Форма правления Казахстаном должна быть такой, наличие которой привело бы к безусловному становлению процветающей нации. Значит, она является инструментом достижения обозначенной цели. Поэтому, не подкупаясь внешней привлекательностью форм правления, нам надо их приспособить, если надо вновь создать, исходя из её пригодности, как инструмента по осуществлению наших намерений. И только тогда следует трансформировать к ней существующих структур управления переходного периода.
При её выборе не следует зацикливаться, ориентируясь на существующие формы правления. В частности, на западную модель демократии, усиленно проталкиваемую всеми. Многие журналисты и политологи местного пошива иронизировали по поводу недавнего высказывания О.Сулейменова о том, что западные политики подумывает о введении авторитарной формы правления, хотя это мысль была недалека от истины. На самом деле западная демократия вступила ныне в фазу длительного кризиса. Возьмем ту же Германию. Благополучие её, естественно зиждется на экономике. А участники рыночной экономики существует не для обеспечения благополучия страны, а получения максимума прибыли. И теперь немецкий капитал в поисках высокой прибыли все больше уплывает в те страны, где дешевле производить. При этом, оставляя на произвол судьбы тот народ, трудом которых создан этот капитал.
Правительство это видит, но ничего серьезного для предотвращения такого явления предпринять не сможет, ибо они сами зависимы от капиталистов, парламент тем более. Тем временем рабочие места сокращаются, растет безработица, социальные программы урезаются… Будучи в США поражаешься нынешним небывалым темпом завоевания местного рынка товарами, произведенные в третьих странах с участием американского капитала.
Конечно, множество недостатков демократии в странах Запада восполняется относительно исправным функционированием сложившейся системы политической власти, гражданских институтов, которые в совокупности с самовоспроизводящимся социально-экономическим комплексом позволяют этим странам развиваться более-менее поступательно. Но при всем этом все больше снижается уровень жизни населения. Так, в США в шестидесятые годы прошлого столетия, если только один работающий обеспечивал сносное существование семьи, то теперь приходится трудиться двоим, чтобы иметь такую же обеспеченность.
Поэтому (и не только поэтому) электорату в поисках рационализации развития общества приходится выбирать ту или иную группу политических менеджеров (т.е. партий), которые, не всегда удачно корректируя ход развития страны, порою затормаживают, нередко выбрасывая колоссальные ресурсы на ветер, что сглаживается наличием запаса прочности общества, в т.ч. мощным экономическим базисом. Но не исключается случай, когда этот перекос приводит к экономическим кризисам и политическим катаклизмам.
Тем развивающимися странам, в т.ч. нашей стране, которые не располагают такими запасами прочности, частая смена ориентиров вместе со сменой власти, отсутствие выверенного курса – не позволяют добиться необходимых результатов в своем развитии.
Конечно, в прошлые времена, западная демократия с рыночной экономикой, хотя немалыми потерями, все же вывела земную цивилизацию на новый уровень. Однако, они, имеющие тысячелетние корни, и американская демократия и классический капитализм, принимаемый ныне за образец, основы которой были заложены в реалиях этой страны двухсотлетней давности, устарели.
Мыслящая Америка сегодня считает, что нынешний их плутократический капитализм подлежит замене демократическим капитализмом, назревающим в недрах старой системы.
В этих условиях, принятие нами их изжившей модели демократии и рынка, было бы невежеством и недопустимой ошибкой.
Спрашивается, почему тогда идет усиленная пропаганда о прелестях западных демократий и принудительный экспорт в другие страны? И мне кажется, правы те, кто считает, что внедрение демократии – это способ создания однообразно выгодного поля для деятельности западных монополий. Которые и ведут широкомасштабную деятельность по распространению их демократии. Но это не означает, что мы отвергаем демократию. Мы, тоже стремимся к ней, но только к той, которая соответствует нашим интересам.
Хотелось бы отметить, что у нас бытует мнение: как изберем “честных” депутатов, сформируем “честное” правительство, все наши проблемы будет решены как надо.
Такие надежды в некоторой степени оправдались бы в начальный период перехода в капитализм. Теперь нет – это уже заблуждение, или намеренный обман. На сегодня у нас позиции крупного капитала и их ставленников таковы, хотите или нет, и далее будет избираться во власть они. И они будут править страной так, как им выгодно.
При западной модели демократии у развивающихся стран иначе быть не может, если тем более богаты природными ресурсами. Поэтому большинство таких развивающихся стран стали добычей западных монополий, чего не допускали страны, не особо увлекающиеся демократией западного образца.
Все это подтверждает тезис о том, что нам, исходя из собственного положения и намечаемых целей, предстоит создать присущую себе форму правления и разработать путь развития.
В мире — во многих странах, где стабильная власть создает необходимые условия осуществлению эффективного варианта социально-экономического развития, как правило, достигаются гарантированно высокие результаты. Чему пример достижения диктаторской Чили, монархической Испании и арабских стран, крохотного султаната Бруней, и коммунистического Китая. Как видно из примера, их достижения не зависят от формы правления, различий в национальном составе, вероисповедания, природно-экономических предпосылок.
Поэтому и Казахстан, принимая надежный путь социально-экономического развития, тоже нуждается в структуре, призванной сохранять и создавать условия для её реализации.
Такой структурой может стать условно названный нами институт “Қамқоршы” (что на казахском языке означает “заботящийся”) Конституции. Именно Конституции, поскольку, учитывая, что наша нация находится в стадии реабилитации и становления, и путь, ведущий к ней, должен быть всенародно сформулирован и закреплен в Конституции.
“Қамқоршы” – это институт должностных лиц в составе экс-Президента и Президента, Председателей палат Парламента предыдущего и действующего созыва, Конституционного Суда и представителей домов демократии и Ассамблеи народов Казахстана, премьер-министра правительства.
В ведении “Қамқоршы” должны находиться вопросы обороны, национальной безопасности, утверждение руководителя правительства, акимов областей по результатам свободных выборов в Парламент. Назначение акимов областей из представителей правительственной коалиции позволит избежать недоразумений в процессе взаимодействия вертикали исполнительной власти, возможных противоречий при различной партийной принадлежности акимов и членов Правительства. Что также исключает усиление местнических, сепаратистских тенденций.
Необходимость сохранения за “Қамқоршы” права выбора основных действующих лиц исполнительной власти вызвана тем, что в результате выборов, как свидетельствует мировая практика, к власти могут прийти и деструктивные силы.
“Қамқоршы” призван отслеживать развитие страны — как по достижению текущих целей, так и по соблюдению коренных интересов народа и государства – обеспечивать политическую, общественную стабильность в стране, соблюдение прав и свобод граждан. При этом “Қамқоршы” свою деятельность должен осуществлять в рамках Конституции, опираясь на поддержку народа и пользуясь своими полномочиями, и все вопросы должен решать на основе единогласия и равноправия своих членов.
“Қамқоршы”, как верховного органа управления страной можно ввести в совокупности с элементами прямой народной демократии, выборно-назначаемости вертикали исполнительной власти после принятия новой Конституции.
Парламент при этом будет конкретизировать положения Конституции через принятие законов, а утвержденное им правительство заниматься исполнением их.
Как явствует из изложенного, Конституция диктует цель и содержание предлагаемой формы правления, а “Қамқоршы” станет главным инструментом реализации положений Конституции.
Что возможно, и будет иметь смысл, если Конституция будет отражать коренные интересы народа, станет реальным направляющим источником развития общества и его повседневной жизни. Иначе говоря, она должна стать генетической программой развития общества и иметь реальную действенность. К чему должен способствовать и независимый Конституционный суд, решение которого должен иметь необходимую силу.
Коренные интересы народа могут быть сформулированы как совокупность национальной идеи, и ее справедливо-гуманных принципов осуществления. Для выяснения и возведения их в ранг Конституции необходимо, чтобы каждый человек выдвинул свое справедливо-гуманное видение, какой он хочет видеть свою страну и какими должны быть внутренние и внешние отношения страны – экономические, экологические, социальные, культурные, политические, военные и т.п. В том числе отношения между людьми. Далее, осмыслив, подытожив их, следует на основе этих мнений принять новую Конституцию страны. Это позволит и властям и народу иметь в Конституции общепризнанный, четко очерченный подход к решению любых внутренних и международных вопросов. То есть это станет ключом к справедливо-гуманному решению всех проблем казахстанского общества.
Такая Конституция устранит неопределенность и своеволие в действиях правящих и оппозиционных сил и предопределит возможность неуклонного служения их истинным интересам своей страны.
И каждый шаг властей, вытекающий из такой Конституции страны, будет лучше восприниматься и исполняться обществом. Ибо народ при этом будет выполнять свою волю, возведенную в ранг Конституции, при которой власть становится проводником его чаяний в жизнь.
Принятие такой Конституции даст нам возможность, опираясь на нее, строить свои международные отношения на равноправной основе – отстаивать свои справедливые интересы перед любой страной.
Основная часть работы по созданию такой Конституции должны быть проведены в гуще народа через дома демократии, которые должны быть созданы в каждом ауле и в городском квартале.
Дома демократии – это постоянное место, где люди могли бы собираться без всякого ограничения для обсуждения и выражения своего отношения к любой проблеме данной местности, страны, мира. Дома демократии, в соответствии с новой Конституцией должны иметь права вносить любые предложения на рассмотрение властных структур и следить, даже требовать соответствия действий и властей, и самого народа положениям Конституции через существующие общественно-политические структуры. Что особенно предполагает независимость судебной системы – выборности всех ее уровней, куда может обратиться народ через дома демократии.
В таких домах демократии со временем формируется культура мудрого народного управления, что звучит на казахском языке: “дана халыктың басқаруы”, сокращенно “дахабия”.
Конституцию, принятую таким путем следовало бы называть дахабической, а власть народа, возведенную в ранг основного закона – дахабической демократией.
Таким образом, в стране появится сеть постоянно действующих дахабических домов-дворцов. Которые, активизируя общественное сознание, усилят реализацию справедливо-гуманной дахабической Конституции – достижению главной её цели – построение процветающего общества.
Наличие развитых средств коммуникации, Интернета облегчит функционирование, взаимодействие этих дворцов между собой и властными структурами. К деятельности дворцов “дахабии” могут иметь доступ все заинтересованные стороны, в т.ч. СМИ, представители зарубежных организаций, эксперты и власть. Их деятельность не должна никем регламентироваться, иначе как Конституцией.
В результате народ и управленческие структуры будут иметь повседневное цивилизованное рабочее взаимодействие, что позволяет сторонам своевременно корректировать свои действия по имеющимся проблемам.
Таким образом, мы обеспечим существование на практике непосредственной народной демократии.
Ассамблея народов Казахстана, перестроив, дополнив свою структуру и деятельность, могла бы выполнять некоторые функции дахабических дворцов.
Как было отмечено, соблюдением и реализацией положений Конституции, вытекающих из справедливого и гуманного желания народа, будет заниматься жесткая вертикаль власти во главе с “Қамқоршы”, действующим под повседневным, реальным воздействием всего народа через дворцы дахабия.
На наш взгляд казахстанские реалии требуют введения именно таких форм правления, сочетающих в себе народную демократию со стабильно-переемственным, взвешенно-устойчивым управлением, исключающие отклонения в политической ситуации и зигзаги в развитии страны. Что, в конечном счете, приведет к формированию в Казахстане современной, процветающей нации. Подготовительный период перехода в такую форму правления с принятием дахабической Конституции – требуется минимум несколько лет.
В заключение хотелось бы отметить, что любая хорошая идея может быть осуществлена только при условии, если этого хотят верхи, и будет поддержаны основной частью населения. Понятно, что обе эти группы поддержат только ту идею, которая соответствует их интересам. Поэтому, ради достижения главного, наверняка придется идти на ограниченные уступки прослойке всемогущих сограждан и продуманно заниматься консолидацией нации.