Айдар Алибаев: “Не может быть в нездоровом организме здоровая рука или нога. Это политический вопрос”

Рахман Алшанов: “Построена экономика распределения нефтяных денег, а нужна экономика зарабатывания денег”

Голод – лучший учитель.

Латинская пословица

В 2035 году солидарная пенсионная система в Казахстане сойдет на ноль. Это означает, что будущий пенсионер может надеяться только на то, что накопил за свою жизнь. Айдар Алибаев, председатель Ассоциации пенсионных фондов Казахстана, прогнозирует, что правительство для таких людей ничего делать не будет – “никаких денег не даст”. Рахман Алшанов, президент Ассоциации вузов Казахстана, считает, что какое-то минимальное пособие государству придется выделить из своих доходов, раз уж оно не смогло создать систему, обеспечивающую всех нормальными рабочими местами. А то граждане государство не поймут.

Слева на право: Нурлан Еримбетов, Рахмон Алшанов и Айдар Алибаев

Нурлан Еримбетов, Рахмон Алшанов и Айдар Алибаев

Впервые за время заседаний дискуссионного клуба “АйтPARK” было сразу два гостя: Рахман Алшанов и Айдар Алибаев. Нурлан Еримбетов, модератор встречи, объяснил данное решение желанием поглубже разобраться в экономической ситуации, поскольку это та сфера, которая касается всех. Оба приглашенных – дипломированные экономисты со всеми положенными степенями.

“Рыночная экономика, рыночные “приколы” и причуды начинаются только сейчас”, — отметил г-н Алшанов. Причем начинаются они в ситуации, когда 40% ВВП страны приходится на банковский сектор и торговлю. “Построена экономика распределения нефтяных денег, а нужна экономика зарабатывания денег”, — подчеркнул гость “АйтPARKа”. Времена, когда в Казахстан в год завозилось по 400 тыс. автомобилей, остались в прошлом.

Айдар Алибаев в качестве иллюстрации к экономической модели, построенной в республике и переживающей системные трудности, привел дорогу от Алматы к китайской границе. Трасса эта выглядит “ступенькой”, то есть направление от Китая к мегаполису на грунте расположено ниже, чем в обратную сторону. Произошло такое потому, что в Алматы большегрузные “фуры” идут заполненными до отказа, а назад в Китай – налегке.

В Республике Казахстан за последние годы кое-что построено – 12 трубных заводов, 12 арматурных, 1 кирпичный… Однако кризис на рынке недвижимости по эффекту домино бьет по строительной индустрии, а та по промышленности строительных материалов. Куда пойдут высвобождающиеся трудовые ресурсы – большой и больной вопрос. Тем более что тенденция на дальнейшую монополизацию в экономике продолжается. Больше монополий – труднее выход на рынок, а значит, нет новых производств и связанных с ними линий жизни.

Г-н Алибаев примером сохранения тренда на монополизацию назвал нежелание подпускать к бюджетным деньгам “малые” банки второго уровня. Лобби крупных банков все запланированные государственные ресурсы хочет сосредоточить на “больших” БВУ, в то время как по эффективности управления активами далеко не все из них образцы для подражания.

Рахман Алшанов по ходу дискуссии заметил, что тонна сотовых телефонов стоит $3-4 млн. Однако в Казахстане подобными категориями не оперируют, зациклившись на тоннах нефти, меди и проката черных металлов. Если обратиться к сельскому хозяйству, то кроме зерна и муки все остальные продовольственные товары завозятся. Если взять конину, то Россия импортирует ее из Мексики, а уже через российскую территорию “мустангчатина” (термин Нурлана Еримбетова) поступает в Казахстан. Хотя по логике вещей республика должна обеспечивать кониной себя полностью и экспортировать излишки в соседние страны.

В цифры, которые приводит официальная статистика, гости дискуссионного клуба и модератор не верят, поскольку приписки стали нормой жизни. Г-н Еримбетов знает бизнесмена, который занимается выращиванием риса. У него урожайность – 38 центнеров с гектара. Однако по акиматовским справкам пошла цифра в 44 центнера с га, потому что в прошлом году было 43 центнера, и теперь они “не могут” доложить президенту о снижении урожайности. Г-н Алшанов заметил, что с пшеницей ситуация аналогичная. В результате получается, что посевной клин прежнего размера, урожайность та же, но на бумаге валовой сбор существенно вырос.

В Казахстане действует накопительная пенсионная система. В мире нет и трех десятков государств с аналогичной моделью. Первопроходец здесь Чили. Когда Айдар Алибаев знакомился с чилийским опытом, то их эксперты настоятельно советовали не брать на работу в накопительные пенсионные фонды (НПФ) работников из банков, да и вообще держаться от банков подальше. Причина здесь в отношении к деньгам. Для пенсионного фонда главное – сохранить средства будущих пенсионеров и по возможности приумножить. Для банков на первом месте максимизация прибыли, из-за чего они вынуждены ввязываться в рискованные операции.

Г-н Алибаев в ответах на вопросы много внимания уделил лобби крупных банков, которое в Казахстане чрезвычайно мощное. В результате многие НПФ аффилированы с крупными банками (законодательно никаких препон для этого нет), а их руководство не свободно в выборе объектов для финансирования. Наибольшая доля в 48 млрд. тенге убытка, который понесла пенсионная система страны, приходится как раз на эти “банковские” НПФ.

Пенсионные фонды в идеале должны вкладывать деньги в “длинные” проекты – предприятия реального сектора экономики, дороги, объекты инфраструктуры. Но чиновники не хотят связываться с этими деньгами. Они “шумные”, тогда как бюджетные средства “тихие” и их воровать можно спокойно.

“Инертность граждан удивляет”, — подчеркнул Айдар Алибаев. 10-12 дней назад, когда пошла информация об убытках в НПФ, был всплеск телефонных звонков. А теперь и их нет. Между тем, вкладчики могут подавать в суд на менеджмент пенсионных фондов за некачественное управление, однако прецедент никто не создает.

В ходе дискуссии много было сказано о том, что люди уже на уровне социального программирования не верят практически ни во что, будь то пенсии или адекватное использование средств Национального фонда. И если бы не государственная “обязаловка” делать пенсионные отчисления в НПФ, то многие предпочли бы им банковские депозиты или текущее потребление. Рахмон Алшанов отметил, что психологически многие будущие пенсионеры уже готовы к тому, что будут работать до смерти, либо надеяться только на помощь детей. Но это не выход: 2,5 млн. “самозанятых” пенсионных накоплений не имеют, а из имеющих такие сбережения далеко не всем их хватит на жизнь. Г-н Алибаев считает, что уже пришла пора создавать Ассоциацию по защите вкладов пенсионеров.

“Я всем нам желаю дожить до пенсии, а там война – план покажет”, — заметил в завершение дискуссии Нурлан Еримбетов.