И будет стресс великий

О последней козе запеченной в верблюде

“Удовлетворить потребности ценой отказа от желаний равносильно тому,
чтобы отрубить ноги, когда нужны башмаки”.

Джонатан Свифт

Все хотят перемен. Проблема в том, что люди хотят перемен к лучшему, а все меняется пока только к худшему. В первый день осени звонок извещает не только о начале учебного года – 1-го сентября на очередной рекорд идут цены. При этом в Казахстане не все города такие “отсталые” как Усть-Каменогорск, где проезд в общественном транспорте подорожает на 10 тенге и составит 60. В Алматы он уже 80 тенге. А еще гарантируют рост тарифов на электроэнергию, отопление, повышение цен на продукты питания. Население в стране, спору нет, живучее, но новый виток цен даже оно может не потянуть.

Кровавые вещи вроде Жанаозена, Аркан-Кергена и Аксайского ущелья отвлекают обывателя от каждодневных вопросов выживания лишь на короткий срок. Да и ни столько отвлекают, сколько лишний раз напоминают: правила в игре на выживание становятся еще более жесткими.

Любая система имеет периоды роста и кризиса. Так, увеличение численности населения приводит к повышению нагрузки на ресурсы и росту цен. Параллельно с этим увеличивается элита (численность государственного аппарата). Богатые всегда стараются не платить налоги и, если у них это получается, возрастает давление на средний слой, потому что бедные объективно платить не могут, а потом наступает кризис.

В Казахстане особо заметного роста населения по сравнению с “ревущими девяностыми” не наблюдается, а вот относительно первой половины “нулевых”, когда появились иллюзии будто жизнь стала налаживаться – демографическое увеличение однозначно есть. Чиновники вообще исчисляются в поголовье саранчи, а вот с рабочими местами напряженка.

“Кластеры”, “прорывные проекты”, “форсированное индустриально-инновационное развитие”, “постиндустриальное общество”, “инновационные технологии” последовательно сменяя друг друга дошли до фазы “Общества всеобщего труда”, а уровень благосостояния основной массы населения с мертвой точки не сдвинулся. Теоретически обыватель мог бы накопить жирок, но масштабные аферы с долевым строительством и банковской кабалой в виде ипотечного кредитования все это перераспределили от мелких собственников к крупным. А “большие люди” в Казахстане налоги не платят. Даже наоборот, они постоянно добиваются для себя различных схем паразитирования на государственном бюджете или монопольного положения на рынке.

Монополии наносят вред тем, что позволяют устанавливать монопольную цену, выше которой ничего не бывает, о чем писал еще Адам Смит. Монополисты при этом в казну ничего не отчисляют, а снесенные ими с поля конкуренты – это непоявившиеся линии жизни в виде рабочих мест и налогооблагаемой базы. Порочный круг замкнулся. В итоге получаются полные природные закрома элементами из таблицы Менделеева и пустой бюджет.

Давление на платежеспособные (мы говорим о реальной, а не теоретической платежеспособности) слои населения не может быть бесконечным. Широко известен экономический пример, где при росте налогов с 30% до 90% на самом деле происходит не трехкратное увеличение собираемости налогов, а их трехкратное падение, поскольку все массово разоряются.

Современная ситуация чем-то напоминает сюжет из XIV века, когда потомков Чингисхана изгнали из Китая в Монголию. Тогда у многих чингизидов было всего по нескольку десятков голов скота, зато высокие амбиции. Ресурсная же база не могла их выдержать. В итоге началась гражданская война и большинство официальных потомков Потрясателя Вселенной в ходе нее погибло.

Нынешние олигархи Казахстана будут куда богаче чингизидов того времени, но их аппетиты такие же неудовлетворимые, что и выражается в бесконечном росте цен и тарифов, искоренении конкуренции, рейдерских захватах и тому подобном. Сверхбогатые намерены и дальше решать все проблемы за счет простого населения, о чем свидетельствуют озвученные планы повышения цен на все и вся с 1-го сентября. Причем не по ползучим графикам в 5-10%, а сразу “от души” – 30-50%. Агентство по защите конкуренции (АЗК) во всех этих процессах выглядит до того нелепо и карликово, что может поспорить по бессилию и бесполезности даже с парламентом.

Лица, раскручивающие маховик повышения цен, вероятно руководствуются примером из 90-ых годов, когда люди по полгода не получали зарплату, но все равно выжили. Не следует обольщаться на этот счет. В те времена социально-экономическая структура общества была иной. Школа и больница не съедали современных денег из семейных бюджетов, тарифы ЖКХ были однозначно щадящими, а экономической свободы получалось куда больше. На перехваченном где-либо “стольнике” баксов можно было целой семье протянуть месяц в условиях города. Село тогда жило в условиях полунатурального хозяйства и ситуация в сельской местности и сельском хозяйстве тоже была иной.

Не стоит забывать, что большая часть страны уже живет в условиях информационного общества. А потому как у одних появляются “Порши”, а у других жизнь в долг до зарплаты – информации довольно много (включая схемы, механизмы, персоналии) и благодаря интернету она в свободном доступе. Люди ежедневно наблюдают как власть “заботится” о народе на своей шкуре и своем кошельке. В какой-то момент очередная коза запеченная в верблюде (самое большое блюдо, согласно “Книге рекордов Гиннеса”) на столе у плутократа может оказаться последней. История свидетельствует, что при должном стечении обстоятельств “плохо” для народа превращается и в “плохо” для власти. Не всегда после этого жизнь налаживается, зато накопившийся стресс находит выход.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена