому что здесь происходит процесс распада традиционного уклада, а взамен \»коллективной\» культуре каждому аборигену предлагается строить отношения с подобными себе аборигенами через голый прагматизм и сразу. Пока он тут уложится, вернее, сорганизуется в мировую схему много добра и многих аборигенов уже не будет. Но пока вы это поймете, короче, “паровоз умчится прямо на границу”, а переученные к голому расчету варвары начнут коситься на себе подобных, чтобы овладеть остатками от паровоза с добром.

Грузия, с обретением незалежности, наконец, зажила по средствам. Жизнь за счет Эсэсэра плохо сказалось на терпимости грузин друг другу на момент системного кризиса. Может быть грузины — самые энергичные, патриотичные и эмоциональные люди во всем СНГ, но, если бы им дать богатые месторождения по типу Азербайджана или Казахстана, думаю, они больше бы занимались (вернее их амбициозная элита), банковскими операциями, естественно, с нашим вездесущим помощником и разбойником в одном лице, — Лицом № 1.

Самые обеспеченные сырьем страны (Россия, Казахстан) не защищены от бархатных революций роз, более того, они не защищены традиционно (Россия) и от не бархатных бунтов. Это вообще целый комплекс социальных ссылок и исторических предпосылок.

Но в одном можно быть уверенным точно — изменения будут, не могут не быть, ибо сама традиционная государственность (Россия) находится под ударом вывоза сырья и капиталов. Сама власть находится в жестком лимите средств сохранять полуколониальную стабильность и видимость собственного правления. Для другой же страны, которая вроде никогда не проявляла радикальной активности на фоне перерождения, а лишь следовала и копировала поступки других, в чем-то даже опережая учителей по причине цивилизованного “бескультурия”, гарантии отчужденности от процесса изменения не дает никто. Даже и самой последней она будет вынуждена повторить, что повторяли все. Если же вы хотите спросить, в каком же ключе пройдет у нас Грузия через политическое сердце, отвечу: это будет далеко не любовь Амура к первому почетному лицу и успешному национальному распределителю.

Когда исторически поднимается администрация, или двор сравнивается с возможностью со своим патчой, материально независимые слуги очень тяготятся жесткой администрацией и контролем Солнца, стремятся к независимости реальной, следовательно, им будет нужен распределитель — номинал, солнце лишь обозначающее солнце. Все будет идти к ослаблению его прошлой патернальной роли с новой формальной апелляцией к закону, к Конституции. Появятся много равноудаленных и равно независимых политических субъектов-апелляторов.

“Растущее обнищание значительного числа граждан стран СНГ- данность, наличие которой не может отрицать никто из объективных наблюдателей. Глубокий демографический кризис характерен для Армении, Молдовы, Грузии, Украины, России. Наоборот, аграрное перенаселение — первопричина многих проблем Узбекистана.

Группа стран (Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан), численность населения которых увеличивается со скоростью, опережающей прирост производства продовольствия и товаров первой необходимости, должна активизировать демографическую политику. Снижение темпов прироста населения, как показывает опыт, приведет к улучшению его здоровья”, — советы глобалистов по контролю рождаемости.

Успехов.