О Конституции, о Конституционном Совете и о толкованиях Конституции

Конституция Республики Казахстан принята на референдуме 30 августа 1995 года.

08 сентября 1995 года текст Конституции опубликован в газете “Казахстанская правда”, и, следовательно, Конституция вступила в силу со дня опубликования, то есть с 08 сентября 1995 года (статья 90 Конституции).

Согласно статье 4 Конституции Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.

Статья 26 Конституции действует в той редакции, которая была принята на референдуме и до сих пор в названную статью изменения и (или) дополнения не вносились.

Как с правовой точки зрения, так с точки зрения здравого смысла и логики, статья 26 Конституции, как и другие статьи, в которые не вносились изменения и (или) дополнения должны единообразно применяться с 08 сентября 1995 года.

Согласно статье 72 Конституции толкование Конституции отнесено к компетенции Конституционного Совета.

На мой взгляд, в действующем законодательстве, касающемся толкования Конституции, имеется СУЩЕСТВЕННОЕ И ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ УПУЩЕНИЕ, суть которого состоит в следующем:

28 мая 2007 года Конституционный Совет принял нормативное постановление № 5 “Об официальном толковании пункта 3 статьи 26 и пункта 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан”.

Несомненно, что названное постановление сыграло положительную роль, так как внесло определенную ясность в проблеме защиты конституционных прав граждан, касающихся защиты права собственности.

Нормативное постановление КС РК № 5 от 28 мая 2007 года вступает в силу со дня его принятия.

В течение почти, что 12 лет не было более или менее исчерпывающего толкования статьи 26 Конституции, хотя Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны.

Почему все эти 12 лет Конституционный Совет не давал исчерпывающего официального толкования статьи 26 Конституции? Почему только 28 мая 2007 года Конституционный Совет (до этого неоднократно давал толкование, но “обтекаемое” толкование) решил серьезно отнестись к толкованию статьи 26 Конституции?

Получается, что только с 14 июня 2007 года (день опубликования толкования) статья 26 Конституции будет применяться в соответствии с тем толкованием, которое дано в Нормативном постановлении № 5 от 28 мая 2007 года?

Такое положение вещей как бы “узаконивает” противоречащую Конституции деятельность Акимата и Маслихата города Алматы по вопросу изъятия земельных участков у собственников под вывеской “государственных надобностей”.

Понятия “вступают в силу” и “вводятся в действие” с правовой точки зрения несут различные смысловые нагрузки и обозначают неравнозначные понятия. Об этом уже Конституционный Совет указывал в своих толкованиях.

Возникает ПРИНЦПИАЛЬНЫЙ ВОПРОС:

Почему Конституционный Совет не указал, что нормативное постановление № 5 от 28 мая 2007 года вступает в силу со дня опубликования и вводится в действие со дня вступления в силу Конституции, то есть с 08 сентября 1995 года?

Получается, что право собственности, гарантированное Конституцией распространяется на собственников в зависимости от того, когда было дано толкование статьи 26 Конституции Конституционным Советом?

Получается, что почти 12 лет статья 26 Конституции применялась так, как это было выгодно исполнительной власти, а с 14 июня 2007 года, статья 26 Конституции будет применяться так, как должно было применяться с 08 сентября 1995 года?

Поэтому, считаю, что Конституционный Совет обязан дополнить свое нормативное постановление № 5 от 28 мая 2007 года положением о том, что нормативное постановление № 5 от 28 мая 2007 года вводится в действие со дня вступления в силу Конституции, то есть с 08 сентября 1995 года.