“В Казахстане запретили слушать Коран”. “Как после этого не называть Вас “патша”?”. “Почему, к примеру, не назначить членами правительства красивых девушек-танцовщиц?”. “Присутствие криминального фактора в оппозиционной среде…”

Сетевой Казахстан. 1 октября 2009г.

ATYRAUNEWS.COM в заметке “Нурсултан Назарбаев – патша?” сообщает: “Когда после торжественного открытия участка автодороги “Карбатан – Бейнеу” автомагистрали “Атырау – Актау” глава государства подошел к “группе местных жителей” к нему обратился пожилой человек. Как потом мы выяснили, это был директор школы №6 Хамза Габдуллин. Он долго благодарил главу государства за его вклад в становление и развитие Казахстана, а затем назвал его “патша”!!! Разговор шел на казахском языке, и поэтому мы насколько возможно постараемся точно перевести его на русский язык.

— Каждый Ваш визит в Атыраускую область имеет историческое значение, — сказал аксакал. — Благодаря Вашему мудрому правлению Казахстан достигает все новых и новых вершин. Как после этого не называть Вас “патша”? От имени жителей всей области прошу Вас оставаться пожизненным президентом. Здоровья Вам!”

ISLAM.RU. Дамир МУХЕТДИНОВ, руководитель Аппарата Духовного управления мусульман Нижегородской области, главный редактор Издательского дома “Медина”, в публикации ““А судьи кто?” В Казахстане запретили слушать Коран…” пишет: “С негодованием и возмущением мы восприняли новость о том, что в Казахстане решением городского суда Астаны запрещены аудиозаписи коранических сур в исполнении шейхов Мишари аль-Рашида и Фариса Уббада. Невозможно понять, как и чем руководствовались судьи, вынося столь беспрецедентное решение, которое – мы уверены – будет иметь крайне негативные последствия для имиджа соседнего государства.

Нет никаких сомнений, что реакция мусульманской общественности и исламских государств будет жесткой и предельно лаконичной: или вы, Республика Казахстан, в лице любой вышестоящей юридической инстанции аннулируете данное бредовое решение, или мы применим к вам, Казахстану и казахстанцам, санкции – культурно-религиозного, морального, экономического и политического характера.

Никто в мире, включая самые одиозные антиисламские режимы, на протяжении всей истории, не смел ставить под запрет Святую Книгу Ислама. Никому не позволено измываться над Ее святостью и сегодня, и впредь. Никто и никогда не сможет запретить читать и слушать Коран.

Мы решительно осуждаем пункты 180 и 181 решения суда города Астаны от 3 июля 2009 года, и не намерены снисходительно относиться к запрету аудиозаписей сур Корана. Мы отвергаем любые попытки хоть как-то объяснить происходящий абсурд, и в принципе считаем, что никакое объяснение этого запрета невозможно”.

Напомним читателям, что речь идет о документе “Решения судов о запрещении деятельности религиозных и общественных объединений и перечень информационных материалов, признанных экстремистскими и запрещенными к ввозу и распространению на территории Республики Казахстан в судебном порядке”, опубликованном на официальном сайте минюста РК.

EXPRESS-K.KZ также обращается к этой теме – “Суры Корана — под запретом?”.

“Как произошел подобный юридический казус? Как в список экстремистских материалов могли попасть аудиовыдержки из общей для всех мусульман святыни? В пресс-службе Генпрокуратуры вчера комментарий получить не удалось. А помощник пресс-секретаря Духовного управления мусульман Казахстана Кеулемжай Куттиев заявил, что впервые слышит о сложившейся ситуации. Однако он пообещал известить всех высших духовных лиц о том, что произошло, и дать ответ в ближайшее время.

В свою очередь судья гражданской коллегии городского суда Астаны Алия Ташева, которая выносила решение по этому делу, заявила следующее: — Судья не обязан комментировать свои решения. Тем более что процесс закончился в начале июля и все материалы сданы в архив”.

AZATTYQ.ORG. Дильбегим МАВЛОНИЙ в материале “Перечень угроз пополнился попыткой вербовки и подворным обходом журналистов” пишет: “Журналисты газеты “Взгляд” и интернет-сайта Stan.tv заявили, что сотрудники спецслужб следят за ними, пытаются вербовать и даже угрожают физической расправой. Сам КНБ отвергает подобные обвинения в свой адрес”.

В публикации “На конференции ОБСЕ в Варшаве казахи опровергают друг друга” говорится: “Выступление главы официальной делегации Казахстана на конференции ОБСЕ по человеческому измерению в Варшаве многие участники встретили молчаливым протестом. Дебаты по Казахстану были жаркими”.

REGNUM.RU. Михаил ПАК беседует с директором Центра социальных и политических исследований \»Стратегия\» Гульмирой ИЛЕУОВОЙ – “В Казахстане ситуация с государственным языком стагнирует”.

“- Уменьшение присутствия социологической информации, поставляемой обществу, я связываю со смертью (социолога, президента Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования) Сабита Жусупова — он был самым цитируемым социологом и его интервью выходили во многих периодических изданиях. Кроме того, количество организаций, занимающихся социологическими исследованиями, уменьшилось физически. Вторая причина косвенно связана с кризисом. Многие организации, конторы, компании, которые использовали механизмы социологии, перестали тратить деньги, начали экономить. В первую очередь — естественно, на исследованиях. В принципе, социологии и раньше заказывали совсем немного. Да, в какой то момент развитие рынка спровоцировало появление большого количества маркетинговых исследований, и даже социология в какой-то момент начала пользоваться спросом. Однако теперь количество заказов практически сведено к нулю.

Но все же одна из самых важных причин непопулярности социологии связана напрямую с общественными настроениями. Дело в том, что результаты, которые показывает социология, не нравятся людям, привыкшим спекулировать темой кризиса. Данные нашей организации показывают, что влияние кризиса на социальную ситуацию в нашей стране невысоко. Во всяком случае, не так высоко, как хотелось бы оппозиции или каким-то политическим субъектам. Мы можем развить эту тему, но мне кажется, что нежелание цитировать социологию связано именно с этой причиной. Ну нет в обществе резких изменений в социальных настроениях! Тема не \»горячая\», спекулировать невозможно. И доказать это просто — наши разночтения с данными, скажем Гэллапа составляют три-пять процентов — в рамках статистической погрешности. Мы одинаково отражаем процессы”.

TIME.KZ. Данияр АШИМБАЕВ в статье “Стриптиз и государственное управление” замечает: “Выход один — надо радикально менять труппу. С учетом того, что в нынешней задействованы выпускники лучших вузов, с огромным опытом работы на государственной службе и в корпоративном бизнесе, доктора наук и академики, кавалеры многочисленных орденов и лауреаты всевозможных премий, а КПД государственного управления все равно перешел в отрицательные величины, критерии надо подбирать другие. Почему, к примеру, не назначить членами правительства красивых девушек-танцовщиц? Ведь политика и стриптиз — вещи достаточно родственные: удовольствие потребитель получает не от касания, а от наблюдения. Взять какой-нибудь стриптиз-клуб и распределить среди творческого коллектива соответствующие портфели. Амалия — премьер-министр, Стэлла — министр торговли, Николь — министр строительства, Мила — министр финансов, Тэсс — министр здравоохранения, а Тэнар — министр иностранных дел. Ей-богу, политика станет не только красивой, но — c большой степенью вероятности — еще и эффективнее, чем сейчас. Ведь министр финансов, медленно вращающийся на пилоне в зале заседаний парламента и докладывающий проект государственного бюджета, весьма и весьма убедителен. А с таким главой МИД можно не только председательство в ОБСЕ, но и генсекство в ООН с Нобелевской премией заполучить. Руководство фонда национального благосостояния “Самрук-Казына” для стабильности можно оставить прежним. От замены остальных, думаю, хуже не станет. К сожалению, более вероятным выглядит пессимистический сценарий — не стриптиз придет на помощь государству, а аппарат начнет повышать “уровень корпоративного управления” стриптизом. Министерство танцев и культурной политики, госхолдинг “КазСтрипИнвест” и департамент эротического контроля и лицензирования могут окончательно угробить не только культурную, но и демографическую политику в стране”.

Марат АСИПОВ в материале “С такими партнерами врагов не надо!” пишет: “Наша газета неоднократно писала о проблемах, связанных с финансированием АО “Илийский картонно-бумажный комбинат”. А на прошлой неделе официальный представитель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Мурат ЖУМАНБАЙ объявил, что возбуждены уголовные дела против руководства АО “Илийский картонно-бумажный комбинат”. Вдобавок к этому герой наших прошлых публикаций гендиректор “ИКБК” ЕСЕНБАЕВ засветился также в нескольких проектах, финансировавшихся Инвестиционным фондом Казахстана (ИФК).

Как утверждает бывший глава Инвестиционного фонда Казахстана Сергей ЕЛЬЦОВ (недавно избран заместителем председателя БТА Банка. — М. А.), ранее фонд заключал контракты с предпринимателями на условиях, которые практически не позволяют фонду возвратить вложенные государственные средства (вопросы были отправлены еще во время его работы в ИФК. — М. А.)…

— Это означает, что те проекты, в которые были вложены миллиарды тенге, мы не можем ни продать, ни закрыть, да и что с ними теперь делать — тоже не совсем ясно. А чтобы добиться высокой ликвидности проектов, в ряде случаев придется вкладывать столько же средств, сколько было вложено. Отсутствие четких критериев проектов, пренебрежение нормативными документами и законодательством привели к созданию такого неликвидного портфеля ИФК”.

CAMONITOR.COM. Марат МАКАШЕВ в материале “Ахтунг, ахтунг, пруссаки прут. Почему Siemens попал в книгу рекордов Гиннеса?” пишет: “Детективная история Siemens в Казахстане” развивается по сценарию мультфильма “Ежик в тумане”: кто-то грозно кричит “У-ф-ф-ф”, кто-то бежит в молоко или взлетает в облака небожителей, точно и не поймешь, но главное – все при деле. Райнхард Зикачек и Андреас Маттес, бывшие руководители телекоммуникационного подразделения концерна, заявили, что еще в далекие 1999–2000 годы Siemens давал взятки в Казахстане, правда, кому именно, не сказали. Для этого был создан специальный фонд, из которого регулярно перечислялись суммы на подкуп чиновников стран пребывания. Система работала превосходно – выгодные контракты подписывались, чиновники получали солидное удовлетворение, а Siemens – еще более солидные прибыли.

Прошло достаточно времени для того, чтобы после громкого заявления прокуратуры казахстанский финпол и другие государственные структуры под чутким руководством “Нур Отана” не только разобрались, но и получили хотя бы приличные “отступные” (как это произошло в США и Германии), за которые международный индустриальный монстр, выпускающий все, от лампочек до тепловозов, мог бы отползти в тень”.

RESPUBLIKA-KZ.INFO. Евгения БОРИСОВА беседует с председателем редколлегии газеты “Республика” Ириной ПЕТРУШОВОЙ – “Племяннику Назарбаева можно, а “Республике” нельзя?”.

Напомним, что газета “Республика” объявила, что готова выплатить БТА 40 миллионов тенге за собственника и редактора. Но не деньгами, а евробондами самого банка.

“- Мы требуем провести взаиморасчет встречных задолженностей. Потому что он это уже делал! Мы располагаем доказательствами, что БТА Банк уже проводил подобные взаиморасчеты с несколькими кредиторами. Не буду называть конкретно фирмы, от которых в уплату кредитов БТА Банк принял свои евробонды, скажу только, что к одной из них имеет отношение Кайрат Сатыбалды, племянник президента Нурсултана Назарбаева. Кстати, на этой операции, по моей оценке, он “заработал” примерно 150 миллионов долларов”.

Ирина МЕДНИКОВА в материале ““Дело двенадцати”: эпизод второй” сообщает: “Суд по делу топ-менеджеров “БТА Банка” начал рассматривать второй эпизод из восьми. Сегодня были допрошены свидетели – сотрудники ТОО “Каменское плато”, получавшего кредиты от банка, а также сотрудники самого БТА. Прокурор делает акцент на особых отношениях глав этих компаний, хотя организованной преступной группировкой их пока не называет”.

DIALOG.KZ. Ренат БАЙТОВ в публикации “Женщины Рахата Шораза. Две сказки, одна другой страшнее…” пишет: “Деятельность адвоката Рабиха Маруфа Рамадана, нанятого Татьяной Медведевой, матерью А. Новиковой, дала свои первые плоды. Полиция признала, что результаты экспертизы, которые были сделаны после обнаружения тела в 2003 году, говорят скорее о смерти девушки за несколько часов до падения из окна седьмого этажа. То есть, причиной смерти стало не падение из окна. А это говорит уже и о несостоятельности версии, признанной за факт, о самоубийстве Анастасии Новиковой”.

IA-CENTR.RU. Андрей ЧЕБОТАРЕВ в статье “Какой идеолого-пропагандистский подтекст содержит “Прыжок Афалины”?” замечает: “Анализ фильма “Прыжок Афалины” дает основание предположить, что основной идеолого-пропагандистский подтекст кинематографического творчества одного из видных представителей “Ак Орды” заключается в том, чтобы соединить здесь две сюжетных линии — присутствие криминального фактора в оппозиционной среде, проявившее себя, в частности, в процессе предвыборной борьбы 2005 года, и имевшие место, или точнее говоря объявленные соответствующими официальными лицами, попытки покушения на жизнь главы государства. И этому подтексту придаются вполне реалистичные очертания посредством вставки в сюжет фильма указанных выше действительно произошедших событий, а также отражения в нем имевшей в 2005 году напряженности в политической жизни Казахстана.

Иначе говоря, посредством данного фильма, похоже, делается попытка искусственно представить реальную политическую атмосферу 2005 года в качественно новом и максимально выгодном казахстанским властям свете. В этом отношении, судя по оценкам самим Джаксыбековым зрительской аудитории “Прыжка Афалины”, основная ставка здесь делается на молодежь, а также людей среднего возраста, явно не разбирающихся во всех тонкостях политической жизни республики”.

SPIK.KZ. Аналитическо-информационное бюро ПИК в публикации “Светопреставление” отмечает: “Сначала повышение тарифа произошло на отпускную цену на электроэнергию на электрических станциях: АО “Алматинские электрические станции” — на 24%; ТОО “Экибастузская ГРЭС-1” — на 37%; АО “Станция Экибастузская ГРЭС-2” — на 13%. Кроме того, поднялась цена на передачу электроэнергии по сетям АО “KEGOC” на 24%, за услуги технической диспетчеризации на 32%, по сетям Алматинской области и Алматы АО “АЖК” — на 40%. Эта волна привела и к повышению электроэнергии и для конечного бытового потребителя – горожан. Для него тариф, с согласия антимонопольного комитета, повышен на 15,7% — с 8,84 тенге до 10,23 тенге с учетом НДС…

А пока новые возросшие тарифы на электроэнергию окажут мультиплицирующий эффект на экономику Казахстана. Цены на товары однозначно повысятся, так как для юридических лиц стоимость электроэнергии будет еще выше, чем для бытовых потребителей. Если раньше 4% повышение электроэнергии приводило к значительному повышению цен на продукты и товары первой необходимости, то к чему приведет нынешнее, страшно даже предполагать. Кроме того зная, в каком состоянии сейчас коммунальная сфера в Казахстане, нам предстоит платить еще не раз и не только за свет”.

BETTER.KZ. Меиржан БУЛТАЙ, студент (Чехия), в статье “Уходящие и приходящие натуры Казахстана” отмечает: “Русский язык – тоже уходящая натура Казахстана. Можно строить прогнозы, как долго и какие регионы он будет покидать (10, 25, 50, 100 лет), но пик распространенности русского языка в республике остался в прошлом веке. Одни политики и общественные деятели стараются этот процесс ускорить, другие замедлить, а третьи пустить на самотек.

С казахским языком сложнее. Он вроде бы и расширяет ареал своего использования при помощи государства, но охватывает сферы использования не в полном объеме, а по сегментам. То есть пространство, отнимаемое у русского языка, переходит к казахскому не в полном объеме, а делится им с английским языком. В каких-то фрагментах усиливаются китайский и узбекский языки. Во многих местах казахский язык переживает метисацию, символом которой можно назвать слово “детилер”. В таком месте как нефтяное месторождение Тенгиз рабочие говорят на сложной смеси английского, казахского и русского языков, которую кроме них самих мало кто понимает.

Английский язык – это новое средство общения элиты (не по внутреннему качеству, а по занимаемым позициям в социальной структуре общества) и ее подрастающего поколения. Если в период Казахской ССР республиканская верхушка отправляла детей учиться в Москву, то теперь эту нишу занял Лондон”.

INOSMIKZ.COM. Ерберген САЛЫКОВ в материале “В Москве знают, что Казахстан не готов платить за воду по рыночной цене, но, тем не менее, она прорабатывает вопрос ее экспорта” пишет: “А ситуация с водой в Казахстане, особенно ее перспективы представляются куда более проблемными, чем в Испании. Ведь мы в этом вопросе напрямую зависим от разных государств, которые или созревает для того, чтобы создать нам трудности, или уже созрели. На востоке это – Китай, откуда сюда текут наши полноводные реки Иртыш и Или. На юге — Сырдарья, а на западе – Россия. Причем российская вода, питающая целый ряд городов и поселков в Западном Казахстане, поступает не по естественному пути, то есть не по реке, а по искусственному водоводу, построенному незадолго до распада Советского Союза. В 1986-1987 годах.

А раз так, то оснований у россиян начинать регулировать отпускание воды с Волги с Казахстан объективно куда больше, чем у Арагона в случае с Каталонией. Во-первых, Казахстан – заграница. Во-вторых, водовод искусственный, рукотворный, следовательно, подача воды по нему может быть предметом такой торговли, когда цена меняется в зависимости от того, сколько же хотел бы получать за свой товар продавец. То есть Россия может начать подавать Казахстану примерно на таких же условиях, на каких Франция продает воду той же Испании.

В России с этого года очень настойчиво стали говорить о том, что ей следуют продавать воду. Продавать так, как это делается в Европе. То есть не только цивилизованным образом, но и также по очень высокой цене”.