Дух провинциальности на двадцатом году после ГКЧП

События за неделю

Начать обзор событий минувшей недели можно с двух событий различного “происхождения”, но, по-своему, близких. Ведь в комнате кривых зеркал два зеркала, одно гротескно “утолщающее”, другое так же “утончающее”, тоже стоят близко друг к другу…

Событие первое — американский журнал “Newsweek” опубликовал рейтинг ста “лучших стран мира”, в котором Казахстану досталось 61-е место. Второе событие — Общественный Фонд “Стратегия” представил свои результаты опросов казахстанцев на тему их социального самочувствия и их отношения к событиям в Киргизии. Американский журнал сравнил страны по таким позициям, как образование, здравоохранение, качество жизни, динамичность развития экономики и политическая обстановка. “Проиграл” Казахстан по состоянию здравоохранения и – удивительно! — “политической обстановки”. По поводу первого показателя, никаких новых вопросов или эмоций быть не может, но 81-е место среди 100 стран по стабильности политической обстановки у страны-председателя в ОБСЕ, гордящейся своей стабильностью! Это близко к сенсации. Конечно, можно просто не обращать внимания на эту публикацию, или сказать, что американцы в принципе не правы в своих оценках, но корректность работы с информацией не позволяет так поступить, ведь когда про Казахстан за рубежом пишут хорошо, у нас с удовольствием и без критического анализа это цитируют. Так что, стоит присмотреться к этому восприятию Казахстана, как бы неприятно оно не было. Тем более, что в списке “лучших стран” нас обогнали и Россия, с ее проблемами Северного Кавказа, и Украина, с проблемами крымских татар и самого Крыма, с расколом страны на север и юг! И Белоруссия…

Правда, есть основания усомниться в основательности анализа журнала “Newsweek”. Вот почему: Казахстан занял 14 строчку по уровню образования. Всякий, кто хотя бы “по касательной” знаком с его реальным состоянием у нас, подумает, что авторы исследования нам здорово польстили. А значит, может быть, “перегнули” в обратную сторону с оценкой политической обстановки. И, глядишь, этот “минус” на тот “плюс” добавят несколько пунктов в рейтинге, к успокоению всех тех, кто трудится над казахстанским имиджем…

…Которому “на помощь” пришли итоги соцопросов ОФ “Стратегия”. Они показали, что количество социальных оптимистов у нас уверенно растет, “прыгнув” за год на 16%, до 78% респондентов. Если вспомнить, что за это время никаких явных положительных явлений в социально-экономической жизни страны не произошло, то такую жизнерадостность можно расценить как проявление феномена “страны непуганых оптимистов”. Чего больше в этом феномене – позитива или негатива – никогда нельзя сказать точно. Это зависит от продолжительности и остроты очень вероятной новой волны кризиса и степени терпеливости населения.

Среди событий казахстанской политической жизни важнейшие – инициативы Главы государства по реформированию правоохранительной системы. В частности, речь идет о необходимости “решительно продвинуться в вопросах гуманизации уголовной политики”, для чего будет подготовлен законопроект, направленный на декриминализацию преступлений, не представляющих общественной опасности. Очевидным обращением к российскому опыту является идея применять альтернативные меры наказания к экономическим преступлениям. Меры по гуманизации уголовной политики всегда стоит приветствовать, но проблема в том, что успешность их реализации зависит не только от формулировок законов, но и от профессионализма, порядочности и культуры работников правоохранительной системы. Казахстанское законодательство и сейчас, в общем-то, не назвать “драконовским”, но к правоприменительной практике у правозащитников традиционно много претензий. В России, чтобы повлиять на эту проблему параллельно с реформой, аналогичной предлагаемой сейчас у нас, стали резко сокращать штаты МВД, видимо, рассчитывая, что конкуренция за рабочие места заставит милиционеров “исправляться” самих. О подобных планах в Казахстане пока ничего не слышно.

Среди пакета мер по реформе правоохранительных органов, обращает внимание еще одна: “рост” статуса миграционной полиции, как надо трактовать намерение создать при МВД комитет миграционной полиции. Вероятно, это говорит о понимании властью роста актуальности и важности тех задач, которые призвана решать эта структура. И это хорошая попытка сработать на опережение роста проблем, порождаемых демографической, политической и социально-экономической ситуацией у наших южных соседей. Миграционная полиция становится одной из самых важных правоохранительных структур в государстве. Вот только, опять же, как будет решаться проблема качества кадров?

Другой опыт наших соседей пока не перенят в Казахстане: в России, после погодных аномалий 2010 г., правительство решило создать стратегию развития Росгидромета. Жаль, что таких мер не предпринято у нас – природа дала нам возможность успеть “подстелить соломы” на то место, где в наше время “удариться” может любое государство. Вообще, складывается впечатление, что проблеме климатической динамики и ее воздействия на экономику и экологию в Казахстане уделяется неадекватно мало внимания…

…Чего не скажешь о реформировании здравоохранения. Этот процесс у нас едва ли не перманентен (не удивительно, что в опросе “Newsweek” наша медицина оказалась 82-й). Вот и на этой неделе, на заседании правительства была утверждена государственная программа реформирования здравоохранения Казахстана на 2011 — 2015 годы, оценивающаяся в 456 млрд. тенге. Внушительная сумма, и Минздрав заявляет, что надеется с помощью программы решить такие проблемы, как недостаточность качества медицинских услуг, недостаток уровня обеспечения материально-технической базы медицинских организаций. Минздраву виднее, но – если разделить этот объем финансирования на пять лет, время действия программы, и на число жителей страны (да, подход несколько абстрактный, но других для потенциальной оценки эффективности не существует), то окажется совсем не много. Примерно, как очень скромный поход к стоматологу. Достаточно ли этого, чтобы “двинуть” с 82-го места хоть чуть вперед? Особенно стране, чрезвычайно зависящей от импорта лекарств и медоборудования.

Во внешней политике, традиционно “беспокоил Кыргызстан”. Правда, впервые за последние месяцы, в части двусторонних казахстанско-киргизских отношений появилась действительно реальная и позитивная новость: обе страны выполняют условия межправительственного соглашения о поставках электроэнергии и воды в полном объеме. В сообщении компании АО “KEGOC” было заявлено, что Единая энергосистема Казахстана (ЕЭС) в вегетационный период с начала августа, ежечасно получает из Кыргызстана 700 МВт (17 млн. кВтч в сутки) электроэнергии. И таким образом, “в настоящий момент заинтересованные стороны выполняют в полном объеме обязательства, принятые в декабре 2009 года в рамках межправительственного соглашения” о поставках электроэнергии и воды. Стабильность в этом, очень чувствительном для Казахстана вопросе, радует больше, чем все заявления о большой роли отечественной дипломатии в рамках председательствования в ОБСЕ в урегулировании гражданского конфликта в Киргизии.

Еще одно внешнеполитическое событие, на которое стоит обратить внимание, напрямую вообще не имеет отношения к Казахстану. Но косвенное его влияние велико. Уже в конце минувшей недели было объявлено о создании российско-иранского СП для эксплуатации АЭС в Бушере. Скорее всего, это сводит до минимума возможность военного удара по Ирану со стороны США и Израиля, целью которого должны были стать ядерные иранские объекты и о котором много говорилось в последнее время. Как ни относись к странам-участникам этой многолетней “ссоры”, совершенно не в казахстанских интересах большая война на Ближнем Востоке, которая неизбежно началась бы после ударов по Ирану. Цена на нефть в мире, правда, взлетела бы, но много ль ее смог бы предложить на рынок Казахстан? Ведь ряд нефтедобывающих предприятий у нас принадлежит в большей или меньшей степени американским компаниям, и расположены они недалеко от Каспия, в сфере достижения иранского ответного удара. Да и вообще, зачем нужна большая война у соседей небольшому, в общем-то, государству? Не зачем.

Из новостей курьезного плана на минувшей неделе можно выделить такую: Лэйн Дэвис, сыгравший роль Мэйсона в сериале “Санта-Барбара”, будет сниматься в казахстанской мелодраме. В фильме “поднимаются серьезные темы, в частности, о том, что за все в жизни надо платить, однако жизнь все равно прекрасна, даже когда по щекам текут слезы”. А “звезда “Санта-Барбары” будет играть в нем эпизодическую роль. Что тут скажешь… Двадцатая годовщина после ГКЧП пошла на этой неделе, а дух провинциальности по прежнему крепок в казахстанской культуре.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена