Могилев: восстановление в исторической памяти

Кинематографическое эхо войны

“Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего”.

Тадеуш Котарбиньский

Переключая 9-го мая каналы телевизора в поисках новых фильмов о Великой Отечественной войне (классика уже известна наизусть), наткнулся на “Днепровский рубеж”. Фильм снят кинокомпанией “Беларусьфильм” – автор сценария Алексей Дударев, режиссер Денис Скворцов – в 2009 году. На фоне современных новоделов, изобилующих лубком и военно-историческим фэнтези, “Днепровский рубеж” сильно выделяется следованием в русле достоверных фактов, хотя и воспринятых с художественной трактовкой. Такие фильмы помогают и самому Могилеву оформить свое заслуженное место в когорте советских городов-героев, которое он в силу непонятных причин пока так и не занял в должном объеме.

Летом 1941 года в Беларуси зафиксировано только два случая упорной обороны – это Брест и Могилев. Но если о подвиге защитников Брестской крепости широко известно, то Могилевская оборона остается уделом военных историков, интересующихся военной тематикой, да самих жителей данного незаурядного города. Накануне Великой Отечественной войны в Могилеве проживало около ста тысяч жителей (по некоторым источникам 120 тыс.), а 28 июня 1944 года, в день освобождения города, их оставалось в десять раз меньше.

Чтобы гитлеровцам не хватило людей и танков под Москвой, кто-то должен был их уничтожать на подступах к советской столице. Могилев оказался ярким представителем тех мест, где нашли свою могилу многие испытанные солдаты и офицеры вермахта на первоначальном этапе войны. В отличие от других участков фронта, где бездарно использовались танки и артиллерия, защитники Могилева танками практически не располагали (бронеавтомобили имелись), воздух все время боев был немецкий (правда и защитники получали боеприпасы с помощью авиации находясь в окружении). Главным оружием обороняющихся были массовый героизм солдат и гражданского населения, грамотные действия командующего непосредственной обороной города генерал-майора Михаила Романова (командир 172-ой стрелковой дивизии) и других офицеров. В “Днепровском рубеже” все это показано достаточно рельефно.

Фильмы о войне с художественной точки зрения интересны в первую очередь проявлениями различных сторон человека в крайней ситуации. Могилевская оборона в этом отношении крайне благодатный материал и авторы “Днепровского рубежа” использовали его очень творчески. Ведь не каждый может создать портрет комдива, умело руководящего войсками в безнадежной ситуации. Обреченной в смысле выжить, но способной наносить урон врагу и дорого продавать свою жизнь.

Противник у защитников Могилиева был неординарный: 3-ей танковой дивизией группы Гейнца Гудериана командовал генерал-лейтенант Вальтер Модель, впоследствии один из любимцев Гитлера за способность делать невозможное. Но на Буйническом поле после 14-часового боя эта дивизия потеряв 39 танков и бронемашин была остановлена. Следующий 10-часовой бой тоже не позволил гитлеровцам сбить 172-ую дивизию с занимаемых позиций. А на календаре стояли 12 и 13 июля 1941 года и вермахт к таким “заминкам” еще совершенно не привык. В картине Дениса Скворцова сражению на Буйническом поле уделено достаточное внимание. Само это место с 39 единицами поверженной бронетехники немцев стало той точкой, в которой известный писатель Константин Симонов (он посещал Могилев в качестве военного корреспондента в июле 1941-го), например, поверил в победу над Германией.

Жизнь рядовых солдат и младших командиров в период боев чрезвычайно короткая и в “Днепровском рубеже” все это четко отражено. Вот только-только сделано удачное нападение на гитлеровский авангард из засады, а в следующем бою этого же дня едва запомнившиеся на экране военнослужащие гибнут. То есть атмосфера стремительных и безвозвратных потерь передана в полном объеме. Картина госпиталя с ранеными в условиях окружения тоже впечатляет. Теоретически с помощью современных спецэффектов батальные сцены можно было сделать и более “навороченными”, но, видимо, авторы целенаправленно не злоупотребляли компьютером, дабы не страдал натурализм. Вообще к оператору-постановщику Виктору Бондаровичу претензий нет.

В кадре постоянно присутствуют бутылки с зажигательной смесью, так называемый “коктейль Молотова”, хотя в фильме его никто так не называет. В условиях, когда не только главные людские ресурсы, но и танки, авиация, артиллерия Западного фронта были уже потеряны в “котлах” Белостокского выступа и западнее Минска, бутылки с зажигательной смесью стали чуть ли не единственным оружием, способным заполнить вакуум дефицита противотанковых средств. Но это все показано тоже без перегибов – в меру и естественно, что называется контекстно.

При обороне Могилева прекрасно показали себя милиционеры города и окрестностей. Один из редких случаев в войну, когда выделяются именно милиционеры. Действуя отдельными и полусамостоятельными подразделениями (вперемешку с рабочими ополченцами, но под милицейским командованием) они истребляли диверсантов, участвовали в полевых боях (в ночной схватке с 13-го на 14-ое июля отбили у немцев Старое Пашково и удерживали его до вечера 14-го), сражались на улицах города. Нужно отметить, что пока в других местах свирепствовали диверсанты и насаждаемая ими паника, милиция Могилева осуществляла на улицах города образцовый порядок, нормально проверяла документы и гитлеровцам в советской форме развернуться здесь не получилось, а потери они понесли существенные. В “Днепровском рубеже” на милиционерах отдельного акцента не делается – упоминаются пару раз по ходу боев – но на планах картины люди в милицейской форме мелькают. То есть создатели ленты исторической достоверностью и важными нюансами не пренебрегли.

Картина мощно передает настроения участников боев разных должностей и званий (включая представителей противника). Ведь люди не механически совершают свою деятельность. Кто-то надеется на то, что вырытые жителями противотанковые рвы не потребуются – Красная армия контрударами на других участках фронта остановит врага и погонит назад. Другие верят в то, что окруженный Могилев не оставят без помощи и вскоре деблокируют. Справедливости ради надо сказать, что попытка прорваться к защитникам города с востока была, но наступающим не хватило сил и мастерства.

Вообще-то оборону Могилева нельзя назвать темой, к которой не обращался кинематограф. О ней упоминается в киноэпопее Юрия Озерова “Битва за Москву”, в картине Александра Столпера “Живые и мертвые”. Но как самостоятельный сюжет июльские бои за Могилев были сняты только в 2009 году. Слишком поздно для города, проявившего массовый героизм в тот период, когда еще далеко не все осознали, что за война пришла в страну. Скупые строчки официальных формулировок вроде “Тактическая победа Германии, стратегическая победа СССР” не дают тех ощущений и переживаний, которые несут зрителю фильмы как “Днепровский рубеж”.

Хотелось бы наконец и что-нибудь аналогичное от казахстанского кинематографа на предмет 8 гвардейской (316-ой стрелковой) Панфиловской дивизии. А то сформирована она в СССР, в настоящее время входит в состав вооруженных сил Кыргызской Республики, а о ее связи с Казахстаном знает все меньше людей.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена