Жизнь вообще есть почти постоянное ожидание чего-то
К приходу неприятностей олигарх-оппозиционер Мухтар Аблязов по формальным признакам подготовился основательно. Он практически единственный не с властного олимпа, кому разрешили иметь серьезную медиа-империю и финансировать пару политических партий (правда, одна из них год за годом остается незарегистрированной). Но когда реально запахло жареным и любимый банк увели в “СамрукКазыновскую” неволю вдруг выяснилось, что все созданное за годы после возвращения в страну и местный бизнес оказалось неэффективным. Г-н Аблязов в очередной раз получил лишь опыт – то, что получаешь вместо того, что хотел получить.
Одно перечисление медиа-активов Мухтара Аблязова создает впечатление солидности. Газеты “Республика” (один из самых раскрученных брендов среди казахстанских СМИ) и “Взгляд”, телеканал “StanTV”, веб-портал “respublika-kz.info”. Ему же приписывают финансирование незарегистрированной партии “Алга!” и денежную подпитку коммунистов-абдильдинцев (Коммунистическая партия Казахстана), а те тоже имеют по партийному изданию.
Сначала грянул финансовый кризис. На журналистов видный шахматист традиционно не скупился, а потому они в меру сил и способностей поддерживали легенду о том, будто дела в Банке ТуранАлем идут нормально. Но когда пошел дележ средств Нацфонда, публикации в “Республике” утратили былую академичность и позицию нейтрального наблюдателя. Статья “Короля играет свита” с неприкрытым “наездом” на Тимура Кулибаева и Карима Масимова ознаменовала собой срыв в истерику.
Г-н Аблязов был явно возмущен “несправедливым” разделом народных денег среди главных хищников, но попытки исправить ситуацию с помощью подконтрольных СМИ успеха не имели. Дальше – хуже. “СамрукКазына” за счет дополнительной эмиссии выкупил 78% акций БТА банка. АФН отстранило Мухтара Аблязова (председателя правления) и его заместителя Жаксылыка Жаримбетова от занимаемых должностей с формулировкой “в связи с признанием их действий не соответствующими интересам вкладчиков и кредиторов банка и требованиям действующего законодательства”.
Давно циркулируют слухи, что г-н Аблязов не является сколько-нибудь серьезным акционером БТА. Фактически он выполнял обязанности наемного менеджера. Однако сути вопроса это не меняет, поскольку еще Борис Березовский на практике продемонстрировал: главное не владеть предприятием, а контролировать его финансовые потоки.
Чем же ответил самый богатый из играющих в шахматы людей Казахстана на ущемление его интересов? “Республика” стала печатать “письма читателей” с возмущениями по поводу государственного рейдерства, как будто на дворе прошлый век. Сюжеты “StanTV” как практически никто не смотрел, так и не видит. Мало того, что этот канал вещает со спутника в дециметровом формате, не включен в пакеты кабельного телевидения вроде “Алма ТВ”, так еще и находится не на спутнике “Ямал”, куда повернуты более 90% всех спутниковых антенн республики, потому что оттуда вещают главные российские каналы. В общем, сюжет для фантасмагории “медиа-империя и пустота”.
Незарегистрированная партия “Алга!” выступила с заявлением в защиту бывшего руководителя Банка ТуранАлем. Потрясающе. Неизбежно возникает вопрос, неужели это все, на что способна партия, годами присутствующая на политическом поле страны. К тому же центральный офис ей содержат не на квартире в микрорайоне, а в отдельно стоящем здании рядом с центром Алматы. Плюс всякие филиалы в областях, активисты, фонды при “Алга!”. КПК вообще практически отмолчалась по поводу имущественных проблем своего спонсора.
Мухтар Аблязов не относится к числу лиц, складывающих яйца в одну корзину. От своих щедрот он в меру политических соображений уделял ресурсов и национал-патриотам. Но данное политическое течение весьма своеобразное. И когда Жасарал Куанышалин, Болат Дуйсенби и прочая выступали в Нацпресс-клубе, то вместо защиты интересов “кормильца” их деятельность свелась к неприятию российского “Сбербанка”. В общем, издержки снова понесены зря.
Думается, что г-н Аблязов не единственный, кто собирался играть сложную комбинацию в шахматы, но оказалось, что в наличие у него одни шашки. Ну а с шашками шахматную партию не сыграешь. В этой связи возникает вопрос, а как обстоят дела у других. Ведь не секрет, что время “Ч” может поджидать практически любого обладателя крупных ресурсов в самый неподходящий момент.
Ситуация здесь довольно пестрая. Если вернуться к истории с Рахатом Алиевым, то он свое сражение провел отнюдь не бесславно. И “КТК” информационно громил врагов, пока не пал под их ударами (отнюдь не информационными), и братья Шуховы через “Караван” распространяли всевозможные пасквили, и финансовые полицейские были мобилизованы для противостояния оппонентам. Разумеется, не все получилось удачно, но резонанс в обществе все это производило. Потом, уже пребывая за границей, г-н Алиев выкладывал в Интернете “прослушки”, которые моментально превращались в бестселлеры у политически активной части общества. А в ответ шли блокировки, прокурорские предупреждения, ужесточение законодательства до идиотизма включительно.
Медиа-империя Мухтара Аблязова такого уровня отдачи и эффективности не показала. И это несмотря на то, что газета “Республика” в начале 2000-ых портила власти нервов и крови больше, чем все оппозиционные политические партии и движения вместе взятые. И никакой прессинг госорганов и спецслужб ее не брал. Видимо, время, общество и информационная среда серьезно изменились, а креатив ветераны информационных войн подрастеряли, либо не успевают адаптироваться под новые условия. Может, исчерпан ресурс у людей, отвечающих за всеобъемлющий анализ происходящего и стратегическое планирование.
С другой стороны, коснись похожая ситуация акима Астаны Имангали Тасмагамбетова или еще кого, кто сейчас явно не в фаворе, и стоит большой вопрос: а смогут его активы показать себя эффективнее, чем у г-на Аблязова. Непосредственно медиа-империя Имангали Тасмагамбетова точно не сможет. Осведомленные люди сообщают, что у него ситуация со СМИ как в пиратской пещере, когда золото и бархат в беспорядке валяются на камнях, жемчуг и шоколад рассыпаны, тут же крысы и насекомые. В общем, ни порядка, ни концепции, ни грамотных специалистов.
Вполне возможно, что Мухтар Аблязов просто оказался в ситуации растренированности, расслабившись после возвращения к делам в ЗАО Казахстан. Вот Булат Абилов из-под враждебного пресса редко когда вылезает, а потому дружественные к нему и аффилированные медиа-ресурсы всегда в тонусе. Конечно, и он не застрахован от ошибок, и те же финансируемые им нацпатриоты приносят ему же вреда больше, чем пользы. Однако походя задевать интересы лидера партии “Азат” даже крупные игроки не могут себе позволить.
Из интересных активов на политический случай можно отметить Алексея Власова и действующий под ним Интернет-ресурс “ia-centr.ru”. Вроде бы он связан с Нуртаем Абыкаевым, но в первую очередь работает на позитивный имидж власти в целом. Посмотрим, как это СМИ покажет себя в “постдевальвационный период”. Пока же благоприятный PR в адрес верховного руководства государства осуществлялся грамотно, изящно, без демагогии. Группа старается избегать патетики и прочих перегибов.
Без сомнения, потенциально сильным информационным ресурсом обладают те, на кого работает Игорь Мельцер и возглавляемая им газета “Время”. Сегодня это корпорация “Казахмыс”. Вот если это издание переведут в режим информационной войны, то противнику мало не покажется.
В целом же казахстанское общество с одной стороны устает и замыкается в себе на атомизированном уровне, а с другой озлобляется и требует позитивных перемен. Кто найдет эффективные ключи к такому социуму, тот и сможет привлекать его на свою сторону. Слухи же о том, что общественное мнение в стране ничего не значит и ни на что не влияет, разбиваются хотя бы об историю с талонами к водительскому удостоверению, которые, в конце концов, отменили.