Почему растут тарифы на электроэнергию?!

Наши линии электропередач – это длина, равная длине 10 экваторов

О том, что электроэнергия в скором времени подорожает, казахстанская общественность узнала из уст официальных лиц тогда, когда они занимались и решали другую, связанную с ростом цен проблему.

8 октября министр сельского хозяйства РК А.Есимов, выступая в ходе правительственного часа в парламенте перед народными избранниками с информацией о принятых правительством мерах по недопущению дальнейшего удорожания продовольственной пшеницы и муки, сообщил, что ситуация с ними стабилизирована до начала следующего 2008 года. Тогда же и выяснилось, что ответ на вопрос, как же она будет дальше складываться, не известен, так как, начиная с того времени, подорожает электроэнергия, а это может повлечь за собой новый виток роста стоимости работы в самых различных отраслях производства и сферы услуг. В том числе – и на хлебных комбинатах и хлебопекарнях.

12 октября глава государства Н.Назарбаев, выступая перед журналистами по окончании международной конференции “Стратегия “Казахстан-2030”: итоги первого десятилетия и перспективы”, подтвердил озвученную ранее от имени правительства А.Есимовым информацию о предстоящем росте тарифов на электроэнергию.

Больше мы такие тарифы держать не можем, нам необходимы средства на реконструкцию энерготехнических мощностей”, — объяснил он причину такого решения. Оказывается, население Казахстана, по словам президента, пользуясь дешевизной электроэнергии, горячей и холодной воды, расходует этих ресурсов больше, чем необходимо.

Неэкономное использование – это всего лишь одна часть проблемы, порождающей нехватку и, соответственно, удорожание электроэнергии в Казахстане. Дело еще и в том, что часть ее теряется при передаче с одного места в другое. Значительная часть.

С технической точки зрения Казахстан электроэнергии производит в объеме, который вроде как достаточен для покрытия потребностей внутреннего рынка. На деле же страна никак не избавится от ее дефицита.

И такая ситуация тянется с 1992 года до настоящего времени. Если судить по показателям, ситуация выглядит нормальной. В 2005 году, скажем, в стране было произведено 66,6 млрд. кВ/ч электроэнергии, а использовано – 59,2 кВ/ч. Примерно то же самое было и в 2006-м. То есть, показатель производства превзошел уровень потребления довольно значительно.

Однако Казахстан при такой ситуации вынужден часть потребляемой им электроэнергии привлекать извне. Почему? Тому есть две причины.

Во-первых, хотя и кажется, что электроэнергии у нас производится достаточно для внутреннего потребления, ее на самом деле не достаточно. По информации министерства энергетики и минеральных ресурсов, примерно 15 процентов произведенной электроэнергии теряется по пути, пока ее доставляют потребителю. Потому что линии электропередач изношены, поэтому оказываются не в состоянии передавать ток без значительных потерь.

Общая их длина составляет порядка 400 тысяч километров. То есть это — длина, равная длине 10 экваторов. Пока электроэнергия пройдет по таким протяженным маршрутам до потребителя, значительная ее часть пропадает. Так, в том самом 2005 году из 66,6 млрд. кВ/ч произведенной электроэнергии 9,9 млрд. не дошло до места назначения. Потребитель из этого объема получил, выходит, 56,6 млрд. Следовательно, из 59,2 кВ/ч, которые были использованы в Казахстане в том году, 2,6 млрд. – это нетто-импорт.

Другими словами, получается, у нас не только промышленность, как говорил президент Н.Назарбаев, “более энергозатратная, чем в развитых странах”. Энергии неоправданно много теряется еще и при ее транспортировке по линиям электропередач. Так что призыв главы государства к экономии энергоресурсов касается не только промышленности и населения, но и также самих энергетиков. Вернее – тех из них, кто занимается поставками электроэнергии.

Во-вторых, согласно порядку, сформировавшемуся в рамках созданного еще в советское время ЕЭС, до сих пор одни казахстанские области экспортирует ток, а другие – его импортируют. Это – следствие того, что у нас в стране сети передачи и распределения электроэнергии сформированы как три отдельные системы.

Те две из них, которые расположены в североказахстанском и западноказахстанском регионе связаны – каждая самостоятельно – с российской стороной. А смычки у них между собой до недавнего времени не было. Поэтому не следует, видимо, удивляться тому, что в этих двух регионах ситуация с обеспеченностью электроэнергией складывается совершенно по-разному. В Северном Казахстане ток производится с избытком, поэтому часть его экспортируется в Россию. А в Западном Казахстане его генерируется не достаточно. Поэтому области этого региона часть необходимой им энергии закупают в России.

Третья система расположена в Южном Казахстане, и она связана со среднеазиатским ЕЭС. В этом регионе мощностей по производству электроэнергии также не достаточно. По этой причине южно-казахстанские области восполняют часть своей потребности за счет импорта из Кыргызстана и Узбекистана.

То есть в целом страна по вопросу энергоснабжения частично зависит от поставок извне — как из России, так и от среднеазиатских государств. Следовательно, на ценообразование по потребляемому внутренним рынком электричеству отчасти влияет то, какую же цену могут запросить соседи. И это несмотря на то, что Казахстан в принципе способен обеспечивать себя электроэнергией сполна.

Для этого надо добиваться максимального ослабления влияния вышеназванных двух факторов на ситуацию с энергоснабжением в стране. Реализация такой задачи сопряжена с необходимостью не только формирования у населения более бережного отношения к использованию энергоресурсов, но и также изыскания средств, как говорил президент Н.Назарбаев, “на реконструкцию энерготехнических мощностей”.

Одно связано с другим. Государство заинтересовано не только в изыскании в среде потребителей денежных ресурсов для реконструкции и расширения основных фондов энергетических компаний, но и также в приучении их к экономии электроэнергии. И, похоже, все это очень серьезно. Об этом свидетельствует также проведенное главой РК совещание с членами правительства. В ходе этой встречи президент поставил задачу проведения широкой разъяснительной работы о необходимости сбережения энергии и воды. По сути, речь ведется о разработке целостной государственной программы, которая предусматривала бы меры администрирования и материального стимулирования работ по энергосбережению.

Другими словами, государственная политика в области энергоснабжения, так или иначе, должна повлиять на сложившуюся практику не только генерирования, передачи и распределения электроэнергии, но и ее потребления пользователями.

Впрочем, было бы наивно полагать, что государство только теперь взялось решать принимающие все более острый характер вопрос энергообеспечения страны. Оно озаботилось им уже достаточно давно. Подготовлены и осуществляются стратегические планы по строительству новых генерирующих ток предприятий и прокладке таких же новых линий по его передаче и распределению.

О том, что Казахстан при тех темпах развития, которые отмечались за последние годы, должен был столкнуться с острой нехваткой электроэнергии, специалисты говорили уже давно.

По подсчетам национальной компании КЕГОК, до середины следующего десятилетия для строительства новых электростанций с общей мощностью в 1500 МВт и ремонта существующих электростанций надо будет потратить порядка 3 млрд. долларов. Это – гигантская сумма. Для сравнения: государственный бюджет Казахстана на 2000 год составлял 2 млрд. долларов. Сейчас ситуация, конечно же, значительно изменилась. Бюджет теперь превышает 10 млрд. долларов. Но все равно государство само по себе не в состоянии вынести все траты по реализации намеченных и осуществляемых стратегических планов. Да и едва ли оно вообще должно брать весь этот груз на себя.

Так что, помимо прочего, включаются и механизмы получения денежных ресурсов на расширение производственной базы от потребителей. В своем выступлении перед журналистами президент Н.Назарбаев конкретно отмечал то, что низкие тарифы не позволяют энергетическим компаниям провести замену и модернизацию основных фондов.

А между тем предстоит сделать многое. Кое-что уже сейчас реализуется. К примеру, на станции Кандагач в Актюбинской области полным ходом идет строительство газотурбинной электростанции, способной вырабатывать 100 МВт тока. Уже через год, к концу 2008 года, она, как ожидается, начнет давать до 90 МВт электроэнергии.

Также осуществляется протяжка еще одной – в дополнение к существующей – линии электропередачи с севера на юг протяженностью в 1000 км. Общая стоимость проекта – 300 млн. долларов. Первый его этап, обошедшийся в 90 млн. долларов, уже завершен. На втором и третьем этапе будет протянута линия на оставшемся 800-километровом участке и продолжится модернизация на подстанциях в Экибастузе и Агадыре.

Другая такая линия прокладывается по направлению “Северный Казахстан – Актюбинская область”. Ее проектная протяженность – 500 км., мощность — 500 МВт. Расходы по осуществлению этого проекта должны, по расчетам, составить 16 млрд. тенге. То есть – свыше 100 млн. долларов. В своем выступлении на торжественном мероприятии, посвященном началу реализации этого проекта в конце прошлого года, президент Н.Назарбаев так определил стратегическую цель Казахстана в энергетическом вопросе: “Мы должны замкнуть свои энергосистемы, чтобы Казахстан имел устойчивое снабжение”.