Пропагандистский перегиб

Даже государственные СМИ должны работать тоньше

“Гнилое не терпит прикосновения”.

Уильям Шекспир

Горняки с шахты имени Ленина могут выступить против бастующих нефтяников только по “Хабару”. Похоже, мы являемся свидетелями очередного проявления принципа Станислава Белковского (российский политолог): на определенной стадии деградации система начинает принимать решения, контрпродуктивные с точки зрения ее интересов. А время сейчас такое, когда жизнеспособность правящего режима оказалась под большим знаком вопроса.

Государственные пропагандисты могут сослаться на то, что это общая тенденция современного мира: процессы идут столь стремительно, что исследователи и аналитики просто не успевают за ними. Пока они описывают и изучают что-либо – процесс переходит в новые формы и фазы. Но есть какие-то базовые вещи, где делать глупые ошибки совершенно недопустимо. История с шахтерами, которые сами периодически бастуют из-за недовольства зарплатой и условиями труда, но вдруг выступили с осуждением бастующих нефтяников – это даже на вялотекущую шизофрению не тянет, ближе к стадии системного обострения хронической болезни.

Интернет на “эпатаж” “Хабара” отреагировал немедленно. Шахтеры с Тентекской, Абайской, имени Ленина и других шахт заявили на мобильное видео примерно одно и то же. Претензий к бастующим нефтяникам не имеют, их трудовые требования поддерживают. “Письмо осуждения” подписали в основном те, кому угрожали увольнением. Шахтеры признают, что среди них имеются коллеги, которые довольны жизнью и подпишут все, что прикажет начальство, но основную массу горняков они явно не представляют.

Ситуация усугубляется тем, что “Хабар” сейчас смотрит гораздо меньше казахстанцев, чем Интернет. В плане доверия населения к официальным источникам информации вообще провал. Если провести мысленный эксперимент и поставить перед телекамерой работника акимата Жанаозена и простую домохозяйку. Чиновник скажет, что десяток яиц в городе стоит 300 тенге, а женщина скажет про одно яйцо в такую цену. Кому поверят? Вот то-то и оно!

История с письмом 138 против русского языка вообще похоронила жанр политических писем как серьезный вид проявления гражданской позиции и активности. Поэтому политические активисты сегодня стоят перед выбором: или ставить открытое письмо за своей личной подписью, или собрать десяток, но без гарантий, что потом кто-нибудь не пойдет “в несознанку”. Письма от лица отдельных политических партий, как показала история с “Ак жолом” периода Азата Перуашева, тоже не всегда отличаются внутренним единством.

Политолог Борис Кагарлицкий (Россия) пеняет правящей элите Казахстана на то, что она не может самостоятельно организовать производство даже в сырьевом секторе. Поэтому похвальба Астаны насчет первого места в СНГ по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения в 2000-2007 годах имеет еще и такое измерение. Но главное даже не в этом. Акорда не может выстроить финансируемые ею информационные потоки таким образом, чтобы граждане им доверяли. Косвенно об этом свидетельствуют и российские журналисты из издательства “КоммерсантЪ”, оказавшиеся в Жанаозене по своим делам, но ставшие свидетелями кровавых событий. Они потом так в репортаже и написали: проверить подлинность той или иной версии (официальной и альтернативной) невозможно, но власти сделали все от них зависящее, чтобы люди верили любым слухам.

Гуляющий по Сети ролик, снятый на любительскую камеру из окна жанаозенской пятиэтажки, в пользу властей однозначно не играет. “Строго” наказываемые полицейскими раненые никак не похожи на отпетых головорезов. Недопущение членов Общественной комиссии по расследованию событий в Жанаозене и Шетпе в сам Жанаозен заставляет сомневаться в том, что правда на стороне “силовиков”. А волна слухов никуда не спадает. По Интернету уже идет рассылка, что в морге города Актау намерены сжечь сто трупов из Жанаозена.

Жанаозенский кризис показал, что Казахстан по информационному аспекту находится в тупиковой ситуации. Зачем содержать холдинг государственных СМИ, если им никто не верит? Зачем нужно было ликвидировать независимые СМИ, если вместе с ними не стало источников достоверной информации? Зачем блокировать аккаунты в Интернете, если после того, как они пошли в тираж, это технически бесполезно? И, наконец, главное: кто за все это ответит? И когда?

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена