Фаза окостенения системы

Планета Гондурас

“Примитивность без совершенствования – признак деградации”.

Леонид Гайдук

Политическая система Казахстана все с большим трудом переносит обычный ход вещей. Отсюда неадекватные реакции на те вещи, с которыми раньше режим справлялся в штатном порядке: работа с оппозицией, решение трудовых конфликтов, противодействие оппозиционным СМИ. Система перестала быть гибкой и вошла в стадию окостенения. Если процесс не пойдет в обратную сторону, то осталось ей недолго.

Общественный деятель Петр Своик в свое время объяснил, как трудовой конфликт в Жанаозене превратился в политический. Дело в том, что сырьевой характер казахстанской экономики подстроил под себя и политическую систему (Карл Маркс, экономический базис и политическая надстройка). Ее работа направлена на то, чтобы минимизировать издержки внутри страны и максимизировать прибыль от экспорта природных ресурсов за рубежом. На этой почве экономические требования жанаозенских нефтяников по повышению заработной платы автоматически переросли в политические, поскольку бросали вызов базовому функционированию всей действующей модели.

С другой стороны, подобный вызов правящий режим получает не первый раз. Бастовали и шахтеры Караганды и горняки Жезказагана, но до стрельбы боевыми патронами дело не доходило. Просто в тот момент система еще не находилась в фазе окостенения, а потому могла действовать более гибкими и вместе с тем нелетальными методами.

Аналогичная ситуация на информационном поле. Обычный телевизионный эфир “очищен” от неугодной политической информации, однако интересующиеся политикой люди перешли в Интернет. Власть проигрывает информационное противостояние даже в сфере спутникового телевидения, где один канал “К+” переигрывает все провластные ресурсы, а уже Всемирная паутина – это полное фиаско Акорды в информационной войне. Сначала власть шла по пути блокировки, судебных исков о защите чести и достоинства всевозможных физических и юридических лиц, закрытия СМИ. Теперь давление перешло на людей, работающих в неугодных масс-медиа.

Арест Игоря Винявского, главного редактора газеты “Взгляд”, произведен в “лучших” традициях неадекватности. Поводом к задержанию в январе 2012 года послужила листовка от апреля 2010 года и филолого-психологическая экспертиза по ней от мая того же года. Если бы КНБ с такой же степенью оперативности боролся с террористами, то все акиматы давно лежали бы в руинах.

Слабость силы в том, что при частом прибегании к ней начинаешь верить только в силу. Все остальные приемы и технологии кажутся малодейственными. Но и общество под воздействием силовых приемов меняется очень быстро. Как привыкший к антибиотикам организм, оно уже не реагирует на полезные травы вроде шалфея или пармелии. Все вместе ведет к огрублению методов государственного управления и отчуждению населения от власти.

Окостенение политической системы происходит на всех уровнях общественной жизни. Различные мембраны между социальными слоями и регионами затвердевают и прекращается свободный переток людей, информации, идей, ресурсов. Отсюда и ужесточения по линии режима прописки в Алматы, например. Местная власть не хочет себе лишней головной боли и прибегает к административным (фактически силовым) барьерам в решении социальных вопросов.

Астана – церемониальная столица Казахстана, очень органично вписана в фазу окостенения. Она живет в своих ритмах, которые совершенно не совпадают с алматинскими, например, как более живыми. Провинциальная жизнь протекает в еще более далеком от Астаны формате. Между тем, дальнейшее окостенение чревато уже хотя бы тем, что вся экономика Казахстана построена на освоении нефтедолларов, и если перекрытие каналов доберется и до них (не будет хоть какого-то перераспределения, затрагивающего не одну элиту), то система неизбежно коллапснет.

Пропуск в Мажилис партии КНПК, для чего власти пришлось пойти на рейтинг для “Нур Отана” чуть больше 80% – это лебединая песня местных политтехнологий с умеренным использованием топора. Многие уже думали, что двухпартийный парламент станет пределом “демократизации”. Однако арест Владимира Козлова, лидера незарегистрированной партии “Алга!”, стал симптомом о том, что и с вызовами от пораженных в политических правах политических сил режим уже не справляется.

Тот факт, что премьер-министр после парламентских выборов остался прежний – тоже свидетельство в пользу окостенения. Власть перестала быть не только конструктором, где можно менять одни элементы на другие, но даже трансформером. Поэтому и тасование одной и той же кадровой колоды уже не дает никакого эффекта. Когда власть была конструктором, то смена премьера не была мучительной процедурой, теперь же вырывание данной фигуры из общей конструкции может пустить трещины и разломы по созданному монолиту.

Власть для стабилизации и устойчивости системы задействовала последний ресурс – активно силовой. Насколько он сможет продлить жизнь режима можно будет увидеть во вполне обозримой перспективе. С другой стороны, история с трехпартийным Мажилисом все-таки свидетельствует, что какие-то остатки гибкости теоретически еще имеются.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена