“CPI Financial”: ICD рассматривает подходящие для совместимого с Шариатом инвестирования проекты по зерну, мясу и молочным продуктам в Казахстане

Базирующееся в Дубае агентство финансово-банковской информации и аналитики “CPI Financial” опубликовала материал Ислы Макфарлейн под названием “IDB launches renewable energy fund”.

В нем говорится следующее: “Исламская корпорация по развитию частного сектора” (ICD – “the Islamic Corporation for the Development of the Private Sector”), являющаяся относящимся к частному сектору ответвлением Исламского банка развития (IDB – the Islamic Development Bank), рассматривает, как сообщается, проекты по финансированию сельского хозяйства в Казахстане из своего фонда аграрного бизнеса в $600 млн.

“Есть такие страны Персидского залива, которые имеют капитал, но не имеют сельскохозяйственных ресурсов, и вместе с тем есть такие страны в Центральной Азии и Африке, у которых есть ресурсы, но нет капитала. Этот фонд попытается восполнить такой разрыв, — сказал информационному агентству “Reuters” Халед Аль-Абуди, генеральный директор “Исламской корпорации по развитию частного сектора”. – Мы рассматриваем Казахстан”.

Аль-Абуди, как передают, сказал, что фонд аграрного бизнеса “Исламской корпорации по развитию частного сектора” рассматривает проекты по зерну, мясу и молочным продуктам в Казахстане, который входит в первую десятку мировых экспортеров пшеницы, для совместимого с Шариатом инвестирования.

Ее нацеленный на Центральную Азию фонд возобновляемой энергии подбирает потенциальные солнечные и ветровые проекты, заявил он еще, судя по сообщениям. И добавил, что фонд располагает обязательствами от правительства и институциональных инвесторов на сумму свыше половины из 50 миллионов долларов, которые он планирует собрать.

“Этот сектор (возобновляемые источники энергии) не получает достаточного внимания. Все делают упор на нефти и газе”, — сказал Аль-Абуди”.

Из сказанного выше выясняется, что теперь аграрным потенциалом Казахстана предметно заинтересовались страны района Персидского залива, богатые нефтегазовыми ресурсами, но испытывающие недостаток площадей сельскохозяйственного назначения. Ранее свои схожие планы объявляли Индии, ФАО (организации Объединенных Наций по продовольствию и сельскому хозяйству) и ЕБРР (Европейского банка реконструкции и развития). И не только они.

В свое время в Лондоне проходила конференция, организованная ФАО и ЕБРР. Она, как говорилось в отчетах о ее работе, “позволила выдвинуть вперед необходимость способствования инвестициям, чей рост представляется “решающим”, в секторе как аграрном, так и аграрно-продовольственном”. Для этого, как утверждалось, надо будет усилить сотрудничество между частным и государственным секторами.

А еще привлекли внимание следующие выводы, сделанные на этой конференции: 1. Зерновое производство Содружества независимых государств (СНГ) должно было бы отметить рост в 7% между 2007 и 2016 годами, отмечают две организации в коммюнике; 2. Многие миллионы гектаров пахотных земель могли бы быть вновь введены в производство, и генерировать, таким образом, куда более избыточное предложение; 3. Казахстан, Россия и еще Украина входят в число стран, которые обладают большими потенциальными возможностями.

Как это и видно, в задумках ФАО и ЕБРР по сдерживанию продовольственных цен за счет недоиспользуемых возможностей стран СНГ ключевая роль отводится потенциалу Казахстана. Он, во всяком случае, в тройке наиболее важных в этом смысле восточно-европейских государств называется первым, несмотря на то, что к Европе-то его отношение было и остается весьма и весьма условным.

Чем еще примечательна такая ситуация? Тем, что антиглобалистами и левыми движениями именно Запад еще до недавнего времени обвинялся как главный виновник того, что в мире из 6 с лишним млрд. человек полтора миллиарда людей голодают. Вина же ее, на взгляд этих самых обвинителей, заключалась в том, что богатые западные государства, щедро субсидируя своих фермеров и превалируя на международном рынке предложения зерновых товаров, удерживали цены на них на неоправданно низком уровне и делали бессмысленным с точки зрения рентабельности выращивание тех самых культур во многих развивающихся странах. Но эта ситуация начинает меняться.

На конференции ВТО, проходившей в конце 2005 года в Гонконге, было принято согласованное решение об отмене аграрных субсидий к 2014 году. То есть развитый Запад вроде бы согласился с тем условием, которое ему так долго пытались предъявить лидеры развивающихся стран, озабоченные необходимостью достижения конкурентоспособности своими аграрными секторами. Но его выполнение было отложено на годы. Такая отсрочка понадобилась, надо полагать, для обеспечения постепенности в движении к отмене субсидий.

Но сейчас уже на дворе – осень 2012 года. Не объясняется ли стремительно набирающий ход рост зерновых цен, помимо прочего, и тем, что Запад постепенно утрачивает интерес к удерживанию их планки на контролируемо низком уровне?! Как знать, как знать…

Как бы то ни было, примечательным представляется то, что инвестиционный интерес к аграрному потенциалу Казахстана вслед ЕБРР теперь и ИБР. Вернее – являющаяся его ответвлением “Исламская корпорация по развитию частного сектора”.

Не секрет и то, что сейчас не только Европа и США, но и также даже богатые страны района Персидского залива отнюдь не приходят в восторг от складывающейся на международном рынке зерновых ситуации. Рост цен больно ударяет и по ним. И они сейчас приучаются усматривать одну из причин такого положения в неурожае из-за летней засухи в Казахстане.

Это – совершенно новое явление для мира развитых государств, так как они раньше по вопросам зерновых, уж во всяком случае, никакой зависимости от какой-нибудь страны из развивающегося мира не испытывали. Все было как раз наоборот. Это развивающиеся страны в огромном количестве зависели от поставок зерновых и от финансовой поддержки из богатых государств. В том числе – и в порядке помощи их подвергающемуся голоду населению. Если брать еще недавнюю ситуацию по пшенице, самому главному зерну, в 2001 году в числе 7 крупнейших ее экспортеров насчитывались 6 европейских и христианских наций. И одна – неевропейская и нехристианская в своем большинстве нация. Это были США, Канада, Франция, Австралия, Аргентина и Германия, с одной стороны, и Казахстан – с другой. Тогда наша страна для экспорта смогла предложить всего порядка 3 млн. тонн пшеницы.

Нынче же от нее ожидают больше. И речь идет главным образом о высокосортной и дорогущей хлебной пшенице, которой-то больше всего и не хватает сейчас в мире. Так Казахстан сделался едва ли не самой важной стратегической страной в пшеничном вопросе. Как долго это продлится – не известно. Но известно уже то, что не только ЕБРР, но и ИБР начинает, похоже, строить долгосрочные планы, прежде всего, в расчете на аграрно-зерновой потенциал Казахстана.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена