Солидарность бывает и журналистской

Тамара Калеева: “По рейтингу свободы слова мы всегда во второй сотне государств”

“Солидарность – наше спасение в зверином веке!”

Георгий Асеев

“Много разнообразных видов ограничения информации. В первую очередь это касается людей с кинокамерами и фотоаппаратами”, – констатировала Тамара Калеева, президент фонда защиты свободы слова “Адил соз”, на пресс-конференции посвященной Международному дню солидарности журналистов. “Если в Казахстане не будет инакомыслия – не будет движения вперед”, – заявил Сейтказы Матаев, председатель правления Союза журналистов Казахстана.

Международный день солидарности журналистов учрежден в 1958 году в память чешского журналиста Юлиуса Фучика, казненного гитлеровцами 8 сентября 1943 года. “Это не праздник. Это день, когда нужно вспомнить о коллегах, потому что вместе мы сильнее”, – отметила Тамара Калеева.

За прошедший год судебных исков к журналистам и редакциям СМИ не стало больше (только общая сумма гражданско-правовых требований о защите чести и достоинства, возмещении морального вреда – прежняя), но правозащитника это не вдохновляет. “Некоторое сокращение судебных претензий не означает успехов свободы слова. Журналисты просто устают бороться, – подчеркнула г-жа Калеева. – У меня такое впечатление, что ситуация стабилизировалась, но в тяжелой форме”.

“У нас есть выбор, которого нет в Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане. Не нравится “Хабар” – смотри “К+”, хотя и с этим сейчас борются, – обратил внимание Сейтказы Матаев. – Оппозиция у нас слабая и пресса является главным оппонентом власти. В Казахстане нет другой силы”.

Г-н Матаев напомнил историю с Google, от которого требовали поставить серверы в Казахстан. В ответ компания выбрала уход с местного рынка, посчитав потерю 2-х млн. пользователей допустимой ценой за свои принципы. “Все-таки хорошо, что премьер-министр ходит в Сеть, – заметил Сейтказы Матаев. – Карим Масимов дал команду решить проблему”. В итоге “стрелочником” назначили компанию “KazNik”, якобы проявившую “бестолковость”, а по Google вынесли постановление оставить как есть, ибо разрешение на деятельность в республике она получила до появления новых правил.

“Власти растеряны тем, что очень трудно работать с новыми носителями информации. Тем не менее, пытаются ограничить работу журналистов в Интернете”, – сообщил о действующем тренде г-н Матаев. В регионе Центральной Азии тенденции тоже не позитивные. “Власти Узбекистана запретили к распространению даже “Казахстанскую правду” – для меня эта новость была удивительной”, – заметил он.

За январь-сентябрь 2011 года “Адил соз” зафиксировал такую статистику. Нападения на редакции и работников СМИ – 7; задержания работников СМИ – 4; угрозы в отношении журналистов – 8; принудительное приостановление и прекращение выпуска СМИ – 2; блокирование и ограничение доступа к веб-сайтам – 101; воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов – 20; преследования и обвинения в уголовном порядке – 18 (в том числе: обвинения в клевете – 12; обвинения в нарушении налогового законодательства – 4); гражданско-правовые требования к СМИ и журналистам – 54 (авторы требований: чиновники (17), юридические лица (14), граждане (23)). История с Рафаэлем Балгином и Танирбергеном Бердонгаровым сюда не попала, поскольку здесь не нападение на журналиста, а нападение журналиста.

В мае вышел из тюрьмы Токберген Абиев, главный редактор газеты “Закон и правосудие”. В местах лишения свободы за осуществление профессиональной деятельности остается Рамазан Есергепов, главный редактор газеты “Алма-Ата-инфо”.

За последний год многие работники СМИ погибли в ДТП. “Журналист – профессия подвижная, вредная. Если работать честно – всегда страдает здоровье”, – отметила Тамара Калеева.

В настоящее время под наиболее сильным прессингом властей находится телекомпания “Стан”. Эллина Жданова, директор продакшн-студии StanTV, так сформулировала абсурдность последних “наездов” через СЭС Бостандыкского района: “Гаишник останавливает таксиста и наказывает пассажира за отсутствие у водителя техосмотра на автомобиль”.

“По рейтингу свободы слова мы всегда во второй сотне государств”, – подчеркнула Тамара Калеева.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена