Реплика на Шукеева

В Астане состоялась международная конференция “Жилищно-коммунальное хозяйство Казахстана: проблемы, решения и перспективы”. Открывая ее, ответственный за эти самые проблемы, решения и перспективы первый вице-премьер Умурзак Шукеев сообщил, что если за предыдущие 10 лет из республиканского и местного бюджетов было выделено 63,9 млрд. тенге, то за предстоящие 5 лет мы намерены выделить более 250 млрд. тенге на мероприятия в сфере коммунального хозяйства.

И еще подборка из его свежих высказываний:

В Шымкенте накоплен хороший опыт по экономии воды, обустройству водоснабжающих сетей. Там накоплен опыт именно частной компанией.

По словам первого вице-премьера, водоканалы, находящиеся в частном владении, больше заинтересованы в результате своей деятельности, за счет чего достигается максимальная прибыль при низких тарифах. В коммунальных и государственных водоканалах менеджмент больше заинтересован не в итоговых результатах, а в процессе расходования средств. Вроде бы очевидный вывод, но для того, чтобы это понять, пришлось проанализировать работу всех водоканалов, – подчеркнул он.

Сейчас мы ставим задачу внедрения частной инициативы в этот бизнес и плюс стабилизация тарифов.

Теперь мой комментарий:

Да, все последние годы в сферу ЖКХ, по факту катастрофического износа и отставания мощностей, Правительству приходится вкладывать все большие бюджетные средства. В Алматы, например, сверх тарифов, коммунальные предприятия получают госфинансирования почти столько же. Причем каждый год, — по нарастающей. А дальше придется еще больше, что, собственно, Шукеев и сообщил.

Хотя и тарифы, как мы все наблюдаем, растут тоже бойко: по 20-30% ежегодно.

И в этой соревновательной гонке средств налогоплательщиков и средств потребителей – тупик.

С одной стороны, дальше тарифы поднимать рискованно – люди и так напряжены, недовольство может прорваться, власти пилят сук под собой. Мы, конечно, не Киргизия, и пока у Правительства есть нефтедоллары, ситуацию в стране удерживать можно. Но цены, знаете ли, … они уже всех достали, а стоимости именно кВт-часа, тепла и воды – одни из главных мультипликаторов роста всех ценовых цепочек в стране. При таких темпах скоро кидаться яйцами смогут только очень состоятельные люди.

Так что если где и прорвется, то, скорее всего, как раз по тарифам.

“Ак Орда” играет с огнем (в прямом и переносном смыслах).

С другой стороны, и бюджет такую нагрузку держать не способен. Муссируемые СМИ скандалы с гигантскими недоосвоениями бюджетных программ (про распилы молчу) сместили акценты. Да, многое из запланированного в бюджетах не исполняется, но … сами бюджеты – дефицитны. И очень серьезно, в разы больше тех 2,5-3 процентов, которые считаются допустимыми. Причем перспектива, в этом смысле, выглядит весьма кислой, — на все обозримые годы вперед. Массовые сокращения госслужащих – вот вам показатель уже подступившей истинной остроты.

Выход единственный: нужно триединство. С одной стороны, — потребители, через тарифы оплачивающие нормальную эксплуатацию. С другой стороны – государственный и местные бюджеты, кредитующие и инвестирующие развитие, модернизацию. А по серединке – вложения населения и частного бизнеса, под их интерес и госгарантии.

Но для этого нужно превратить ЖКХ из его нынешнего состояния – “черной дыры”, в которую проваливаются любые средства, в структурно правильно организованную отрасль, — прозрачную, управляемую и эффективную.

Что, конечно, должно начинаться с понимания самыми главными начальниками того, что и как надо делать.

Так вот, на примере водоканала разъясняю первому вице-премьеру:

Это – естественная монополия, тариф на которую полагается утверждать государству. И если государство соглашается на присутствие в ней частника, значит, оно соглашается включать в тариф его частную прибыль. А за что потребители должны платить частнику? За то, что только частник знает, как правильно сыпать в воду хлорку, и как защищать скважинные насосы от забивания песком? Или потребители должны оплачивать абсолютную, непреодолимую безграмотность и вороватость назначаемых от имени государства управляющих?

Или платить вот за этот очевидный вывод главного тяжеловеса в правительстве?

Нет, я понимаю, конечно, Шымкент, и все такое… Но добиваться “стабилизации” тарифов вот так-то… самим властям боком выйдет.

Еще разъясняю:

Водоканалы, ТЭЦ, котельные, тепловые и электрические сети, — это все не просто естественные монополии (включая ГРЭС, ГЭС и прочие электростанции, которые при одном, очень известном, министре энергетики были отпущены в “конкуренцию”), а крупные предприятия. С очень непростым оборудованием, сложными технологиями, многочисленными коллективами, большими и разветвленными расходами, — в рыночной среде и по рыночным ценам.

И думать, что итожащий всю такую деятельность тариф можно как-то там “отрегулировать”, не выходя из чиновных кабинетов – наивно.

Никто в мире не придумал, и никогда не придумает, иного способа эффективно регулировать деятельность естественного монополиста, кроме как через регулярный технико-технологический и финансово-экономический аудит. По результатам которого и следовало бы устанавливать результирующий потребительский тариф.

Делаются ли аудиты сейчас? Да, — в том смысле, что в тарифы они включаются, и мы их оплачиваем. Полезны ли они, — еще как! Только — смотря кому. Нет такого публичного слушания, на котором бы два-три эксперта от разных ТОО не оглашали бы заключения насчет объективных обстоятельств, в силу которых у нанявшего их предприятия имеются сверхнормативные потери или другие повышенные затраты.

А приходилось ли кому-либо слышать о таком аудите, в выводах которого были бы перечислены хищения, бесхозяйственность, и рекомендовалось бы тариф снизить?

Вообще, я вам скажу – как процесс госутверждения тарифов, так и всякие экспертизы-обследования на этот счет, — одна из самых коррумпированных сфер соприкосновения уполномоченных органов с крупными хозяйствующими субъектами. По-видимому, в этой сфере отмываются деньги, вполне сопоставимые с госзакупками. Но если на тендерах борьба с коррупцией хоть как-то (мы знаем – как) ведется, и многие высокие головы конкретно полетели, то тарифный бизнес – край непуганый.

А вот вам пример проверки, где, уверен, дело даже не в “откатах”. Алматинский водоканал аудирует компания из “большой четверки” — зачем?

Да, столь дорогой и престижный аудит заказывают себе крупные публичные компании, — им без этого нельзя. Без этого они не смогут, например, котироваться на мировых биржах, — инвесторам необходимо знать, насколько эмитент прозрачен, и какие у него риски. Но у водопроводчиков, извините, рисков нет, все они ложатся на кошельки горожан, через повышаемый АРЕМ тариф. И вообще, зачем нашему водоканалу лондонская биржа?

Вопрос первому вице-премьеру: так чего ради алматинцам оплачивать вот этот дорогой и ненужный понт с международным аудитором?

И еще вопрос, заключительный:

Сообщенные суммы госвложений – они из проекта Отраслевой программы развития ЖКХ до 2020 года. Разрабатываемой во исполнение соответствующей задачи, поставленной в президентском Послании народу. Все сроки вышли, а где она – эта Программа, в утвержденном, наконец, виде? Сообщается, что Правительство ее “одобрило”, — как это понимать, Вы же не Ассамблея народов Казахстана!

Проект (между нами говоря) не просто сырой, он не верен концептуально. Там вся структурная неупорядоченность в отрасли, начиная с пресловутых КСК, и кончая тарифными безобразиями, просто зафиксированы. Приняты, так сказать, к сведению. С кое-какими декларациями насчет кое-каких эволюций в будущем. А в основе – это просто сводка-распределение громадных бюджетных вложений в ту самую “черную дыру”.

И что Вы дальше со всем этим будете делать?

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена