Сессия II. Политические партии и парламентские фракции
(2-3 ноября 2006 г., Хофбург, Вена)
Г-н председатель,
Дамы и господа!
Благодарю за возможность представить здесь точку зрения одной из основных оппозиционных политических партий в Казахстане – Народной партии “Алга!” (ДВК) — на затрагиваемые проблемы развития политических партий и их взаимодействия с другими секторами гражданского общества в регионе ОБСЕ.
Как правильно отмечено в Аннотированной повестке дня данного совещания, политические партии жизненно необходимы для эффективного функционирования демократического общества. Они представляют собой ключевой элемент политической системы, средство выражения политических интересов. Они служат посредником в политической сфере между государством и гражданами, властями и гражданским обществом. Они — важнейший институт, необходимый не только для формирования правительства, но и для создания дееспособной эффективной оппозиции.
На последнем утверждении, а также на условиях взаимодействия политических партий и гражданского общества я хочу остановиться подробнее.
Думаю, никто не станет отрицать, что эффективность деятельности политических партий, прежде всего, зависит от двух факторов. Первый – четкость сформулированных целей, задач, ясность идеологии, программы, платформы, организационные способности руководства и партийных функционеров. Все это зависит от самой партии и неудачи в этой части можно списать только на ее лидеров.
А вот второй фактор практически не зависит от руководства партии. Он связан с легализацией (регистрацией) партии и с ее доступом к гражданам в межэлекторальный период и к избирателям в период предвыборных кампаний.
Речь идет о равном доступе к общенациональным средствам массовой информации всех политических сил, в том числе и оппозиционных, о свободном распространении идей, программ, платформ, о свободном передвижении по стране для агитации с целью привлечения сторонников и т.д.
И здесь принципиально важным становится то, как власти относятся к оппозиционным политическим партиям. Как ведут себя средства массовой информации по отношению к политическим оппонентам правящей элиты.
И здесь, с моей точки зрения, огромные проблемы существуют практически на всем постсоветском пространстве и особенно в странах Центральной Азии.
В этом регионе оппозиционные политические партии вообще рассматриваются как некие “скрытые” враги государства. Создаются все большие и большие препятствия для их создания и регистрации. Ужесточается законодательство.
В Казахстане уже для регистрации политической партии необходимо иметь 50 тысяч членов, при не менее 700 — в каждом из административно-территориальных регионов страны. А для проведения учредительного собрания политической партии необходимо собрать в одном месте не менее 1000 человек, причем все они должны физически присутствовать на этом собрании.
Если добавить к этому, что и государственные и частные собственники помещений, позволяющих вместить такое количество участников, часто под давлением отказывают в аренде;
— если на участников учредительных съездов, особенно из регионов, из сельской местности оказывают неприкрытое давление, запугивание с целью вынудить их отказаться от поездки на съезд;
— если любые попытки агитаторов встретиться с жителями населенных пунктов, разъяснить программу партии, ее идеи, цели, задачи вызывают прямое противодействие со стороны представителей исполнительной власти, правоохранительных органов, органов прокуратуры и национальной безопасности;
— если предвыборные кампании ведутся в режиме полномасштабной борьбы всего государственного аппарата и сотрудников силовых структур против оппозиционных политических партий и их кандидатов;
— если все общенациональные средства массовой информации в течение всего межэлекторального периода (пять лет между выборами Парламента и семь лет между выборами Президента) ведут агрессивную агитацию и пропаганду против оппозиционных политических партий и отдельных политиков, то трудно вообще говорить о реальной возможности эффективной деятельности политической оппозиции в таких условиях.
В результате подобной практики в Казахстане с 15 миллионным населением оппозиционные политические партии, с общей численностью не менее 300-400 тысяч человек, вообще не имеют ни одного места ни в Парламенте, ни в местных органах представительной власти.
Вся государственная система, общенациональные СМИ нацелены на формирование негативного образа оппозиции. Бизнесмены, поддерживающие оппозицию, подвергаются преследованиям, в то время как такие же предприниматели, поддерживающие проправительственные пропрезидентские партии, поощряются и пользуются очевидными преимуществами.
В общество внедряется представление, что контакты с оппозиционерами опасны. Что это показатель нелояльности. Что установление связей с оппозицией может привести к негативным последствиям. Поэтому все госслужащие либо явочным порядком становятся членами пропрезидентских партий, либо, во всяком случае, агрессивно противостоят оппозиции.
Власти активно проводят в жизнь тезис, что неправительственные организации не должны заниматься политикой, при этом под политикой они понимают не борьбу за власть, чем очевидно НПО не должны заниматься и не занимаются, а вообще всю сферу, связанную с борьбой за свои политические права и гражданские свободы, за демократические реформы.
В результате подавляющее большинство казахстанских НПО убеждено, что контакты с оппозиционными политическими партиями означают, что они занялись политикой, а это запрещено государством.
О каком взаимодействии оппозиционных политических партий и гражданского общества в таких условиях может идти речь?
Страны-члены ОБСЕ взяли на себя политические обязательства создавать условия для политического плюрализма, для реальной многопартийности. Они на словах признают существование оппозиции как необходимое условие развития демократии. Однако, на деле в некоторых странах все происходит с точностью до наоборот.
Полагаю, что ОБСЕ должна занять более четкую позицию по отношению к условиям деятельности оппозиционных политических партий в регионе ОБСЕ.
Соблюдение политических прав человека, так же, как и любых других прав, не является внутренним делом государств – участников ОБСЕ. Право объединяться, в том числе и в политические партии, является фундаментальным правом человека, и оно должно соблюдаться в регионе ОБСЕ.
Представляется, что более активную роль в этом вопросе могла бы сыграть Парламентская Ассамблея ОБСЕ, например, пригласив и проправительственные и оппозиционные политические партии Казахстана или всей Центральной Азии на круглый стол по вопросу взаимодействия различных политических сил в условиях политического плюрализма. Парламентарии из различных стран, представляющие разные политические силы, в том числе и оппозиционные, могли бы попытаться обменяться опытом со своими казахстанскими коллегами в отношении создания благоприятных условий для создания эффективной оппозиции.
Могут быть и иные пути решения данной проблемы, однако, то, что она становится все более острой, не вызывает никаких сомнений.
Спасибо за внимание.