Арман Идрисов: “В несырьевом секторе состояние либо банкротное, либо предбанкротное”

“Третья спираль кризиса – мы уже в ней находимся. Когда она примет угрожающие масштабы – это вопрос времени”

“Унылая – пора!”

NN

“$80 за баррель нефти с одной стороны и ухудшающаяся ситуация в несырьевом секторе, очень серьезное ухудшение платежеспособности населения с другой”, — такова общая картина казахстанской экономики по словам Армана Идрисова, председателя совета партнеров Zertteu DC Group (исследовательская и консалтинговая компания). Если средняя температура по экономике жизнеспособная, то при рассмотрении отдельно сырьевого и несырьевого секторов получается: сырьевой сектор чувствует себя нормально, а несырьевой одной ногой уже в могиле.

Марат Каирленов, директор по исследованиям Zertteu DC Group, на пресс-конференции в Алматы акцентировал внимание на том, что отличительная черта казахстанской экономики – кредитозависимость. Особенно это характерно для несырьевого сектора, где в 2007 году отношение выданных ему кредитов к выпущенной продукции составило 96%. То есть на выпуск 1 тенге несырьевого ВВП приходилось 96 тыинов кредитов. Комфортный уровень кредитов заканчивается на границе в 30%.

В 2008 году банки сократили кредитование на 39% (или на 3,7 трлн. тенге), а темпы роста ВВП упали в 2,5 раза. В текущем году ожидается падение выдачи кредитов еще на столько же. В первом полугодии зафиксировано падение ВВП на 4,1% (данные Нацбанка). Во втором полугодии картину во многом выправит сырьевой сектор, где числится 0,5 млн. человек (6% экономически активного населения – ЭАН) вместе с занятыми на контрактных работах у недропользователей. Что касается несырьевого сектора (около 88% ЭАН), то он продолжит падение.

Негативная цепочка сработала в следующей последовательности: мировой финансовый кризис – банковский кризис – системный банковский кризис. “За два года выдача кредитов на оборотные средства сократилась на 2/3”, — отметил г-н Каирленов. Здесь уже раскручивается собственная проблемная спираль: чем меньше оборотных средств – тем меньше размер производства, снижение рентабельности. Потом сокращение штата и фонда оплаты труда. После этого происходит повышение банковских % по кредитам.

С начала 2009 года нарастает спад розничного товарооборота, за январь-август у торгующих предприятий он составил 19,5% (в августе 27,5%). По словам спикеров пресс-конференции, это влечет за собой “третью волну кризиса”. Сокращение спроса со стороны населения приводит к сокращению штатов и зарплат в потребительском секторе, а это ведет к дальнейшему сокращению совокупного спроса. Здесь надо иметь в виду, что 76% экономически активного населения (без учета самозанятых) работают в торговле и сфере обслуживания.

“Третья спираль кризиса – мы уже в ней находимся. Когда она примет угрожающие масштабы – это вопрос времени”, — заявил Арман Идрисов. Он прогнозирует, что если не будут приняты эффективные антикризисные меры, несырьевой сектор отечественной экономики “встанет” через два квартала (шесть месяцев). Встречи-консультации с игроками несырьевого сектора показали, что у 60% компаний сокращение объемов продаж от 15 до 45%. Практически все предприятия утверждают о катастрофическом двух-трехкратном сокращении объема оборотного капитала. Из-за “холдингизации” экономики порой получается, что у предприятия дела идут сносно, но при его рассмотрении в масштабе холдинга (с его долгами и прочими пассивами) оно оказывается в “проблемной зоне”.

У спикеров поинтересовались, как же тогда воспринимать слова премьер-министра Карима Масимова о том, что экономика продолжает расти, проблема с безработицей решена и т. п. “Когда мы смотрим на картину в целом – она не такая удручающая, как если посмотреть на несырьевой сектор”, — ответил г-н Идрисов. Однако исследование Zertteu DC Group сфокусировано как раз на этом массиве казахстанских компаний.

На вопрос о том, есть ли надежда на правильные шаги правительства, Арман Идрисов выразил осторожный оптимизм. Он подчеркнул, что критиковать правительство с позиции сегодняшнего дня легко, но “бизнес сам совершал гигантские ошибки, он неэффективен”. “Какую часть бизнеса нужно сохранять, какой давать банкротиться – ключевая задача. Это надо исследовать”, — определил проблемное поле г-н Идрисов.

Zertteu DC Group активно занималась подготовкой National Busines Forum / осень 2009, который пройдет 2-3 ноября в Алматы. Четыре месяца крейсирования между Алматы и Астаной Арман Идрисов охарактеризовал как “шахматная игра по переписке с целью зажать соперника”. Тогда как представителям государства, бизнеса и общества надо собираться и совместно вырабатывать оптимальные меры по стабилизации экономики. “Все зависит от антикризисных мер правительства на 2010 год”, — подчеркнул он.

Анализ внутренних источников демонстрирует значительный потенциал. За январь-август 2009 года пенсионный фонды вывели за рубеж $840 млн. За этот же период объем закупок государственным сектором импортных товаров и услуг оценивается в 1,5 трлн. тенге, что эквивалентно 9% ВВП.

Баглан Айдашев – руководитель проекта “NB 500”, где исследуются 500 крупнейших компаний Казахстана. Раньше исследование охватывало 100 фирм, но потом пришлось изменить методологию. Потому что из 100 компаний 1/3 приходится на представителей сырьевого сектора, потом их подрядчиков, игроков из финансового сектора и только 20% несырьевой сектор. Однако и в масштабе 500 фирм ситуация не радужная. “На первые 50 компаний приходится 80% продаж всех 500. Разрыв между первой и пятисотой составляет 1300 раз. В России аналогичное соотношение 450 раз”, — сообщил г-н Айдашев. Индекс Джини (коэффициент концентрации доходов) свидетельствует об очень высокой концентрации доходов предприятий. Значение составляет 0,78, а там чем ближе к единице от нуля – тем неравномернее распределение доходов.

“Наши желания обгоняют наши возможности”, — заметил Арман Идрисов насчет идей вроде форсированной индустриализации. Сейчас на повестке дня разобраться в экономике страны (у Zertteu DC Group есть своя модель ее устройства и функционирования) и в ситуации на глобальном рынке. По критерию глубины кризиса в 30-50% неработающих кредитов (правда, “демонстрируемый уровень неработающих кредитов может в разы отличаться от реального (Марат Каирленов)”) Казахстан похож на Южную Корею в 1998 году. Там, учтя свои и глобальные моменты, решили проблему где-то за год. С другой стороны Мексика в 80-ые годы XX века, привыкнув накануне к высоким доходам от нефти, выходила из кризиса тяжело и долго. Ну а пока эксперты не знают даже реальный размер безработицы. Г-н Идрисов полагает, что примерно 1 млн. безработных в стране проходит как “самозанятые”.