Хотим как лучше, получается как всегда

На расширенной коллегии министерства труда и социальной защиты в конце июля государственный секретарь РК Мухтар Кул-Мухамед, говоря о программной статье Президента Нурсултана Назарбаева об Обществе Всеобщего труда, сделал акцент на необходимости обновления социального законодательства. “Если не приведем в соответствие с сегодняшними реалиями наше законодательство, то мы не продвинемся вперед. Поэтому нужен тщательный анализ и совершенствование законодательной базы по социальной сфере”, — сказал он. При этом имел в виду также и пенсионное законодательство.

Пожалуй, первым, кто откликнулся на распоряжение главы государства, так это председатель Национального банка Казахстана Григорий Марченко. Он выступил с шокировавшей страну инициативой – повысить возрастной ценз для женщин при выходе на пенсию – с нынешних 58 лет до 63. При этом он сослался на то, что женщины, работающие в его подчинении, предпочитают не расставаться со своими рабочими местами и после достижения пенсионного возраста.

С главой Нацбанка согласна председатель комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента Дарига Назарбаева. В одном из своих последних выступлений она отметила: население планеты стареет, и Казахстану, увы, этого тоже не избежать.

Ответом на инициативу г-на Марченко стал взрыв негодования как женской, так и мужской половины казахстанского населения. Жезказганские металлурги и их жены в пику пригрозили массовыми акциями протеста, что было мгновенно поддержано трудящимся людом других регионов. Однако до воплощения угроз дело не дошло: местные исполнительные власти не санкционировали заявленные митинги.

В блиц-интервью нашей газете “ZONA.kz” председатель комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента Гульжан Карагусова назвала намерения жезказганцев и иже с ними несусветной глупостью. А глава Нацбанка на пресс-конференции – “мракобесием”.

Известно, нет пророка в своем Отечестве. Год на исходе, а минтруда и соцзащиты ведет себя так, будто поручения Президента о пенсионной реформе и не было. Зато дискуссионное поле заняли эксперты. Копья, как и ожидалось, ломаются вокруг главного вопроса: какая нам нужна пенсионная система – нынешняя накопительная, прежняя солидарная или их симбиоз с примесью чего-то нового. Но оппоненты сходятся в одном: накопительная система нежизнеспособна, чилийский опыт (кстати, от которого там отказались еще в 2008 году и вернулись к солидарной системе) никуда не годится.

По мнению депутата мажилиса от КНПК Владислава Косарева, накопительную пенсионную систему в Казахстане провалили чиновничий беспредел и банковские коррумпированные структуры.

Проблема актуальна не только для Казахстана. Во всем мире пенсионная система переживает глубокий кризис, а верного, универсального рецепта пока никто не придумал. Но делать что-то надо, ибо из года в год объемы пенсионных выплат из казахстанской госказны увеличиваются, в том числе за счет повышения размеров пенсии – сначала на 25%, потом на 30%. Как сказал министр финансов РК Болат Джамишев на пленарном заседании мажилиса при обсуждении республиканского бюджета на 2013-2015 годы, сегодня на долю заработной платы и пенсий приходится 60% расходов бюджета.

Движение “Поколение”, возглавляемое Ириной Савостиной, в глубоком разочаровании: более десятка лет оно предлагает правительству свои рецепты по совершенствованию пенсионного законодательства, устранения ошибок, допущенных при перерасчете пенсий, а в минтруда и соцзащиты отмахиваются от них, как от назойливых мух, и все остается по-прежнему.

Между тем, за 20 лет пенсионеры испытали на себе удары четырех пенсионных реформ по осовремениванию старых заработков (1994, 2002, 2003, 2008 г.г.). Сначала, в 1994 году, согласно указу Президента РК солидарные пенсии были занижены в 2,3 раза. В 1997 году, согласно новому закону о пенсионном обеспечении, для начисления солидарных пенсий стаж работы стал признаваться тот, что наработал человек до 1 января 1998 года.

Далее, согласно постановлению правительства от 11 июня 2003 года, произошло реформирование солидарной пенсии по отраслевой методике. 

По выкладкам Ирины Савостиной, в результате около 600 тысяч пенсионеров остались без повышения пенсий. Перекос в пенсионной системе привел к тому, что пенсионеры, получавшие максимальную пенсию в 120-132 рубля, стали получать заниженную. Увеличилось количество получателей минимальной пенсии.

При перерасчете пенсий с 1 января 2008 года на основании правительственного постановления №1243 одним пенсионерам повысили пенсию на 9%, другим — на 70%. При одних и тех же параметрах, но проработавшие в разных отраслях народного хозяйства 40% пенсионеров получают минимальные пенсии, а другие — (5-10%) максимальные. Жертвами этой реформы стали свыше 1 млн. пенсионеров.

Как известно, начиная с 2009 года всем пенсионерам солидарные пенсии были увеличены на 25%, а в 2011 году – на 30%. Но получилось по-черномырдински – хотели как лучше, получилось как всегда. Перед повышением пенсионных выплат в методику ранее произведенного расчета так и не были внесены изменения, чтобы исправить допущенные ошибки. В результате многие пенсии остались заниженными, разрыв между максимальными и минимальными пенсиями увеличился: в 2003 году разница составляла 4310 тенге, в 2009 году — 16858, в 2011году – 28173, в 2012 году — 29861 тенге. 

В ряде стран СНГ, в отличие от Казахстана, воздержались от позиции нигилизма, там советская пенсионная система, при которой пенсия составляла 60-70% от зарплаты, существует и поныне.

Казахстанские пенсионеры с завистью слушают российского Президента Путина: он пообещал своим старикам, что в следующем году пенсии проиндексируют дважды. При этом пенсионный возраст увеличиваться не будет. В России, кроме того, сумели сохранить льготные пенсии, с 2010 года действует новая концепция пенсионной системы для пенсионеров, вышедших на пенсию в советское время.

А какие рецепты излечения от пенсионной несправедливости предлагают казахстанские эксперты и политики?

Известный экономист Канат Берентаев в интервью газете “Время” высказался в защиту солидарной пенсии: “Следует вообще отказаться от накопительной пенсионной системы и вернуться к солидарной. Солидарная система характеризует связь поколений. То есть старшее поколение уже вложило свой труд в развитие страны и воспитание детей. И сейчас те, кто работает, возвращает им долг. Каждый гражданин нашей страны имеет право на достойную старость и пенсионное обеспечение, соответствующее его трудовому вкладу. Состоявшиеся пенсионеры, которые свои трудом создали Казахстан, с выходом на пенсию оказываются в нищенском положении”.

Не так давно, выступая в Евразийском национальном университете в Астане, известный специалист-казахстановед Каирбек Нугманов поделился своим видением реформирования пенсионной системы. В частности, он предложил чтобы нынешние свои накопительные 10% молодые люди отчисляли не в расплодившиеся пенсионные фонды, а напрямую на счета своих родителей. Таким образом, по мнению г-на Нугманова, убиваются сразу два зайца: на старости лет у родителей будут пенсионные сбережения, а дети выполнят свой сыновний долг. Так сказать, материализованная связь поколений.

Идея оригинальная. Однако она приемлема для тех отцов и матерей, у кого как минимум, трое детей. А как быть бездетным семьям? И без того, не имея возможности иметь детей в силу разных, порой не зависящих от них причин, они несчастны, а тут еще такая дискриминация. С этой точки зрения, не думаю, что эта идея найдет своих сторонников. Чтобы отдать сыновний долг, есть много других способов. Единственное, в чем можно согласиться с автором, это в том, что если что-то кардинально не изменить в существующей пенсионной системе, то нагрузку от нее страна реально не выдержит.

Кто-то из экспертов не рекомендует отказываться от накопительной системы вообще. А сделать ее вспомогательной, когда накопление личных выплат становится дополнительным подспорьем при государственном обеспечении. И воспользоваться этим могут те граждане, кто имеет солидный и стабильный доход.

Рациональное зерно в этом есть: наилучшего эффекта удалось добиться странам, использующим многоуровневую систему, которая позволяет максимально защитить пенсионеров.

Безусловно, авторы проекта нового пенсионного законодательства не могут не учитывать и такой показатель, как средняя продолжительность жизни. Согласно статистике, у нас она составляет 68 лет. Наблюдается положительная тенденция его увеличения.

Другая статистика: до начала пенсионных реформ в Казахстане было 2 млн. 800 тыс. пенсионеров, сейчас — около 1млн. 500 тыс.

В ближайшие годы начнется массовый выход на пенсию 2,7 млн. самозанятых граждан, которые не имеют пенсионных накоплений в силу отсутствия стабильных заработков, предупреждает минтруда мажилисмен Владислав Косарев. Что их ожидает? В лучшем случае нынешнее пенсионное законодательство гарантирует им лишь пособие по возрасту, которое в 2,5 раза ниже прожиточного минимума.

А согласно “Национальному плану действий по улучшению положения пожилых людей на 2011-2020 годы”, размер пенсии в Казахстане намерены довести до 60% от средней заработной платы. Сейчас, по некоторым оценкам, он составляет 29-30%. Откуда взять деньги для реализации Нацплана? Тем более если учесть, что нефтяные кладовые страны не бездонны.

Свой рецепт предлагает директор Казахстанского центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов: во-первых, сократить чрезмерное количество помпезных международных форумов, конференций, симпозиумов и прочих мероприятий; во-вторых, реально бороться с коррупцией.

Как тут не вспомнить грандиозный скандал в стенах парламента, когда народные избранники узнали, что у главы Государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ) зарплата составляет более миллиона тенге, а у его заместителей – не многим меньше. Однако с ростом заработной платы чиновников от ГНПФ и других накопительных фондов размеры вкладов на накопительных счетах вкладчиков не выросли.

В своем ежегодном Послании глава государства по этому поводу сказал: “Объем накоплений превышает 17 миллиардов долларов. В то же время сегодня вкладчики не имеют возможности влиять на инвестиционную политику пенсионных фондов. Поэтому и относятся к пенсионным отчислениям как к оброку. А руководство отдельных пенсионных фондов распоряжается ими как своими собственными и обслуживает интересы акционеров, нередко покрывая их расходы”.

Комментарии, как говорится, излишни.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена