На казахской земле проживают народы более 100 национальностей, которые в трудные годы войны и репрессий, голода и разрухи были депортированы, либо вынуждены мигрировать в Казахстан. Благодаря гостеприимству и радушию казахского народа все они на этой земле обрели вторую родину, получили достойную жизнь, образование.
Все народы Казахстана сегодня проживают в государстве, в котором гармонично сочетаются общепринятые демократические ценности и традиции многонационального общества. В современном мире, когда в различных регионах возникают очаги конфликтов на религиозной почве, на казахской земле мирно проживают многие религиозные конфессии. Это стало возможным благодаря мудрой политики Президента Казахстана Н.А.Назарбаева по консолидации людей на религиозной основе. По его инициативе в 2003 и 2006 годах в Казахстане были проведены Съезды лидеров мировых и традиционных религий, главной целью которых была идея сотрудничества и единения представителей различных религий.
Члены Ученого совета Казахской академии спорта и туризма, ветераны спорта – представители разных национальностей просят рассмотреть на заседании Ассамблеи вопрос о возведении от имени всех национальностей и народностей Казахстана, для которых наша земля стала второй родиной, Монумента в центре столицы нашего государства, символизирующего благодарность и признательность казахскому народу за их гостеприимство, радушие, доброту и дружбу.
Учитывая огромную роль и заслугу Президента Казахстана Н.А.Назарбаева перед мировым сообществом в объединении и сплочении людей различных национальностей и вероисповеданий, просим от имени Ассамблеи народов Казахстана поддержать его кандидатуру на присуждение Нобелевской премии мира 2007г.
Ученый совет Казахской академии спорта и туризма единодушно поддержал кандидатуру Н.А.Назарбаева на присуждение Нобелевской премии мира 2007 года.
Члены Ученого совета КазАСТ, Ветераны спорта – представители разных национальностей:
Закирьянов К.К. — Председатель Ученого совета Казахской академии спорта и туризма, ректор;
Хван М.У. — кореец, Заслуженный тренер СССР и Каз.ССР, профессор:
Кадяйкин Е.С. — русский, Заслуженный тренер Каз.ССР, первый участник Казахстана на XVI олимпийских играх в Мельбурне;
Дельвер П.А. — латыш, Заслуженный тренер Каз.ССР, Чемпион СССР, профессор;
Мырзаев М.О. — курд, Заслуженный тренер РК, доцент;
Горанько М.И. — украинец, Заслуженный тренер Каз.ССР, профессор;
Кефер Н.Э. — немка, Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер РК;
Кудашова Л.Р. — осетинка, доктор биологических наук, профессор;
Сукиев М-Г. И. — ингуш, доцент КазАСТ, Чемпион мира по каратэ-до;
Андрющинин И.Ф. — поляк, кандидат педагогических наук, профессор.
***
Заявление Республиканского славянского движения “Лад”
В Астане 24 октября должна состояться XII сессия Ассамблеи народов Казахстана с повесткой дня: \»Межэтническое и межконфессиональное согласие — главное условие динамичного развития Казахстана и вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран мира\». Само название темы сессии Ассамблеи свидетельствует о понимании в обществе прямой взаимосвязи межнационального и межконфессионального согласия с темпами экономического и социального прогресса республики.
Для достижения Казахстаном заявленной цели – вхождению в число 50 наиболее развитых стран мира, необходимо задействовать все имеющиеся в стране цивилизационные ресурсы. Деятельное сотрудничество представителей разных этносов в выработке общей стратегии развития, отсутствие в практике межнациональных отношений сфер, закрытых для обсуждения, равенство возможностей – важнейшие условия социальной активности и единства казахстанского общества.
Как известно, самые толерантные в плане межнационального согласия страны являются самыми конкурентоспособными странами мира. В прошлом году это была Финляндия, а в этом году – Швейцария. Думается, что внимательное изучение опыта этих стран поможет делегатам Ассамблеи в выработке рекомендаций, направленных на устранение дисбалансов в существующей системе межнациональных взаимоотношений.
Обращает на себя внимание то, что в этих странах разработана довольно разветвленная и обширная юридическая база, защищающая интересы национальных меньшинств. И в Швейцарии, и в Финляндии несколько государственных языков, разработаны и активно используются механизмы, обеспечивающие представительство этносов в органах государственной власти, во всех областях жизнедеятельности общества в соответствии с их долей в общей численности населения.
Сфера межнациональных отношений требует постоянного и пристального внимания со стороны государства и широкой общественности. Если не устранять существующие противоречия, не обращать внимания на негативные явления, препятствующие полнокровной жизни нацменьшинств, то со временем они станут серьезным тормозом в политическом и социально-экономическом развитии страны.
Русские организации не раз указывали на то, что в Казахстане имеет место “мягкая” дискриминация “нетитульного” населения. В Республике Казахстан — где по Конституции источником власти является народ в лице своих представителей — 6 млн. русскоязычных граждан по-прежнему остаются на периферии государственного строительства. Граждане “некоренной” национальности, практически, не представлены во властных структурах и высших органах государственного управления.
Элементарная статистика свидетельствует о доминировании в госструктурах и высших эшелонах власти “титульных” над “нетитульными”. Появление на политическом Олимпе одного-двух русскоязычных чиновников не только не меняет ситуацию, а, напротив, подчёркивает существующие кадровые диспропорции.
Отдельно следует сказать о том, что попирается конституционный статус “официального” русского языка. Форсируется с применением административных способов принуждения перевод делопроизводства “только” на казахский язык. А местные власти в отдельных регионах при переводе делопроизводства на государственный язык, не смущаясь, самостоятельно определяют статус русского языка как законодательно несуществующего.
Развитие этнократических тенденций неизбежно ведёт к тому, что в среде казахского населения исподволь формируются чувства национального превосходства и неприязни к представителям других народностей. При этом происходит разрыв традиционных коммуникативно-культурных связей общества, и две основные его части – русская и казахская – постепенно начинают отдаляться друг от друга.
Все эти негативные явления явно не способствуют консолидации народов Казахстана, и тем более — не отвечают государственным интересам и основным принципам демократии.
Все существующие дисбалансы и противоречия ещё можно снять. Но это возможно только в том случае, если сессия Ассамблеи народов Казахстана не ограничится традиционной констатацией “успехов и достижений” в сфере межнациональных отношений, а предложит властям и казахстанскому обществу конкретные шаги, направленные на разрешение назревших проблем.
У казахстанских русских сейчас появился выбор, где им жить дальше. И этот выбор для многих людей определяется не только “хлебом единым”, а наличием аргументов нематериального свойства – психологического комфорта и естественного чувства национального достоинства. И потому русскоязычные граждане ожидают от сессии Ассамблеи и властей не деклараций, а внятных ответов на то, кем и как будут защищены их национальные интересы.
Президиум Республиканского славянского движения “Лад”
http://www.russians.kz/2006/10/16/zajavlenie_respublikanskogo_slavjanskogo_dvizhenija_lad.html