25 июля с.г. известный общественный деятель, кандидат в депутаты от Общенациональной социал-демократической партии Рысбек Сарсенбай в качестве свидетеля был приглашен в Алматинский городской суд, где продолжается процесс на 25 жителями микрорайона “Шанырак”.
Рысбек Сарсенбай четко и открыто изложил свою позицию по событиям в Шаныраке, произошедшим в прошлом году:
“13 июля 2006 года я и Маржан Аспандиярова за день до полицейской облавы были приглашены самими жителями микрорайона. Они были наслышаны о том, как мы в аналогичной ситуации в “Бакае” сумели предотвратить силовую акцию со стороны правоохранительных органов. Тогда несколько бакайцев в знак протеста против сноса их домов грозились сжечь самих себя. По их поведению было видно, что это не блеф, они были в отчаянии. Я подошел к руководству силовиков и прямо им сказал – “если люди погибнут, то ответственность будет лежать на вас. Откройте глаза, одумайтесь, плач несчастных сирот будет всю жизнь преследовать вас. Эту проблему силовым путем не решить. Необходимы переговоры”. После наших уговоров полицейские сняли оцепление и не стали нагнетать и без того тяжелую обстановку. Жители Шанырака попросили нас быть парламентерами с их стороны. Мы согласились. Поговорив с людьми, мы объяснили им, что все должно пройти в рамках закона, необходимо игнорировать любые провокации.
На следующее утро, в 4-00 в микрорайоне уже стояли взводы СОБРа, в пять часов им был дан приказ начать силовую операцию. Мы пошли к ним на встречу, за нами стояли жители микрорайона, среди них много стариков, женщин и детей. Мы вновь упрашивали руководство полиции остановить этот незаконный приказ, нельзя идти против своего народа. Однако они остались глухи к нашим увещеваниям, пошли вперед и едва не затоптали стоящую с нами женщину. В этот момент со стороны СОБРа кто-кто бросил камень. Это была явная провокация. Нам пришлось отойти в сторону. С обеих сторон началось противоборство, полетели камни, бутылки с зажигательной смесью, полицейские стреляли резиновыми пулями.
Первая атака силовиков захлебнулась, они побежали и укрылись за местной школой. В руках восставших оказался один из полицейских. Полковник Жексенбеков готов был начать операцию по “спасению заложника”. Мы сказали, что этот полицейский никакой не заложник, он не в плену, жители готовы его вернуть, только не стоит вновь начинать операцию. Мы, лично упросили шаныракцев освободить офицера. Но, несмотря на это, атака возобновилась. В этот момент я вновь обратился к собровцам с просьбой одуматься. Я сказал, что так решение суда не исполняют, необходимы переговоры, иначе произойдет непоправимое. Силовая акция – это не решение проблемы. Не идите на преступление. Я упрашивал акима Турксибского района Устюгова, ныне покойного судебного исполнителя Махмаханова. Они нас не хотели слушать. Мы связались с руководителем ДВД по г. Алматы, он лежал в больнице и сказал, что этим вопросом занимаются министр МВД Мухамеджанов и аким города Тасмагамбетов.
Операция возобновилась, в итоге погиб офицер полиции. Это ужасная трагедия. Но что послужило тому причиной? Это действия людей, которые сидят во власти. Если были бы приняты разумные и правильные решения, этого бы не случилось. В этом виноваты и руководители департамента полиции, судебные исполнители и бывший аким Устюгов. Если бы они циничным образом, держа во рту зубочистку, не отнекивались от нас, а позвонили бы своему руководству, то всего этого можно было избежать. Лежит вина и на тех, кто руководил этой операцией – министр Мухамеджанов и аким Тасмагамбетов. Разве это правовая акция, когда в людей стреляют резиновыми пулями и бьют их тяжелыми дубинками? Жители не виноваты, они жертвы обмана коррумпированных чиновников. Зная о том, что эта земля уже обжита тысячами людьми, они, пользуясь их правовой безграмотностью, продают ее в чужие руки и заставляют полицейских выселять несчастных”.
г. Алматы
26 июля 2007 г.