Если бы великому комбинатору Остапу Бендеру довелось услышать недавнее выступление премьер-министра Казахстана Даниала Ахметова на заседании правительства, он бы заплакал и стал бы требовать соблюдения авторских прав. И было б от чего лить слезы этому изворотливому литературному прощелыге. Если он всего на всего пудрил мозги доверчивым васюковцам, что сделает из их заштатного городка шахматную столицу мира, то премьер Казахстана пошел куда дальше. Но идея то – Остаповская!
Даниал Ахметов в утопическом угаре бросил клич министрам и акимам, мол, давайте поднимемся, напряжемся и отдадим все силы для того, чтобы сделать из шымкентского аэропорта чуть ли не показательную всемирную колыбель авиационного сервиса. “Мы хотим, чтобы Шымкент у нас был альтернативой Ташкенту. Если там поставить хороший порт, транспортно-логистический центр, то все – Узбекистан в ближайшие 5-7 лет не конкурентен”, — вот такое заявление было сделано премьер министром Казахстана Д.Ахметовым в ходе заседания правительства.
Ах, какие перспективы ожидают ничего не подозревающих шымкентцев! Куда до них бедным васюковцам, только и умеющим передвигать шахматные фигурки. В Казахстане с подачи премьер-министра никто до шахмат опускаться не станет. То ли дело самолеты, суперсовременный международный аэропорт. Вот тот масштаб, тот уровень, к которому призывает Д.Ахметов. И нет ему никакого дела до мнения жителей Шымкента, что подобное сооружение им нужно как зайцу стоп-сигнал.
Если бы эта бредовая идея возникла в голове простого казахстанца, то любой здравомыслящий человек сказал бы ему: ты, что, уже совсем из ума выжил. Но такое сказать главе всех министров вряд ли кто посмеет. Потому и кивали акимы и ведомственные руководители согласно головами, чтобы не вылететь, как самолеты из утопического ахметовского аэропорта, из своих кресел.
А будь кто из них посмелее, мог бы встать и сказать ему:
— Дорогой премьер, может строительство нового международного аэропорта на сегодняшний день не самая актуальная задача для нашей гражданской авиации. Ведь в этой сфере и без того громадье проблем. Ну хотя бы сделай так, чтобы наши дети больше не заражались СПИДом.
Для представления читателю объективной картины приведем только некоторые из наиболее важных проблем. По оценкам казахстанских экспертов, сегодня в стране уровень исправности самолетов составляет всего около 60 процентов. На 1 апреля 2006г. по результатам проверки авиакомпаний приостановлена эксплуатация 206 самолетов и 76 вертолетов, исключены из государственного реестра 43 воздушных судна. Из-за конструктивно-производственных просчетов уже было 19 случаев отказа авиационной техники, произошло 13 аварий. Причем большая часть отказов наблюдается на самолетах Fokker-50 и АН-24, то и дело, совершающих аварийные посадки.
Особую тревогу при этом, вызывает состояние самолетов третьего класса типа АН-24, ЯК-40, которые выполняют межобластные рейсы внутри республики. Большая часть самолетов в стране находится в эксплуатации свыше 20 лет.
В конце прошлого года из 700 бортов, которые имелись в государственном реестре, 282 были выведены из эксплуатации. Все самолеты находятся в операционном лизинге.
Оставляет желать лучшего и состояние инфраструктуры аэропортов, взлетно-посадочных полос. Так, нуждаются в реконструкции аэродромы Шымкента, Павлодара и аэровокзала Актобе, взлетно-посадочных полос аэропортов Костаная, Актау, Кызылорды. И при таком плачевном положении дел премьер-министр тешит себя мечтой о превращении Шымкента в авиационные Нью-Васюки Казахстана.
Предметом раздора между авиаторами и нефтяниками стал Международный аэропорт города Актау. Как передает Казинформ, депутат Парламента от Мангыстауской области Зейнулла Алшымбаев, здесь “за трудовой спиной авиаторов тихой сапой разворачивается ничто иное, как ползучая прихватизация аэропорта”, что идет в разрез указаниям главы государства Нурсултана Назарбаева по данному объекту. И заметьте, все это происходит с подачи самого премьера Д. Ахметова.
Проблемы, накопившиеся в гражданской авиации Казахстана можно перечислять долго, но от этого никому не будет лучше, так как проблемы эти не только пока не находят своего решения, но и продолжают усугубляться.
И этому усугублению способствует еще то, что с согласия премьера-министра, президентом авиакомпании ЗАО “Эйр Астана” — монополиста на рынке авиаперевозок Казахстана стал американец Ллойд Пакстон, которому глубоко наплевать не только на интересы казахских авиаторов, но и на безопасность людей, которых они перевозят.
Практикой его так называемого руководства стало увольнение с работы большей части казахских пилотов и бортпроводников и привлечение на их места иностранных, в частности, турецких и американских специалистов. А тем, кто остался, платят мизерные зарплаты, на несколько порядков ниже, чем их иностранным коллегам. Поэтому летчики из Казахстана, квалификация которых ни у кого не вызывает сомнения, вынуждены работать в других странах.
Словом, проблем в авиации Казахстана более чем достаточно. И при таком положении дел премьер-министр печется не об их решении, а о создании никому не нужного авиационного Нью-Васюков в Шымкенте.
Как бы ни была горька правда для господина Ахметова, но он вынужден смириться с тем фактом, что испокон веков южными воротами и региона, и бывшего Союза являлся Ташкент. Неопровержимо и то, что и на сегодняшний день Ташкент не только не утратил свой вышеуказанный имидж, а наоборот, значимость города, как самого подходящего звена связующего региона с миром признается многими государствами планеты.
Авантюра премьер-министра наводит на нерадостные размышления. Не столь давно в Ташкенте с государственным визитом побывал Нурсултан Назарбаев, который подписал с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым ряд важных документов, направленных на укрепление сотрудничества в различных областях, дружбы и добрососедских отношений между нашими странами. Ничуть не сомневаясь в искренности этого жеста глав двух государств, невольно задаюсь вопросом: неужели господин Ахметов не ведает о стремлении двух лидеров упрочить межгосударственные отношения? А если знает, то почему делает публичные выпады, не укладывающиеся ни в какие рамки приличия?
Может, он первым почувствовал какую-то слабость президента Назарбаева и возомнил уже себя первым лицом государства. Не дай, Бог, такое первое лицо, которое стремится внести раздор между казахами и узбеками, народами братскими и живущими в течение многих веков в мире и согласии.