Тело без лица: встреча с самим собой

Обнаженное тело без лица изображать сложно, считает казахстанский фотограф Борис Бруль. Но, как выяснилось, еще сложнее представить его на суд публики.

Свои последние работы в жанре “ню” художнику пришлось выставлять в своей мастерской. Первоначально была договоренность с алматинской Дирекцией художественных выставок и аукционов. Но в самый последний момент Борису отказали. Мотивировка – якобы, обнаженная натура представлена на фоне Корана и оскорбляет чувства правоверных мусульман.

На самом деле на снимке не арабская вязь, а иврит – это вполне отчетливо видно и невооруженным взглядом. Стыдно не знать этого, если не искусствоведам, берущимся за организацию художественных выставок, то людям, называющим себя мусульманами. Но даже после всех объяснений и уверений, что это светская книга и к религии отношения не имеет, в помещении фотографу отказали. Поразительно в этой ситуации то, что это – волевое решение руководства, так сказать, добровольная цензура по собственной инициативе. По мнению Бориса, это был просто предлог. Не посчитали нужным выставлять обнаженную натуру: “По логике вещей, раз это государственная организация, то должна быть комиссия из компетентных людей, которая бы смотрела работы, подходят они или нет, и делала купюры, объясняя согласно каким положениям казахстанского законодательства нельзя их выставлять. А тут зарезали сразу всю выставку, ничего толком не объясняя”.

Борис, почему такие вещи происходят, с чем это связано?

— Основная причина, даже не касаясь того, что мне не предоставили стены – информационный голод. Вспомните, когда последний раз и кого из великих художников или фотографов к нам привозили? В прошлом году вообще закрылось несколько галерей. А в моем случае дирекция просто отказалась сотрудничать.

Вроде бы, пуританские времена прошли. Мораль уже не так свирепствует по поводу изображения обнаженного тела. Или это сложные границы, которых не чувствуют, не видят? Так, например, в дирекции выставок не почувствовали границу между съемкой обнаженной натуры и искусством, между эротикой и порнографией. Где пролегает эта граница? Ее можно определить или это субъективное понятие?

— Думаю, субъективное. В данном случае проблема в недостаточном уровне образования, именно оно играет решающую роль в формировании чувства вкуса.

Ваши выставки уже проходили в Алматы?

— Да, в дирекции я уже выставлялся с фотопейзажами Петербурга. С обнаженной натурой – в галерее “Улар”. Там вообще никаких проблем не было. Здесь много работ, взятых с той выставки, просто они сделаны в другой технике.

— Вы создаете иллюзию старинной фотографии, периода, когда появилась фотография вообще, а одновременно с ней и эротическая фотография….

— Это делается умышленно, чтобы отослать восприятие зрителя, вернуть его в Серебряный век поэзии. Чтобы зритель его прочувствовал взглядом. Это мое любимое время.

— Но все же отчасти, не буквально?

— Да, это метафора. Фотографии как бы перекинуты в наше время. Это прием подражания. Но у меня есть работы с использованием исторического костюма, полностью стилизованные под первую половину ХХ века. Здесь прошлое перенесено в наше время. Я хотел передать то ощущение свободы, которую глотнули люди после викторианского периода. Это был конец пуританства, чопорности. Где-то даже перебарщивали, убегали в сторону откровенной порнографии, садомазохизма. Европа пережила две тяжелые мировые войны. И в период между этими двумя войнами был такой подъем искусства. К этому времени стоило обратиться. Это расцвет фотографии. Чего стоит один Ман Рей. Это просто чудо. Художник не боялся и двигался вперед. Этой выставкой я хочу поставить точку в своем творчестве, связанном с этим периодом. Я долго работал в технике старения негатива с 10-го по 20-е годы. Сейчас я хочу перейти в другое направление фотографии, вообще отступить от ее канонов.

— Отступить в сторону чего?

— Современного искусства: компьютерной обработки, накладки света и т.д.

Хотите фотографию превратить в картину?

— Да.

— Не потеряется ли при этом ее суть? Фотография – это все-таки отпечаток действительности.

— Я ничего против чистой, документальной фотографии не имею, она должна оставаться, обязана такой быть. Но нужно развиваться, куда-то идти. С самого начала, как только фотография появилась, ее все время подтягивали к искусству. К фотоаппарату как к средству нанесения изображения обращались Пикассо, Дега и другие мастера живописи. Это не кисть, не уголь, не сангина, не масло, а такая разновидность графики. Подтягивали, подтягивали и, как мне кажется, до сих пор не подтянули…

Вы ориентируетесь на вкусы публики? Обнаженная натура привлекает внимание…

— Обнаженная натура привлекала всегда. Поэтому “ню” для меня – основное направление в фотоискусстве. Банально, но голой может быть только правда. Голый человек самый искренний. Ему нечего прятать. Когда зритель видит обнаженную натуру, он встречается с самим собой, с тем, как он ее воспринимает, со своими переживаниями.

Вы делаете акцент на теле, лица моделей как-то не запоминаются, их почти не видно?

— Когда убираешь лицо, тяжелее работать с торсом. Ведь это не просто торс. Помимо этого хочешь передать переживание времени и места, событие, радость, грусть. Все вместе без лица передать сложнее. Тело не может улыбаться… И тогда ты начинаешь показывать телом то, что вокруг него – настроение, чувство, теплое или холодное, эпоху, направление.

***

Интерес к фотографиям как произведениям искусства, растет во всем мире. Все чаще проводят выставки, фестивали, конкурсы, открываются специализированные музеи, расширяется сеть фотогалерей. Наибольший бум фотография переживает в Европе и США. Коллекции искусства всемирно известных компаний и банков все чаще пополняются работами выдающихся фотомастеров. А офисы больших и маленьких коммерческих компаний Европы украшают фотографиями. Это объясняется тем, что фотография, будучи стильным искусством, не только дешевле, но и демократичнее живописи, что позволяет использовать ее практически в любом интерьере. Как рассказывает Борис, в Европе принято оставлять на память и даже украшать дома своими собственными фотографиями, выполненными в своеобразной художественной манере. Что касается Казахстана, то эта мода его еще не коснулась. Поэтому услугами фотографа пользуются в основном зарубежные заказчики.

Справка

Борис Бруль – известный казахстанский фотограф. Окончил Ленинградский техникум художественной графики, учился у известного фотографа Абрама Моисеевича Моора. Он участник и призер многих международных фотовыставок. Работы фотографа хорошо раскупают в Париже, где он выставлялся уже не раз. Его фотографии хранятся в коллекции Национальной галереи современного искусства Нью-Йорка, в Калифорнийском музее современного искусства и в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

“Ню (франц. nu — нагой, раздетый), один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. Ню не является академической штудией (служащей учебным целям или подготовительным материалом к картине) и носит, как правило, гедонистический характер. Ню … воплощает идеал красоты данной страны и эпохи, утверждает ценность земного, чувственного бытия…” (Большая советская энциклопедия).