О национальной гордости

Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять,
ее нужно лишь направлять на достойные цели.

Клод Гельвеций

Я – казах, и я горжусь этим. И в этом чувстве я не оригинален, так же, как и подавляющее большинство нормальных казахов, узбеков, русских, немцев, татар, армян… и так далее…, и так далее. И когда я слышу, что “гордиться своей национальностью – все равно, что гордиться тем, что ты родился во вторник или в пятницу” – моя рука тянется…к клавиатуре, для опровержения этого более чем сомнительного утверждения. “Ведь в этом нет твоей личной заслуги” – аргументируют свой посыл псевдо-рационалисты, этакие “сами кузнецы своего счастья”.

Давайте сначала опровергнем этот тезис на таком же рассудочном, логическом уровне. Если ваш отец – чемпион мира по боксу, то, естественно, вы будете им гордиться. А если ваш дедушка – знаменитый ученый? Конечно, этот факт дает вам несомненное право гордиться им. Так же, как и прадедом – героем Великой Отечественной Войны. А если вы точно знаете, что ваш предок отважно бился с джунгарами и остался в памяти народной, как батыр? Будете им гордиться? Әрине. Так почему же конкретными своими предками можно гордиться, а более далекими, более общими пращурами, своим народом в целом гордиться нельзя?! Конечно, можно и нужно. Если мы хотим построить сильное, благополучное и суверенное государство.

Действия и мысли Владимира Ульянова далеко не однозначны, но если рассматривать его, как одного из самых эффективнейших государственных строителей в истории человечества, то будет не лишним прислушаться к его мнению по данному вопросу. В своей статье “О национальной гордости великороссов”, Ленин (кстати, убежденный интернационалист) пишет: “Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину… Мы гордимся тем, что…(среда великорусов)… выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика.

Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и за социализм”. (А в чем личная заслуга Ленина в появлении Радищева, декабристов, разночинцев? А он ими гордится, вот глупый, не знал “глубоких” мыслей про гордость “за рождение в определенные дни недели”:).

Гордиться своей нацией – можно, и гордиться своей нацией – надо. Если мы – нормальные люди, а не манкурты.

Нам надо гордиться своими батырами, которые сражались с захватчиками на западных и северных казахских землях. Они, вооруженные в основном саблями и копьями, атакуя царские войска, привязывали себя к лошадям, чтобы не вылететь из седла, когда их ударит пуля, и чтобы они и мертвыми продолжали скакать, нагоняя страх на врага.

Нам надо гордиться полководческим талантом Кабанбай батыра, мудростью биев Толе, Казыбека и Айтеке, государственной прозорливостью Абылай хана. Наши предки оставили нам огромную и богатую страну, и мы с полным правом гордимся ими. (Как мы распоряжаемся этим наследством – это уже другой вопрос, кстати, тесно связанный с темой настоящей статьи).

Мы гордимся гостеприимством и мудростью своего народа, мирно живущего со всеми другими нациями. И мы признаем и уважаем право других народов гордиться своими предками, своей нацией. Радищев, декабристы, Петр I, Абылай хан, Абай, Ататюрк, Линкольн, Жанна д Арк, и так далее, и так далее… У каждого народа своя гордость и каждый неманкурт гордится своей нацией, своими предками. Прошу извинить за некоторый пафос, но, согласитесь, говоря о национальной гордости, невозможно оперировать только точными цифрами, процентами, рассудочными доводами и научными терминами.

Конечно, можно просто посмеяться над всеми этими “вторниками и пятницами”, сказав в ответ: “Видно в понедельник вас мама родила//Чтобы вы не делали, не идут дела”. Но если копнуть глубже и задаться вопросом “Cui prodest?”, а откуда растут (нет, не уши, хорошо, если бы ослиные уши), змеиные жала этих разрушающих нацию “хитроумных” мыслей про “дни недели”? И тогда мы увидим, что сегодня, во всем мировом информационном пространстве насаждается мысль: “Национальные суверенные государства исчезают, малые нации трансформируются и растворяются, слабые языки и редкие культуры исчезают. И это правильно, ибо они неэффективны”. При продвижении этих идей опираются на труды солидных ученых, смотрите, например, книгу Элвина Тоффлера “Третья волна” и т.п. Конечно, это выгодно сверхдержавам и транснациональным корпорациям (ТНК), тем, кто насаждает и продвигает глобализацию. И об этой опасности уже давно предупреждают неравнодушные политики, журналисты, ученые и общественные деятели. Не надо только усмехаться о теории заговора: көрмес, түйені де көрмес.

Практический результат этой очень долговременной и многозадачной подрывной идеологической работы можно увидеть во многих сегодняшних явлениях, например в упреке недоросля ветерану Великой Отечественной войны: “Ну, что ты здесь своим протезом скрипишь? Победили бы немцы, пили бы сегодня баварское пиво и ездили бы на “мерсе”…”. Или в подленьком анекдоте про последние слова Матросова “Проклятый гололед!”. Прикольно, да? Почти, как гордость за “рождение в среду”.

Убедительно о разрушающей силе такого планомерного воздействия на умы, пишет Виктор Пелевин: “…несколько слов о результатах применения оружия (идеологического) против СССР, организованного с помощью подчиненных одной воле газет и радио. Впрочем, можно обойтись и без слов… Пусть любопытный сам поставит небольшой опыт. Например, такой: пусть он встанет рано утром, подойдет к окну и, осторожно отведя штору, выглянет наружу…”.

ТНК, насаждающим глобализм, космополитизм, потребительский образ жизни надо, чтобы человек гордился зарубежной недвижимостью, хвастался дорогим телефоном, безмерно жаждал элитный автомобиль, престижные часы, “батистовые портянки носить”… Вкусно пожрать, сладко поспать, оторваться по полной программе – вот зачем надо жить! Забудь, что ты казах, украинец, серб или поляк. Умный и богатый заграничный дядя придет и сделает тебе “правильное” государство, даст хорошую зарплату, гарантированный гамбургер и прикольное ТВ. Нет никаких наций, это вчерашний день, сегодня есть только граждане…

Все эти идеи космополитизма, теории глобализации, эти приколы про “дни недели” и прочее, направлены на нивелирование всех наций, на построение всех под одну удобную, “потребительскую” гребенку. А ведь еще братья Гонкуры тонко замечали: “Кто не отличает нас от других, наносит нам оскорбление”.

Основатель современного турецкого государства Ататюрк воскликнул в свое время: “Счастлив, что я – турок!”. Этот лозунг и поныне написан на видных местах в Турции, на биллбордах, стенах, памятниках, и даже на горах. И эти слова Ататюрк делом доказал своей Родине, поэтому турецкий народ искренне чтит его память.

Возможно, многие наши экономические и общественные реформы так трудно продвигаются потому, что никто из руководителей нашего государства пока не сказал: “Счастлив, что я – казах!”.