Выступление руководителя регионального филиала Демократической партии “Настоящий Ак жол”, журналиста Рысбека Сарсенбайулы на форуме ОБСЕ

Варшава, 9 октября 2006 г.

13 ноября 2005 года, накануне президентских выборов в Казахстане, в собственном доме был расстрелян один из лидеров оппозиции Заманбек Нуркадилов. Два выстрела в грудь и один в голову прервали жизнь известного оппонента казахского режима. Незадолго до этого он заявил о намерении обнародовать “смертельно опасные компрометирующие” документы, в которых фигурирует президент Назарбаев. Казахстанская общественность расценила эту смерть как политическое убийство, но власти страны по завершению следствия не произвели никаких арестов и остановились на версии самоубийства на бытовой почве. Вряд ли кто-либо из присутствующих здесь поверит в то, что человек, трижды выстрелив в себя, способен подняться, найти простыню, укрыться ею и положить у себя в ногах пистолет. Именно в таком виде был обнаружен покойный Нуркадилов. Органы следствия, в нарушение закона, отказали вдове погибшего, известной певице Макпал Жунусовой в ее праве быть признанной потерпевшей стороной.

11 февраля 2006 года навсегда останется самым страшным днем не только для нашей семьи, но и всей истории Казахстана. Начало 21 века, в кровавую эпоху правления Назарбаева, ознаменовано национальной трагедией. Многие честные граждане задаются поиском ответа на главный вопрос: “Кто же истинный убийца?”. Мне, как и каждому здравомыслящему человеку, ответ предельно ясен: моего брата, Алтынбека Сарсенбайулы, убил действующий в Республике Казахстан режим личной власти президента, убил как наиболее сильного и опасного конкурента.

Алтынбек Сарсенбайулы работал в органах государственной власти Республики Казахстан в должности Министра информации и печати, Секретаря Совета безопасности страны, послом Казахстана в Российской Федерации. В 2004 году подал в отставку, был избран сопредседателем Демократической партии Казахстана “Настоящий Ак жол”, а также членом президиума Республиканского общественного объединения “За справедливый Казахстан”, созданной по инициативе объединенных демократических сил Казахстана 22 марта 2005 года в Алматы.

Многие высказывания Алтынбека Сарсенбайулы в отношении действующей в Казахстане власти оказались пророческими. “Окружение президента, а возможно, и сам президент считают, что путем дальнейшего усиления авторитаризма, переходящего зачастую в тоталитарные формы подавления прав и свобод граждан, можно удерживать власть. Но это грубейшая и непростительная ошибка! Это не выход из политического кризиса, собственноручно сотворенного властью, напротив – они тем самым еще более усугубляют ситуацию и ставят страну на путь конфронтации и противоборства! Это абсолютный тупик”. И еще. “Если продолжаются политически мотивированные процессы и преследования политиков, то власть и единолично представляющий ее президент Назарбаев окончательно потеряют свое лицо и моральное право управлять страной. В этом случае президент предстанет перед народом в качестве человека, который до смерти боится своих политических оппонентов, что, в свою очередь, вызовет разочарование общества и размежевание политических сил, которые окончательно подорвут к нему доверие”.

Этот прогноз, сделанный Алтынбеком Сарсенбайулы еще в октябре 2004 года, подтвердился полностью. Убийство Сарсенбайулы было однозначно политическим. Он и его водитель Василий Журавлев, а также помощник Бауыржан Байбосын были похищены бойцами спецподразделения Комитета национальной безопасности. Им связали руки и расстреляли в предгорье вблизи Алматы.

Государственная структура, призванная заниматься предупреждением и пресечением терроризма и экстремизма, Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, превратилась в инструмент расправы власти с оппонентами режима, инакомыслящими политиками и журналистами. По результатам поверхностного форсированного следствия по факту похищения и убийства Министр внутренних дел РК заявил, что сотрудник сената заказал убийство “из личной неприязни” к Сарсенбаеву. На скамье подсудимых оказались шесть офицеров КНБ РК, три офицера Министерства внутренних дел, а также высокопоставленный госчиновник, руководитель аппарата Сената Парламента Республики Казахстан Ержан Утембаев.

Приговор чиновнику Утембаеву, осужденному за организацию убийства вынес, собственно, сам глава государства. Выступая перед сенатом (еще в самой начальной стадии следствия), он заявил буквально следующее: “Утембаев уже все сказал. Он признается правоохранительным органам и написал письмо мне, где сказал, что никто его не подталкивал, ни с кем не советовался сам много лет держал в сердце и чувствах обиду. Кому, кто, какие деньги давал и тратил, кто организатор и исполнитель, известно”. Естественно, что в тоталитарном государстве (которое маскируется под демократическое), каковым является Казахстан, ни один судья не пойдет против мнения главы государства, которому “картина преступления ясна”.

Так и произошло.

Но мы, родственники и соратники Алтынбека Сарсенбайулы рассматривали судебное разбирательство как возможность приближения к истине. На наш взгляд, также было важно, чтобы казахстанская и международная общественность убедились в несостоятельности и предвзятости следствия, сырости и неполноценности обвинительного заключения, а главное – в тотальной зависимости казахстанской судебной системы. У нас была слабая надежда, что хотя бы инстинкт самосохранения заставит подсудимых перед лицом смерти назвать имена подлинных авторов и исполнителей чудовищного преступления.

Но, к сожалению, суд не вышел за рамки, обозначенные Астаной (столицей Казахстана).
Попирая конституционные права родителей погибшего Алтынбека Сарсенбайулы, его родных братьев и сестер, а также их представителей, суд не предоставил им возможность участия в главном судебном разбирательстве. Не были признаны потерпевшими также его соратники по Демократической партии Казахстана “Настоящий Ак жол”, одним из сопредседателей которой являлся Алтынбек Сарсенбайулы.
Суд необоснованно лишил потерпевших права ознакомления с материалами уголовного дела в полном объеме. Так, суд отказал в просмотре видеозаписи допроса подозреваемого Утембаева на стадии предварительного следствия, а также суд не дал возможности после допроса свидетелей, экспертов и исследования письменных доказательств задать ему и подсудимому Ибрагимову вопросы, что послужило поводом для выхода из процесса потерпевшей стороны и их представителей.

Кроме того, представители гособвинения и суд под вымышленным предлогом не дали участникам процесса исследовать отчет (заключение) специалистов Федерального Бюро Расследования США проведенного ими в ходе предварительного следствия на “детекторе лжи” в отношении двух обвиняемых.

Поскольку в числе обвиняемых имелись военнослужащие, то в соответствии с казахстанским законодательством, уголовное дело подлежало рассмотрению в Военном суде войск РК. В нарушение уголовного кодекса и Конституции РК дело было передано в Алматинский областной суд, в отдаленный провинциальный городок Талдыкорган. Власть опасалась того, что протест общественности, реакция на неправедный суд выльется на улицы и площади Алматы – южной столицы страны. Власть опасалась, потому что слишком очевидно было ее участие в этом жутком кровавом преступлении. Единственное определение, которое можно дать этому преступлению – терроризм.

Терроризм относится к той области политической борьбы, которая предполагает использование насильственных форм и методов, осуждаемых правом или общественной моралью, и характеризуется как разновидность политического экстремизма.
Квалифицирующими признаками ч.4 ст.233 Уголовного Кодекса Республики Казахстан по факту убийства потерпевшего Сарсенбайулы является посягательство на жизнь Сарсенбайулы, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, а равно посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля, совершенное в тех же целях, а также в целях прекращения его политической деятельности и из мести за такую деятельность.

Последствия обнаружения трупов известного оппозиционного политика и двух его помощников со связанными руками, на видном месте должно было вызвать наступление общественно опасных последствий для страны, устрашение и запугивание населения республики. Главные организаторы данного преступления частично добились своей цели. Но у большей части населения это вызвало соответствующее негодование и возмущение, и было воспринято как акт терроризма против собственного народа.

Посягая на жизнь государственного и общественного деятеля Алтынбека Сарсенбайулы, ушедшие от наказания главные организаторы преступления посягали на внутреннюю безопасность страны и безопасность ее граждан, основы общественного строя, политическую организацию общества, составляющую институтов гражданского общества. Цель – дезорганизация деятельности политической партии, изменение направления ее деятельности.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 года гласит: “Преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора среди широкой общественности, группы лиц или конкретных лиц в политических целях, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, какими бы ни были соображения политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера, которые могут приводиться в их оправдание”. Укрепление режима личной власти господина Назарбаева сопровождается усилением политических репрессий; сделало допустимым политические убийства, стало угрозой безопасности граждан Казахстана. Налицо все характеристики террора, который не должен быть оправдан.

Алтынбек Сарсенбайулы, лидер демократической оппозиции Казахстана и, по оценкам отечественных и зарубежных аналитиков, потенциальный кандидат в президенты после Назарбаева, был убит за то, что имел смелость говорить правду о преступлениях режима. Убит за то, что сделал выбор. Выбор в пользу справедливости. Выбор в пользу закона и порядка.

“Почему Назарбаев не может провести честные выборы? Хотя бы один раз? За все годы независимости? За все 15 лет своего правления? Почему он и в этот раз пошел по грязному, скользкому пути? Привычному, но опасному? Почему Назарбаев не может победить в честных выборах? Откуда у членов одной семьи четыре политические партии, если никто из них не занимается бизнесом? Судите сами. Партию “Отан” возглавляет папа Назарбаев. Партию “Асар” возглавляет дочь Назарбаева – Дарига. Просвещенный исламист, а с некоторых пор вице-президент Национальной кампании Казахстан темир жолы и по происхождению племянник Назарбаева Кайрат Сатыбалды создает экологическую партию. Знающие люди поговаривают, что за создаваемой партией предпринимателей “Атамекен” стоит еще один зять Назарбаева. Найдете вы в мире хотя бы еще одну страну, где члены одной семьи создали или создают четыре партии? В Казахстане семья – это не просто ячейка общества. Это огромный фактор политики. А точнее, фактор общественного регресса”. Это слова, сказанные Алтынбеком Сарсенбайулы незадолго до трагического февраля…

Дамы и господа!

Я полагаю и надеюсь, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, осознавая ответственность за судьбу мира на континенте, даст соответствующую оценку преступным политическим актам в Казахстане и не допустит дальнейшего распространения терроризма в регионе. Пользуясь предоставленной мне уникальной возможностью, я обращаюсь через присутствующих здесь ответственных политиков и представителей СМИ к международному сообществу с призывом потребовать от руководства Казахстана прекращения преследования политических оппонентов.

Благодарю за внимание.