ПоНАЖовщина и только…

Чем ближе к выборам, тем дальше от Европы

Пробегая глазами по страницам оппозиционной прессы никак нельзя отделаться от мысли, что политические партии, за редким исключением, играют в малопонятную игру под названием “кто больше”, очевидно, пребывая в полной уверенности, что избиратель настолько наивен и простодушен, что поверит в дутые рейтинги, громогласные заявления политических лидеров и подтасованные итоги соцопросов. Но обо всем по порядку. Чтобы не обидеть никого, рассмотрим четырех основных участников предвыборной стометровки — согласно нумерации в избирательном бюллетене.

№ 1 “Общенациональная социал-демократическая партия”.

В различных прогнозах всевозможных политологов, больше смахивающих на предсказания средневековых астрологов, интрига выборов сводится к тому, что борьба за места в Мажилисе превратится в противостояние “Нур Отан” и “ОСДП”, а остальные партии будут выступать в роли статистов. Чем же вызван столь приятный в отношении ОСДП прогноз?

Завораживающее воздействие оказали, очевидно, встречи Ж.Туякбая с Президентом, быстрая регистрация самой радикальной, судя по выступлениям её лидеров, партии и, наконец, вхождение в состав ОСДП “Нагыз Ак Жол”. Здесь следует остановиться на следующих аспектах. Гарантии прохождения в Мажилис, которые возможно получил Туякбай от президента еще не факт и не юридический документ: "Ак Орда" может еще всё переиграть, к тому же, надо набрать реальные голоса избирателей (“чтоб не было мучительно стыдно”, — как говорил классик советской литературы).

А что касается объединения двух партий, то здесь есть три важных момента. Во-первых, от ухода с политической арены раскрученного “НАЖ” существенно выиграл лишь Алихан Байменов и его партия, которая стала единственным обладателем известного политического бренда. На наш взгляд, лидеры двух партий допустили серьезную стратегическую ошибку, без боя уступив раскрученное наименование г-ну Байменову. Или это тоже было составной частью договора между ними и властью?

Во-вторых, ОСДП несет в себе значительную опасность скорого послевыборного раскола и дело здесь не только и не столько в персональном составе партийного списка. Дело в том, что если раньше ОСДП являлась партией Ж.Туякбая, то сейчас, после поглощения слабых региональных структур социал-демократов более сильными филиалами “Нагыз Ак жол”, Туякбай и его сторонники попадают в категорию свадебных генералов. Конфликт разгорится тогда, когда Туякбай откажется беспрекословно проводить политический курс лидеров бывшего “НАЖ” Б.Абилова, О.Жандосова, Т.Жукеева. А то, что это произойдет скорее рано, чем поздно — очевидно. К тому же масла в огонь неминуемо подольют раздоры на местах, являющиеся ахиллесовой пятой оппозиционного лагеря.

В-третьих, результаты блока “За справедливый Казахстан” во главе с Ж.Туякбаем достигнутые во время президентских выборов 2005 года (6,61%), прямо скажем, не впечатляют, а ведь тогда в блок входили “Нагыз Ак жол”, КПК и активисты “Алга!” (ДВК). Можем ли мы говорить о том, что за прошедший период была проведена существенная работа с электоратом? Очевидно, что нет, ведь даже последний пророк оппозиции Сергей Дуванов с сожалением констатировал слабость и малочисленность актива в регионах, отсутствие массовой поддержки со стороны населения.

В-четвертых, выбранная руководством ОСДП тактика мелких придирок, шумных заявлений, открыто популистской демагогии и роликовых детских провокаций так же вряд ли будет способствовать её успеху. Лидеры ОСДП – вышли из крупных чиновников и крупного бизнеса, они никогда не были близки к народу, далеки от понимания истинных устремлений населения, которое для подобных политиков всего лишь бездушный электорат, которому надо пообещать как можно больше “хлеба и зрелищ” и после выборов спокойно забыть о нём. Но люди изменились: они научились хорошо разбираться в подлинной сути как избирающихся политиков, так и их обещаний (и потому то все чаще голосуют ногами) – этого-то, как раз и не учитывали политтехнологи ОСДП при составлении предвыборной программы.

Так что с апломбом заявлять, как совсем недавно сделал Ж.Туякбай, что ОСДП займет первое место – как минимум преждевременно. ОСДП вполне по силам в жесткой конкуренции с “Ак Жол” и Коммунистической народной партией Казахстана преодолеть 7% барьер, но пока не более того.

№ 2 Народно-демократическая партия “Нур Отан”.

Монстроподобная партия президента является, безусловно, заведомым победителем в процессе подсчёта голосов. Несмотря на заявления партийных бонз о том, что “Нур Отан” не будет прибегать к административному ресурсу, в эти заявления естественно никто не верит, в том числе, и сами бюрократы новоявленного “а-ля КПСС”. Тем более что пресловутый адмресурс уже вовсю используется партией власти. Иначе как же назвать рекламные ролики и билборды “Нур-Отан” появившиеся задолго до объявления самих выборов (вот вам, кстати, и народная казахская примета: увидишь рекламу “Отан” — жди выборов). Своего рода политико-психологический парадокс заключается в том, что даже если бы были проведены по-настоящему честные демократические выборы, “Нур-Отан” с его огромными финансовыми и медиаресурсами, легко узнаваемым лейблом, мог бы реально набрать процентов 55-60. Однако никогда лидеры этой партии не пойдут на честную конкуренцию с оппозицией и, как мне кажется, по одной простой причине. Чиновники “Нур Отан” владеют информацией о том, как в действительности живет народ, с какими трудностями, произволом и беззаконием простым людям приходится сталкиваться буквально на каждом шагу. И, естественно, во властных коридорах удивляясь, задаются вопросом: “Как же казахстанцы всё это терпят? До каких же пределов должна наполниться чаша народного гнева? Когда же придет конец терпению людей? Вдруг на этих выборах?”.

Предстоящая победа “Нур-Отан” будет его пирровой победой, последней в истории этой партии и Казахстана. Потому что “Нур-Отан” “существует, живет и побеждает” благодаря одному человеку — Нурсултану Назарбаеву. После его ухода с политической арены “Нур-Отан” испытает тяжелейшие потрясения, из-за глубинных противоречий элитных группировок, согнанных подобно баранам в единую безликую массу. Главное, чтобы этот кризис не сказался губительно на самой стране.

№5 Демократическая партия “Ак Жол”

.

То, что эту партию зачастую называют партией Алихана Байменова, говорит о многом. В частности, о том, что единственным полноценным ресурсом этого общественного объединения является лидер партии. Прославившаяся на всю республику своей инициативой “взять из Нацфонда и разделить поровну” нефтедоллары и скандальным разводом “мушкетеров” (Абилов, Байменов, Жандосов, Сарсенбаев) партия “Ак жол” в лице её лидера потерпела жестокое поражение на президентских выборах 2005 года и после этого не проявляла никакой инициативы на протяжении достаточно долгого периода времени.

Объясняется столь затянувшаяся “безмятежность” партии, видимо, недостатком финансовых средств и тем, что партия-близнец увлекла в свои ряды наиболее активных членов некогда единого “Ак жола”. Не зная внутренних ресурсов партии, трудно прогнозировать результат, которого она достигнет, однако, судя по частоте мельканий А.Байменова в выпусках новостей и на проводимых им мероприятиях, незамедлительно получающих освещение в региональной и республиканской прессе, можно предположить, что лидера “Ак Жол” поддерживают власти, вернее, некая элитная группировка.

В связи с этим заметим, что некогда ходовой штамп “провластная партия” несколько устарел, если вообще хоть когда-нибудь соответствовал истине. Дело в том, что на нашем политическом пространстве политическая элита и финансово-промышленные группы — суть одно и тоже. Периодически случающиеся разборки в верхах, сопровождающиеся суровым возмездием проигравшим, а так же приближающийся уход самодержца вносят элементы беспокойства и напряжения среди “избранных”. Процесс демократизации Казахстана неминуем и вовсе не благодаря “скрытым подлинным демократам” среди возможных преемников Президента из его окружения (их там не было и не будет по определению). Просто сама олигархия заинтересована в установлении законности и демократического устройства, которое гарантирует доморощенным миллиардерам сохранность их состояний, даже в случае проигрыша схватки за верховную власть. А чтобы шансы на успех в борьбе за наследство были весомей, финансово-промышленные группы и поддерживают (материально и собственно “крышеванием”) определенные оппозиционные политические силы.

Ни один лидер политической партии не скажет вам даже под пытками, кто же конкретно финансирует деятельность его общественного объединения. Борьба на выборах между партиями — это лишь видимая всем верхушка скрытого противостояния внутри политэлиты, своего рода предварительная проба сил в преддверии президентских выборов. Тем более, в нашей непредсказуемой политической жизни совершенно нельзя предугадать часа “икс”. Нюанс заключается еще и в том, что вторым Президентом Казахстана наверняка станет лицо не аффилированное напрямую с приближёнными действующего Главы государства и желательно, даже засветившееся в оппозиции. Поэтому выборы в Мажилис для Ж.Туякбая, А.Байменова и их партий помимо всего прочего является своего рода экзаменом, тестом на политическую перспективность.

Возвращаясь к шансам “Ак Жол” следует отметить, что на многое рассчитывать партийцам не придется, даже в случае честных выборов. Во-первых, лидеры ОСДП наверняка приложат все усилия, чтобы дискредитировать своего главного, как они считают, реального конкурента в борьбе за второе место. Недаром в ряде оппозиционных печатных и электронных СМИ заблаговременно началась кампания против “нехорошего” Байменова. Можно с уверенностью предположить, что к финалу предвыборной кампании шквал негодования по поводу “главного предателя демократии”, искусно направляемый штабом Ж.Туякбая, достигнет своего апогея.

Во-вторых, политическое безмолвие партии в период между президентскими и парламентскими выборами даром ей не пройдет. Бренд “Ак Жол” заметно потускнел и это ощутимо скажется на настроениях избирателей в день выборов.

В-третьих, слабая организационная структура, не обновлявшаяся с момента исторического раскола, так же не будет способствовать эффективной агитационно-пропагандистской работе и, соответственно, электоральному успеху. Впрочем, региональные структуры — слабое место любой казахстанской партии.

В-четвертых, судя по достаточно сырой предвыборной программе, партия либо оказалась застигнутой врасплох нагрянувшими выборами, либо её интеллектуальные ресурсы оставляют желать лучшего.

Таким образом, суммируя все вышесказанное можно предположить, что для “Ак Жол” сегодня главная задача-мечта — набрать всё те же самые пресловутые 7% голосов избирателей.

№7 Коммунистическая народная партия Казахстана

.

Коммунистическое движение в нашей стране переживает двоякий и противоречивый процесс. С одной стороны — жесточайший кризис, и это наглядно видно на примере КПК, чья организационная слабость и финансовая несостоятельность привели к отказу от участия в парламентских выборах и повлекли за собой второй — своеобразное “возрождение” КНПК.

Видимо, осознание данных фактов привело руководство КПК к инициативе об объединении двух коммунистических партий. Хотя это было торжественно преподнесено в СМИ, как добрая воля патриарха оппозиции Серикболсына Абдильдина, хотя ясно, что на этот унизительный шаг лидеров КПК подвигнули очевидные факты: переход инициативы в руки КНПК и развал КПК, превратившейся в тень самой себя ещё даже двухгодичной давности. Серьезным моральным ударом оказался отказ “косаревцев” от объединения. Вероятно, его причиной послужила уверенность народных коммунистов в своих силах и вытекающее отсюда нежелание делиться местами в партийном списке и властью в региональных филиалах.

Объединение, безусловно, смогло бы помочь коммунистам с легкостью преодолеть барьер и претендовать на роль если не второй, то третьей политической силы в стране, от которой во многом зависел бы ход дальнейшей борьбы.

Любопытным выглядит ход первого секретаря ЦК КПК С.Абдильдина: потерпев фиаско в роли объединителя и не найдя точек соприкосновения со своими бывшими союзниками по блокам “Демократический выбор Казахстана” и “За справедливый Казахстан” (причина всё та же — непоколебимая уверенность лидеров ОСДП в выигрыше парламентских мандатов и, соответственно, нежелание ими делиться с обанкротившимся партнером — чем не “кидалово”?) он, делая хорошую мину при плохой игре, заявил о том, что его партия бойкотирует парламентские выборы. Опытный политик не мог не понимать, что этим решением он открывает зеленый коридор для своих главных оппонентов — Коммунистической народной партии Казахстана и сильно осложняет положение ОСДП. Что следовало за этим, внешне нелогичным решением знает, наверное, только сам Абдильдин: накопившаяся усталость старого человека, обида на прежних соратников, сумевших поднять свои партии благодаря поддержке КПК и отплативших черной неблагодарностью, осознание ошибочности своего политического курса и стремление хоть таким способом загладить свою вину?

Как бы то ни было, но уже через год-два коммунистическое движение в Казахстане наверняка будет единым в лице народных коммунистов, так как КПК медленно, но верно уходит в небытие. Системный кризис в КПК, сопровождавшийся острой внутрипартийной борьбой и приведший к образованию альтернативной КНПК, нашел свое логическое завершение в отказе Компартии от участия в выборах.

Коммунистическая народная партия Казахстана — “темная лошадка” на спринтерской дистанции выборов. Она может, как оглушительно проиграть (т.е. занять четвертое место), так и преподнести настоящую сенсацию, опередив ОСДП и “Ак жол”. Тем более, по последним замерам ЦЕССИ-Казахстан, КНПК весьма уверенно держит третье место в списке электоральных предпочтений избирателя. Да, мало кто из серьезных политологов рассматривает подобный вариант. Наверняка, они пребывают под властью стереотипа в отношении КНПК, который был создан титаническими усилиями С.Абдильдина за последние три года, а именно “партия пустышка”, “партия-однодневка”. Тем временем КНПК оказалась более конкурентоспособной, нежели предполагалось, сумела создать свои структурные подразделения во всех регионах и постепенно набирает известность и политический вес.

Следует так же учитывать, что “Ак жол” и ОСДП будут бороться между собой за симпатии представителей одних и тех же социально-профессиональных стратов, а у КНПК электорат традиционен и неизменен. Большой удачей для руководства народных коммунистов, конечно же, оказалась капитуляция Абдильдина. Это значительно усиливает, если уже само по себе не обеспечивает, вероятность прохождения в Мажилис. Тем более что это последний исторический шанс коммунистов попасть в Парламент на старом багаже. Вследствие сокращения средней продолжительности жизни и естественного ухода представителей старшего поколения коммунисты ежегодно теряют десятки тысяч своих сторонников.

Проблема КНПК заключается как в её идеологии, заложником которой она остается в силу необходимости, так и в старых методах и формах работы с населением, которые неконкурентоспособны в изменившихся социально-экономических условиях и мировоззренческих настроениях казахстанцев. Если коммунистам удастся пройти в Парламент, получить государственное финансирование (отсутствие денежных средств — ахиллесова пята коммунистов, вполне объяснимо не пользующихся любовью олигархов), то дальнейшие перспективы этого политического объединения зависят от того, сумеет ли руководство партии пересмотреть свою тактику и стратегию, наполнить старую форму новым содержанием.

Исторический бренд, не нуждающийся ни в какой рекламе и легко узнаваемый без билбордов и рекламных роликов, наличие региональных структур, непохожая на другие, но четко сформулированная, сохранившая своих приверженцев, идеология, ностальгия части казахстанцев по социальному равенству, экономической стабильности и сильной руке, уход конкурентов в лице КПК — слагаемые относительного успеха КНПК на предстоящих выборах. С учетом минусов, а именно расплывчатая предвыборная программа, возрастной состав членов партии, отсутствие необходимых денежных средств, можно предположить, что Коммунистическая Народная партия Казахстана преодолеет-таки 7 % барьер. Но, думается, что она также способна и “выстрелить”, в случае, если часть избирателей, по каким–либо причинам, отвернется от ОСДП.

Охарактеризовать начало данной избирательной кампании можно как “политическую поножовщину”. Депутаты Мажилиса из “любви к президенту и демократии” сделали себе политическое харакири. Лидеры “Нагыз Ак Жол” продолжили этот процесс, собственноручно принеся в жертву свою партию. В свою очередь коммунисты КНПК зарезали идею объединения с КПК. Так же по отношению к коммунистам-изгоям С.Абдильдина поступило новое руководство ОСДП. Эпидемия заразила руководителей “Хабара”, отказавшихся крутить римейк социал-демократов “Сказки Венского леса”. В общем, чем ближе к выборам, тем дальше от Европы.