Изобретательство – не удел чудаков

В Казахстане зарегистрировано около 17 тысяч промышленных изобретений…

В Казахстане зарегистрировано около 17 тысяч промышленных изобретений. И это очень неплохой показатель (3-е место в СНГ вслед за Россией и Украиной). Между тем не все они внедряются в производство, КПД от них очень мал, а предприятия в большинстве своем используют зарубежные технологии. Президент поставил амбициозную, но вполне выполнимую цель — войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Однако без прорыва научной мысли, без развития изобретательства эту задачу трудно будет решить. О том, что же мешает казахстанским “Кулибиным” разрабатывать инновационный продукт, рассказал в беседе нашему корреспонденту кандидат технических наук, доцент кафедры “технология машиностроения” КазНТУ им. Сатпаева Ерлан Аскаров.

Есть проблема длительного рассмотрения заявки на изобретение, — говорит ученый. — От подачи заявления до принятия решения по нему обычно проходит десять месяцев, а патент выдается вообще через полтора года. Это очень долго. За это время в других странах могут несколько раз модифицировать подобную разработку. И тогда твое изобретение могут признать устаревшим. К слову, в СССР решения выносили через 6-8 месяцев, авторское свидетельство получали через год. При этом Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы получал в день около тысячи заявок, а наше патентное ведомство – Национальный институт интеллектуальной собственности – за то же время примерно 6-7 заявок.

Но главным препятствием в развитии массового изобретательства в Казахстане, по мнению ученого, является отсутствие целеустановки. Большинство изобретателей, говорит он, не собираются внедрять свои новшества в жизнь, в практику.

Цель многих – написать и защитить диссертацию, пройти аттестацию в вузе или НИИ. Изобретения рассматриваются как научные достижения, а их коммерческая составляющая теряется. Есть еще такая порочная практика – авторы на основе одной идеи получают как можно больше патентов, делая незначительные изменения в проекте разработки. Отсюда большое количество абсолютно бесперспективных технических решений.

Другой, не менее важный вопрос – нет стимула создавать инновационный продукт. В республике, говорит Е. Аскаров, нет бизнеса по продажам лицензий на права интеллектуальной собственности. Заключается крайне мало лицензионных договоров, и по большей части они формальные, за ними нет живых денег. Поэтому мало кто верит, что можно заработать на продаже своего изобретения. Хотя в той же Америке оборот от продажи лицензий на прокат фильмов, музыки, промышленных и товарных знаков составляет 40 миллиардов долларов. Там шесть миллионов патентов и самое большое количество нобелевских лауреатов.

Казахстанским же специалистам, по словам Е.Аскарова, не хватает профессиональных знаний. Ведь для внедрения оригинальной идеи в производство необходимо не только запатентовать продукт, но и обосновать его экономическую целесообразность, разработать техническую документацию, изготовить опытный образец, и самое главное — найти покупателей. Естественно, одному изобретателю это не под силу. Нужны конструкторы, проектировщики, менеджеры, которых за неимением денег автор новации нанять не может. Поэтому дело обычно не доводится до логического конца.

Здесь проявляется еще одна наша проблема, — продолжает Ерлан. – Изобретатели плохо владеют вопросами маркетинга, технологии производства. Они не могут просчитать экономический эффект своей разработки, зачастую даже не задумываются об этом. А производственники сами не пойдут к изобретателям. Им гораздо проще, дешевле и быстрее купить технологию за рубежом.

Но, как правило, то, что поступает к нам извне, является новинкой “вчерашнего дня”. Самое новейшее оборудование и техника стоят очень дорого. А предприятия, пользующиеся услугами отечественных изобретателей, не имеют налоговых льгот. Хотя в той же Германии государство дотирует все работы, связанные с внедрением гелиоэнергетики, почти не платят налогов также американские производители биотоплива.

Изобретательство не должно быть уделом только энтузиастов-одиночек, — резюмирует Е. Аскаров. – Государству надо создать мощный мотивационный импульс, который способствовал бы привлечению в эту сферу деятельности тысяч новых работников. Необходимо сломать стереотип, что ученый и инженер всегда беден, живет от зарплаты до зарплаты, оторван от реального мира, довольствуется минимальными бытовыми условиями. В развитых странах наибольший вклад в экономику дают наукоемкие виды производства, интеллектуальный труд, который и у нас должен оплачиваться достойно. Только тогда мы на самом деле ворвемся в клуб развитых стран.

Опубликовано в деловом еженедельнике “Бизнес Путеводитель”