Шахтеры – в могиле, Назарбаев – на ранчо у Буша

На этой неделе вышли: “Мегаполис”, “Экспресс К”, “Литер” и “Казправда”

Все газеты пишут в основном о трех вещах. Во-первых, о последствиях, в виде митингов горняков, страшной трагедии на шахте им Ленина в Карагандинской области. Во-вторых, о визите президента Назарбаева к своему американскому коллеге Джорджу Бушу-младшему. И, в-третьих, об открывшемся на этой неделе в Алматы кинофестивале “Евразия”. Но обо всем по порядку…

Традиционно отстающий от других изданий “Мегаполис” (газета выходит по понедельникам), еще раз возвращается в прошлую среду, когда в Шахтинске ушли под землю и не вернулись четыре десятка проходчиков угольного департамента сталелитейной корпорации Лакшми Миттала. Газета публикует список имен 41-го погибшего горняка, с указанием количества детей, оставшихся наполовину сиротами. При этом, желая не походить на остальные печатные СМИ, уже успевшие осветить трагические события минувшей среды, “Мегаполис” посредством своего карагандинского собкора Вячеслава Коханова подходит к делу персонифицировано, то есть рассказывает о взрыве метана под землей со слов его непосредственных очевидцев. Например, как пишет еженедельник, один из горняков, Александр Чуксин, может считать этот день своим вторым днем рождения. “Саша не дошел до места, где полыхнула трагедия, всего несколько десятков метров, — передает “Мегаполис”. — В тот момент, когда случился взрыв, горняк достиг поворота и…хорошо, что не свернул! Горячая и тугая ударная волна пыли, уже потерявшая свою ураганную силу, сбила парня с ног. Вначале Саша прижался к земле, а потом в его сознании мелькнула мысль: “Взрыв!”. Переждав “бурю”, шахтер вскочил на ноги и ринулся за поворот – туда, где оставались ребята из его бригады. Не тут-то было: за поворотом бушевала сплошная завеса из огня, дыма и пыли”…

Вчерашний выпуск “Экспресс К” в статье Светланы Кохановой “Это общая наша потеря” описывает безутешное горе шахтинских семей. В субботу в этом городке Карагандинской области прощались сразу с 24 горняками. Как пишет издание, в некоторых кварталах одна похоронная процессия следовала за другой, навзрыд плакали женщины, вытирали скупые слезы мужчины, а тротуары были усыпаны живыми цветами. “Особенно много людей собралось у дома, где жил Дмитрий Густомясов, — констатирует “Экспресс К”. – Парню был всего 21 год. В Шахтинске трудно найти более-менее хорошо оплачиваемую работу, и семья радовалась, когда Диму \»по блату\» устроили на шахту имени Ленина. \»Блат\» заключался в том, что попросил за сына отец парня, работавший на том же участке. В то роковое утро Густомясов-старший работал в ночную смену. Он вышел из забоя — сын заступил на работу… За гробом люди вели обезумевшую мать Дмитрия и его молодую беременную жену”…

Как сообщает “Экспресс К”, аким Карагандинской области Нурлан Нигматулин и глава компании “Арселор Миттал” Лакшми Миттал пришли в семью Густомясовых, чтобы лично высказать соболезнование. Затем они побывали в семьях Василия Полищука и Александра Кныша. В них, по словам еженедельника, родственники были совсем удручены, так как тела погибших еще не идентифицировали. В свою очередь, Нурлан Нигматулин попытался, как мог успокоить сокрушенных горем людей, заверив, что судебные медики делают все возможное, чтобы процесс идентификации останков был завершен как можно скорее.

Сегодняшний “Литер” рассказывает о том, что в этот понедельник 36 человек утренней смены шахты им. Ленина отказались выходить из забоя. Горняки подняли на поверхность депешу, адресованную руководству АО “Миттал Стил”, с рядом принципиальных требований. Аналогичный ультиматум выдвинули и 20 человек из дневной смены. “Они сидели в комнате на втором этаже здания администрации шахты в полном молчании, — отмечает карагандинский собкор “Литера” Айнур Балакешова.

“Литер” приводит некоторые выдержки из шахтерского ультиматума:

Мы устали быть рабами Миттала! – от имени всех горняков шахты им. Ленина выступили два механика участка № 2 Анатолий Вдовиченков и Александр Переседов. – Пока не случилась эта трагедия, никто на нас не обращал внимания. Первое наше требование – повышение зарплаты. И не просто повышение, а с фиксированной привязкой к инфляции. Мы требуем, чтобы наша заработная плата составляла 15 долларов в час, как во всех международных транснациональных компаниях…

…Требуем принципиально изменить пенсионное законодательство, — также указали в своем заявлении рабочие. — Вы видите, что горняки умирают молодыми. Дмитрию Густомясову был всего 21 год! Лакшми Миттал и его правление обязаны в короткие сроки внести в коллективный договор изменения, касающиеся пенсионного возраста шахтеров…

…В случае невыполнения плана зарплата урезается настолько, что шахтеры думают, как дожить от зарплаты до аванса, — заканчивая свое обращение, подвели горестный итог горняки. — Помогите нам! Мы здесь родились, выросли, учились, а теперь стали рабами”.

Далее “Литер” информирует читателей о том, что вскоре возле акимата Шахтинска развернулся масштабный митинг. Около двух тысяч горняков из нескольких шахт – “Казахстанской”, “Шахтинской” и им. Ленина – вышли на площадь и потребовали обратить внимание на плохие условия труда. Стихийный митинг продолжался несколько часов, пока перед шахтерами не выступил аким Карагандинской области Нурлан Нигматулин, который призвал митингующих сесть за стол переговоров и обсудить все проблемы.

Однако, как отмечается в конце статьи Айнур Балакешовой, вчера к рабочим трех бастующих шахт присоединились их коллеги с шахты “Тентекская”.

Причину столь вялого желания карагандинских горняков внимать увещеваниям властей и прочим уполномоченным представителям в этом же номере “Литера” пытается объяснить председатель профсоюзов угольного департамента АО “Миттал Стил Темиртау” Вячеслав Сидоров. В своей статье, прямо называющейся “Шахтеры никому уже не верят”, он, в частности, говорит:

“Сейчас, когда сформировалась среда недовольных, когда искорка переросла в пламя, у шахтеров появилось недоверие ко всем, в том числе и ко мне, как к председателю профсоюза. Я ведь так и не смог договориться. И в этой неустойчивой среде может сформироваться другой профсоюз, который не будет идти на компромиссы и переговоры, а станет действовать лишь методом лобовой атаки. Эту провокацию устроила администрация предприятия. Вот она-то и должна понести моральную ответственность за недовольство горняков и согласиться с их требованиями. А нет – будет еще хуже”.

Второй самой распространенной темой вышедших на этой неделе газет, как уже было сказано, стал визит Нурсултана Назарбаева в Вашингтон. Бросилось в глаза, прежде всего, достаточно сдержанное комментирование этого довольно-таки значимого события даже теми печатными СМИ, которые принято относить к сугубо пропрезидентскому лагерю прессы. Обычно словоохотливая по поводу разных внешнеполитических шагов и инициатив НАНа “Казахстанская правда”, любящая и умеющая в малейших деталях смаковать продолжительные рукопожатия глав иностранных государств с нашим президентом, на сей раз, предпочла рассказать своим постоянным читателям об открытии 3-го Международного кинофестиваля “Евразия” в южной столице. “Литер” о визите Назарбаева к Бушу поместил пространную статью под названием “Мы долгое эхо друг друга”, больше напоминающую кандидатскую диссертацию об истории взаимоотношений Казахстана и США. А “Экспресс К” ограничился сухой заметкой о предварительных переговорах руководителя казахстанского МИД Касымжомарта Токаева и госсекретаря Соединенных Штатов Кондолизы Райс. Из чего можно сделать вывод о затишье перед пропагандистской бурей, либо о латентной приверженности отечественных газет пророссийскому курсу Нурсултана Назарбаева.

“В ходе переговоров основное внимание было уделено содержанию визита президента РК Н. Назарбаева в США, — говорится в “Экспресс К”. — Госсекретарь отметила важность данного визита с точки зрения дальнейшего развития многогранного сотрудничества между нашими странами. Госпожа Райс подчеркнула, что Казахстан под руководством президента Назарбаева достиг впечатляющих успехов в деле укрепления государственности, а также в осуществлении эффективной политической и социально-экономической модернизации. Соединенные Штаты рассматривают Казахстан в качестве достойного и надежного партнера, как в регионе Центральной Азии, так и на международной арене” и т.д. и т.п.

Что касается кинофестиваля “Евразия”, о котором на этой неделе не говорили только ленивые издания, то посмотрим на него глазами “Казправды”. Благо в ее отчете практически отсутствует привычная для официального печатного органа тенденциозность “квасного” патриотизма, на сей раз замененная голой информацией.

Так, по словам “Казправды”, в этом году по красной дорожке “Евразии-2006” прошли американские актеры Стивен Сигал, Кэрри Тагава и Дэвид Кэррадайн, француженка Одри Тоту, поляк Даниэль Ольбрыхский, немцы Клаус Мария Брандауэр и Фолькер Шлендорф… Из России: Наталья Фатеева, Евгений Жариков, Наталья Гвоздикова, Валентина Теличкина, Лев Прыгунов, Лариса Лужина, Ирина Апексимова и другие. Из казахстанцев по звездной дорожке прошли: легенда кино Каукен Кенжетаев, “наш милый доктор” Юрий Померанцев, Асанали Ашимов, Раиса Мухамедьярова, Владимир Толоконников. “Очень трогательно смотрелась среди них Аянат Есмагамбетова: наша юная звездочка, еще не привыкшая к статусу популярной актрисы, шла стеснительно и робко, — отмечает государственный ежедневник и добавляет: Затем рядом с министром культуры и информации Ермухаметом Ертысбаевым и генеральным директором НК “Казахфильм” Сергеем Азимовым прошествовал Стивен Сигал”.

“Казправда” раскрывает и состав жюри основного и Центрально-Азиатского конкурсов МКФ “Евразия”. Председательствует в основном конкурсе известный российский режиссер Петр Тодоровский, а в составе международного жюри также выдающийся иранский режиссер Мохсен Махмальбаф, “чьи фильмы удостоены наград самых престижных фестивалей мира”, молодой киргизский режиссер Актан Арым Кубат, “получивший в 1998 году Гран-при Первого Евразийского кинофестиваля” и звезда европейского кино Клаус Мария Брандауэр.