Батырхан Шукенов: “Качество казахстанской эстрады может продвигаться только тогда, когда производитель будет защищен”

Во власти просто не с кем поговорить о проблемах музыкальной жизни страны

“Казахстанская эстрада – как военное кладбище: что ни звезда, то фанерная”.

NN

“В Казахстане должна быть национальная школа звукорежиссуры”, — подчеркнул Батырхан Шукенов, певец и композитор, на встрече в дискуссионном клубе “АйтPARK”. Создание песен требует школы аранжировщиков. Все это нужно для того, чтобы “сохранять национальную основу с привлечением новых технологий”.

Нурлан Еримбетов, модератор “АйтPARKa”, начиная заседание сразу определил, что критиковать отечественную эстраду очень легко, но он хотел бы построить разговор о том, чем ей можно помочь. “Что еще можно спасти? И что должны сделать мы, как зрители, слушатели? Что должны сделать наши правители как любители?” — обрисовал он круг прикладных вопросов.

Батыр Шукенов заметил, что для начала было бы хорошо государственную программу “100 школ, 100 больниц” дополнить компонентом “100 дворцов культуры”. В прошлом году у него был тур по десяти городам Казахстана и остро стоит проблема нормального концертного помещения. С ходу, гость дискуссионного клуба смог назвать только три города – Алматы, Астана и Караганда – где есть условия для нормальных выступлений. В других местах, уже на фазе концертного зала, для артистов начинается подвиг. А если будут 100 хороших дворцов культуры, с персоналом, аппаратурой, теплом и прочей инфраструктурой, тогда и общая ситуация станет гораздо лучше.

Модератор заметил, что когда в “АйтPARKе” проходила встреча с Жанией Аубакировой, ректором национальной консерватории, то она сообщила: «в республике всего десять роялей, на которых она может сыграть».

Еще требуются высокопрофессиональные студии звукозаписи. В качестве положительного примера, г-н Шукенов привел Южную Корею. Там не стали изобретать велосипед и пригласили ведущих английских специалистов, вложили необходимые инвестиции. Сегодня, корейские клипы в числе самых передовых по техническому и технологическому исполнению, при этом, совершенно не утрачен национальный колорит.

Вечная головная боль – это авторские права. В советское время существовали Всесоюзное агентство авторских прав (ВААП) и Объединение музыкальных ансамблей (ОМА). Музыканты в любом ресторане регулярно заполняли специальную “рапортичку”, где указывалось, какие песни они исполняют в своем репертуаре. Потом шли специальные перечисления в ОМА и дальше авторам текстов и композиторам. Сейчас, все это разрушено. В России система постепенно выздоравливает, а в Казахстане хоть и есть специальный закон, но он не работает. Эрик Тастембеков, музыкальный продюсер, подчеркнул, что рынок звукозаписей “на 99% пиратский”. “Что-то сдвинулось, но не хватает жесткости в работе с телевидением, радиостанциями, кафе, ресторанами”, — сообщил он.

Нурлан Еримбетов обратил внимание, что из пакета кабельного телевидения убрали канал “Меццо”, который транслировал классическую музыку. Батыр Шукенов на это ответил, что “АлмаTV” — компания частная, поэтому что хочет, то и делает. Но если государство заинтересовано в музыкальном развитии и просвещении, то оно должно платить частным фирмам, чтобы те включали подобные каналы в свою сетку вещания.

По ходу дискуссии, несколько раз пытались выяснить, в чем заключается государственная культурная политика и есть ли она вообще. Законченного ответа на этот вопрос не получилось. Представители шоу-бизнеса только акцентировали, что во власти нет людей, с которыми можно было бы предметно обсудить проблемы культуры. Когда казахстанские исполнители с флагом страны выступают в Юрмале и их показывают российские и другие зарубежные телеканалы, в Казахстане по первому каналу в это же время транслируют сериал “Бандитский Петербург”. В таких условиях сложно воспитывать патриотические чувства. Отдельные энтузиасты вроде бы стараются, но все усилия уходят как в никуда.

При этом, и Батырхан Шукенов и Эрик Тастембеков подчеркнули, что люди в Казахстане очень талантливые. При наличии необходимой среды и инфраструктуры они обязательно “выстрелят”. “Люди, которые об этом думают и переживают, пока есть. А их может и не стать”.

Гость “АйтPARKа” обратил внимание, что отечественных производителей сливочного и подсолнечного масла государство хоть как-то защищает, а своих производителей фонограмм – нет. Почему для популярной музыки нет государственной поддержки, ведь это тоже определенный вид производства? При этом нельзя сказать, что государство чем-то мешает. Хочешь снимать дорогие клипы – пожалуйста, хочешь поехать на международный конкурс – нет проблем, хочешь петь песни в три аккорда – ради бога. Главное, чтобы со всеми вопросами и проблемами собственно к государству не обращались и его не беспокоили. Потому что оно не хочет защищать композиторов и исполнителей, заниматься господдержкой на телевидении.

В качестве одной из мер по улучшению общей ситуации, Нурлан Еримбетов предложил ввести в рейтинге акимов такой параметр, как “культурное развитие”. О пользе данного шага сейчас судить трудно, но вреда культуре от этого точно не будет.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена