Крутые мэры и рассерженные горожане

Московские коммунальные страдания все больше отличаются от алматинских

Давно не удивляюсь тому, насколько похожи Казахстан и Россия. Вот недавно у вас на горизонте обозначился мятежный экс-аким Алматы Храпунов. С такой же мятежной супругой. Это в точности Лужков Юрий Михайлович с Еленой Николаевной Батуриной!

Всего лишь двум мэрам на планете так повезло с женами. Больше ни одному. Вы представьте: женился наш чиновник на скромной девушке из канцелярии, а ваш на бойкой журналистке – и вдруг, как только муж становится мэром, в молодайке раскрывается выдающийся талант предпринимателя. Феноменальное деловое чутье. Титаническая энергия.

За короткий срок обе супруги честным тяжелым трудом выходят в первые бизнес-леди страны. Теперь в обеих семьях выдающийся достаток, длинный список недвижимости, коммерческие компании, принадлежащие жене и детям. И одинаково круглые от удивления глаза отца семейства, когда он слышит бестактные вопросы журналистов насчет богатства: “а я-то здесь при чем?”.

Дальше. Оба экс-мэра, московский и алматинский, отъехав за рубежи, почти сразу впали в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Возвысили голос протеста. И клеймят, соответственно, назарбаевскую и путинскую деспотию чисто Андрей Курбский или Александр Иванович Герцен.

При этом до отъезда оба героя если чем и выделялись из длинного ряда госслужащих, так это повышенной суетливой преданностью главе государства.

Храпунов, как вы помните, был видный казахский патриот. Оставшись к середине 90-х едва ли не в одиночестве среди начальников коренного происхождения, бледнолицый Виктор Вячеславович натренировался говорить перед телекамерой: “мы, степняки…”, а в других подходящих случаях, сомкнув ладони лодочкой, со словами “Бисмилляхи Рахмани Рахим” проводить ими по лицу.

А как уехал в Швейцарию, так сразу стал европеец и вольнодумец. Беспощадно обличает и президента отсталой азиатской страны, и его родственников.

То есть по факту два эти гражданина, Храпунов и Лужков, сплошная досада для обоих лидеров нации. В том числе на себя: куда смотрел? Зачем согревал на груди и давал наливаться соками?

Нынешний алматинский аким Ахметжан Есимов по сравнению с Храпуновым гораздо более понятный и предсказуемый человек. Я помню Ахметжана Смагуловича еще директором совхоза “Ленинский”. Руководил он не хуже других. Только время от времени будто пружинка подбрасывала товарища Есимова на следующую ступеньку карьерной лестницы. Не успел никто оглянуться, как он уже председатель райисполкома. Потом секретарь райкома. Год прошел – Смагулович председатель областного агропромышленного комитета.

И это было только начало. Дальше начался просто вертикальный подъем простого чемолганского паренька в стратосферу большой политики.

И что же: обманывал этот человек Назарбаева? Предавал его? Хоть одно худое слово вы слышали от Есимова в адрес президента или его дочерей? Боже упаси. И не услышите никогда. Кстати, заискивать ему тоже особенно не приходилось. Зачем?

Так же достойно и серьезно ведет себя, допустим, верный Игорь Иванович Сечин, который начинал карьеру вообще переводчиком с португальского. Правда, в нужное время и в нужном месте. А теперь держит в руках все российские углеводороды.

Возвращаясь к мэрам: вы можете сказать, что предатель Храпунов зато был крепкий хозяйственник, а Есимов не очень крепкий. Это правда. Вон отопление у вас никак не включалось. Причина опять же в преданности Ахметжана Смагуловича. Зачем он будет стараться, чего-то доказывая алматинцам? Себе и кому надо он давно все уже доказал.

А вот в Москве ситуация в этом смысле более интересная. После митингов на Болотной и Сахарова тут снова вернули выборы губернаторов и заодно мэров Москвы и Петербурга. Столичные выборы еще не скоро, только в 2015 году, но нынешний градоначальник Сергей Собянин, верный Путину человек, уже старается понравиться горожанам.

Правда, он должен нравиться и подрядчикам, осваивающим немереный московский бюджет, иначе не поймут. За этими людьми иногда стоят серьезные частные интересы федерального масштаба. Поэтому картина в коммунальных делах у нас сейчас весьма диалектическая.

На подготовку к зиме и вообще на благоустройство в Москве выделялись в этом году просто страшные суммы. Вдогонку им в середине лета местным управам раздали еще четыре миллиарда рублей на обустройство дворовых территорий.

Осваиваются эти деньги как перед концом света. Весь город до сих пор забит тяжелой техникой, которая в хлопьях падающего снега копает и перекапывает дворы, укладывает трубы и бордюры.

Но при этом в российской столице, которая все же на две с половиной тысячи километров ближе к Европе, чем южная казахстанская столица, появилась небывалая тенденция. Отдельные местные жители бесстрашно вступают с коммунальщиками в схватки, в которых, возможно, зарождается будущее самоуправление.

То есть выходит из подъезда простой москвич с линейкой, фотоаппаратом и распечаткой из интернета и начинает измерять толщину асфальта и гравийной подушки, укладываемых армянской бригадой на спортивной площадке. Потому что человек нашел на сайте госзакупок этот контракт, изучил его, выписал из технического задания основные параметры и сроки и вышел проверить – соблюдаются ли.

Он не марсианин и даже не городской сумасшедший. Я разбирал для столичного журнала уже несколько таких историй: из московских районов Тропарево-Никулино, Царицыно, Очаковское. Герои – вполне обычные люди. Один IT-инженер, другой мелкий предприниматель, третий вообще студент.

Схватки бывают довольно горячими. Один из героев включил видеокамеру во время разговора с асфальтировщиками. Получилось интересное кино. Я бы и ссылку дал, но там много ненормативного. Поэтому перепишу основной диалог в слегка отцензуренном виде.

В первых кадрах — наполовину заасфальтированная поляна и сердитый восточный мужчина. Бригадир асфальтировщиков. Он кричит в камеру:

— Уйди отсюда! Я тебе сейчас руку сломаю!

Его невидимый собеседник (это он ведет съемку) обращается к зрителям, стоящим на краю площадки:

— Милицию вызовите, пожалуйста!

Восточный мужчина:

— Да кого хотите вызывайте, мне по… (ругается матом). Ты кто такой?

— Я житель, еще раз вам говорю.

— Ну, раз ты житель, иди в свой дом и живи.

— Я имею право проверить…. Я вам не мешаю.

— Уйди с объекта, ты мешаешь. Когда надо, пропуск выпишешь и придешь. Давай, уйди отсюда. Уйди, я говорю! – мужчина сильно толкает собеседника.

— Я сейчас милицию вызову!

— Да кого хочешь вызови, мне по..!

— Я хочу уровень асфальта посмотреть, который должен быть шесть сантиметров…

— Все, сфотографировал? Уходи! Больше нигде не дам фотографировать! Порву как тузик! Мне по.ую! Я хозяин этой площадки!.. Пойдем вон туда, поговорим!

— А сколько щебня должно быть?

— А это тебя не …!

— Ну-ну. Щебня сколько должно быть?

— Это тебя не касается. Ты кто такой?

— Житель.

— Да мне по.ую!

— Да что ж такое. Уважаемый…

— Уйди отсюда, сейчас порву, как…

— Я сейчас еду в милицию, пишу на вас заявление. Вы слышите меня?

(камера прыгает, слышны неразборчивые выкрики). Конец съемки.

Съемка прервалась по той причине, что главный асфальтировщик изловчился и ударил гражданского активиста по ноге. Активист сразу отправился в травмпункт, там ему засвидетельствовали ушиб. С этим документом скромный герой пошел в отделение полиции. Оттуда на поле битвы явился участковый и составил протокол. Вечером специалист по укладке асфальта уже бегал за нашим гражданином и просил забрать заявление. Но тот отказался.

Ночью во дворе разгружались машины с асфальтом и щебенкой. Скоро в свете прожекторов там закипела работа по утолщению гравийной подушки и переукладке асфальта. Но герой снова вышел во двор с линейкой и убедился, что это опять халтура, отмазка. Вернулся домой, написал жалобу и отправил на специально созданной мэрией интернет-портал “наш город”.

Через неделю герой получил ответ из районной управы. В ответе сообщалось, что на подрядную организацию, проводившую реконструкцию спортивной площадки по такому-то адресу, за некачественное выполнение работ наложен штраф в размере 164 214 рублей. Ей предписано в ближайшие две недели устранить все недоделки. Кроме того, на сотрудника инженерной службы района, не обеспечившего должный контроль за проведением работ, наложено взыскание.

В общем, Давид победил Голиафа!

Возможно, это действительно начало новых муниципальных отношений. При которых все решает не одна близость бургомистра к королю, а подданные, когда у них холодные батареи, не только обмениваются сардоническими репликами в фейсбуке. От этого отопление точно не включается.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена