Наследие Нурсултана Назарбаева. Часть II. Страна основного инстинкта

Продолжение

Продолжение. Начало см. Часть I

***

Памяти Нурбулата Масанова

Самодержавие выбрало вариант внутренне порочный, замиряя один социальный слой за счет ограбления и унижения другого. И только усугубило нестабильность…

Яков Гордин, из предисловия к книге \»В борьбе за власть. Страницы политической истории России XVIII века\», М., 1988. С.15

Общую ситуацию в стране можно сравнить с организацией транспортного движения в Алматы (нужно только помнить, что никакая аналогия не является полной). Дорожное покрытие нормальное — асфальт уложен хорошего качества, НО! Всё равно ничего не ездит: сплошные пробки. Это один из результатов того, что десятки лет игнорируются фундаментальные проблемы города: нет современных транспортных развязок — это прежде всего.

Вот атмосфера функционирования общественной системы в стране:

— отсутствуют формальные процедуры по защите своих интересов, т.е. де-юре они существуют, но де-факто — не работают;

— политическая система уродливо недоразвита, никому не выгодно поднимать фундаментальные проблемы развития общества;

— публичные цивилизованные методы обсуждения как общественно-значимых так и личных интересов чрезвычайно болезненно воспринимаются властью любого уровня в случае, если они вступают в противоречие с маломальскими интересами элит.

В этих условиях инстинкт может определить поведение индивидов и сообществ людей — это и заставляет задуматься о неустойчивости всей общественной системы в целом.

\»Безумный\» из Казахтелекома и другие.

Позвольте привести некие 4 с половиной факта, сквозь которые я попытаюсь увидеть свидетельство неустойчивости системы (а мог бы и \»8 с 1/2\»):

  1. Недавние столкновения на Тенгизе (см., например, http://zonakz.net/articles/15880 или http://zonakz.net/articles/15932).
  2. Публикация Дариги Назарбаевой против стального магната Миттала (http://www.caravan.kz/article/?pid=43&aid=1812).
  3. Увольнение топ-менеджера Национальной компании Казахтелеком президентом Назарбаевым за слишком высокую заработною плату и премиальные (см., например, http://zonakz.net/articles/15641).
  4. Выпады двух высоких — областного масштаба — силовиков в Западно-Казахстанской области (см., например, http://zonakz.net/articles/15941).

4+1/2. \»Решение\» высшей власти раздать всем казахстанцам бесплатно по некому куску земли.

Первое — начнем с октябрьских событий на Тенгизе. Кажется, что происшедшее противоречит рациональному: уровень заработков на Тенгизе гораздо выше среднеказахстанского, там достаточно жесткая конкуренция за рабочее место. Есть соблазн рассматривать данный случай как некий ИНЦИДЕНТ, т.е. наложение случайных факторов — такова \»рациональная\» точка зрения.

Здесь же важно не рациональное начало, но сущностное. Я бы назвал одно из них основным инстинктом в критических ситуациях — готовность выйти на улицу. Выйти в поисках справедливости**.

Ощущение собственной отторженности, неверие в возможность \»правильной\» эволюции общества — вот основа тенгизских событий. Здесь инстинкт противостоит разуму — и вере в разум, в основе которой лежит только личный опыт! Стоит вспомнить: Кто и как выбирал эту власть? Гласность… приходила ли она в эту страну? Здесь главный вклад — то самое явление Ипсилон — разворовывание страны. Вы думаете, люди этого не видят?

В отсутствии опыта решения общественных проблем через то, что мы называем \»ЦИВИЛИЗОВАННЫМИ МЕТОДАМИ\», основной инстинкт это именно то, что — в конце дня — маячит за спиной каждого из нас! Отнесите сюда цветные революции, наконец, Декабрь-86, in the end of the day — Октябрь на Тенгизе.

Второе — анти-металлическая публикация. Знающие люди скажут: г-жа Назарбаева отправляется акимом в Караганду — вот и вся Караванная недолга. Но стиль — явная апелляция к плебсу — выдает основной инстинкт и у этого автора: Готовность идти в народ! Это в принципе (ТАКЖЕ как и у простых людей!) есть безусловный опыт казахской элиты после декабря 86-го: организовать \»толпу\» выйти на улицу — для поиска твоей — или его, её — \»справедливости\».

Я хорошо помню высказывание одного оппозиционера: “Мы выведем народ на улицы!”. Чего больше в каждом подобном намерении — цинизма, откровенного обмана, наивной веры? — решать в каждом конкретном случае.

Факт третий — увольнение топ-менеджера Национальной компании. Тут совсем просто увидеть популистское начало: зажрались, мол, поставить на место! Это при том, что \»Безумный\» из \»Казахтелекома\», этого монополиста-в-законе с гигантскими прибылями, формально, возможно, и имел полное право на заявленную оплату своего труда — никто с этим не разбирался. Но есть и другое: президент дает явный знак государственным служащим: нужно понимать нюансы!, т.е. следовать (продолжать следовать!!!) вне законной, неформальной процедуре. Такое по отношению к высшей элите рождает ответные действия, во всяком случае, — ответные рассуждения — \»столь же неформальные\». Отсюда — в случае чего — шаг до обращения к основному инстинкту. А народ-то готов!

— Возражаю, — говорите Вы. — Когда менеджеры компаний в США или Европе завышают свою заработную плату, то тамошняя публика также волнуется.

— Это да, но там, прежде всего, выражают тревогу пользователи услуг этих компаний и акционеры, но также разработаны и методы контроля: средства массовой информации — прежде всего, а также независимые следователи, суды, законодатели, наконец, само общество, общественное мнение, т.е. по сути — формализована процедура контроля.

— А в нашем случае — дорогой и единственный президент заботится обо всём, обо всех и о каждом: даже об уровне премиальных государством нанятых менеджеров. Хватит ли его на всё это?

Четвертый факт — тяжба начальника областного КНБ и областного же начальника финансовой полиции. Ни в одной стране мира публичное противостояние чиновников среднего звена не вносит спокойствия в страну. Но в нашем случае ситуация острее: один обвинил другого в том, что является столпом системы — налицо подрыв явления Ипсилон.

Подчеркну, что президент Назарбаев объявил крестовый поход против коррупции! Представьте себе, что все начальники областных КНБ выдадут на гора компромат против прочего областного начальства! А ведь могут! И вынести все взаимные претензии на публику?

Атырау (Тенгизские события), Уральск (противостояние областных силовиков): объявим весь запад страны регионом основного инстинкта?

Да что говорить об областном начальстве! Сам президент не чужд: вот верховная власть объявляет о бесплатной раздаче земель населению (при этом бюрократия совершенно не готова к процессу и будет всячески бойкотировать процесс, пока не придумает способ найти \»откаты\»; а Астана позволит, куда ей деться?). Это ведь тоже выход к демосу? Очевидно, что президент думает об опасном накапливающемся раздражении 15 млн перед вопиющим социальным неравенством как результатом его реформ — в данном случае, в виде сложившейся земельной стоимости.

Казахстан — страна основного инстинкта?

(Окончание следует)

 

٭После тенгизских событий правительство немедленно приступило к обсуждению проекта, по которому иностранные предприятия, работающие в нефтяной житнице страны — на западе Казахстана — обяжут повысить уровень оплаты казахстанских рабочих. Из этого видно, что недовольство простых людей направляется по одному каналу: зарубежным фирмам. Пока этого будет достаточно?