Евразиец Жерар Депардье

О страданиях французского мультимиллионера, европейской и азиатской норме прибыли и причинах провалов в казахстанском жилищном строительстве

Долгие новогодние выходные в России (они, кстати, только завтра кончаются) скрасила интересная новость. Знаменитый актер Жерар Ксавье Марсель Депардье, обидевшись на французское правительство, попросил у Путина российское гражданство – и ему сразу же дали. И господин Депардье вроде бы уже приступил к изучению русского языка.

Чтобы надежно укрыться от обидчиков под крылом российского орла, Жерару Ксавье Марселю придется проводить на новой родине не менее 183 дней в году. Иначе французы объявят его мошенником. И не только слупят 75 процентов налога со сверхдоходов (именно от этой ставки большой артист и бежит в Россию, где налог для всех одинаковый: у нас и миллиардер Прохоров и няня в районной больнице платят 13 процентов подоходного) – но могут и посадить в тюрьму. Уклонение от налогов у них там, в Европе, относится к категории серьезных уголовных преступлений.

В российской прессе и социальных сетях уже прозвучало немало одобрительных возгласов в поддержку Депардье и Путина. Мол, надо гордиться, что к нам из Европы потянулись такие люди. Слава Великой России!

Но это какая-то шизофреническая радость. Ну да, во Франции берут высокие налоги с банкиров, владельцев крупных компаний, звезд шоу-бизнеса. И правильно делают. Французские власти руководствуются здравыми соображениями о том, что гражданин, намолотивший сотню миллионов евро, уже обеспечил себя, жену, детей, внуков и тещу по самой полной программе. Что после этого у больших парней идет чисто спорт: кто выше, дальше, сильнее.

И вот умные прижимистые французы говорят своему бодряку: если тебе зачем-то надо, молоти, не останавливайся, но после вот этой цифры три четверти намолота отдавай государству. Чтобы в стране не повышался уровень беспощадной пролетарской ненависти.

Надо еще заметить, что французское налоговое законодательство это сложный и тонко настроенный механизм; повышение-понижение ставок производится аккуратным подкручиванием колесика, а не ударом кувалды, как, может, кто-то подумал. В благополучные годы предельную ставку понижают, а в кризис поворачивают шестеренку на два-три зубчика в противоположную сторону.

Но деньги-то отдавать жалко! Особенно если ты звезда экрана и всенародный любимец. Кто-то из мультимиллионеров соглашается платить, кто-то нет. Несогласные ищут понимания на стороне – и находят.

Что самое интересное: мультимиллионер Депардье нашел сочувствие в России, том самом государстве, где еще 30 лет назад миллионеры водились только под полом. Потому что 95 лет назад в этой стране зашкалила пролетарская ненависть, и всех богатых, кто не успел убежать во Францию, порубили в капусту.

А теперь у нас (и у вас тоже) — опять настоящий рай для миллионеров и миллиардеров. Как уже было в 1913 году.

Вот такая амплитуда за сотню лет, евразийский размах маятника от края до края, во всю ширь мирозданья. Туда и обратно успели за сто лет.

Некоторые умные люди говорят, что наш маятник скоро опять понесется назад, от миллиардерского эдема в ту сторону, где “долой буржуев!” и продразверстка. А потом “развитой социализм” и очереди за синими полупотрошеными курами. Это похоже на правду.

Французы прожили двадцатый век гораздо менее увлекательно. Они подкручивали колесики налогового механизма, заставляя богатых делиться, не давая бедным впадать в нищету. Поэтому и удержали социальный баланс. Обходятся уже полтора века без революций и раскулачиваний.

Кстати, почти нигде во французском народном хозяйстве не встречается рентабельность выше 10 процентов. Подрядчики буквально дерутся за контракты с очень скромной прибылью! У нас же за десятью процентами никто и не нагнется. А на вопрос о том, почему зарплаты в России и Казахстане в несколько раз меньше, чем во Франции, а цены на товары и услуги такие же, а то и повыше – отовсюду слышатся разъяснения наших эффективных менеджеров: “рынок нельзя душить!”. Без “спекулятивной составляющей” все остановится. Будет еще хуже! Мы это уже проходили!

Но мы много чего проходили. И, повторяю, запросто можем вернуться в то страшное героическое время, когда эффективных менеджеров ловили на улице и разбивали им головы булыжниками. А успевшие отъехать горевали в Ницце: отчего родная страна так бессмысленно жестока?

Пока есть время, давайте им все объясним. Тем более, что парни отчасти правы. Рынок движется простой человеческой жадностью и без нее действительно умрет. Начнутся очереди, талоны, пустые полки. Это первая четверть правды.

Основная же часть правды состоит в том, что в большинстве стран мира, кроме некоторых африканских и евразийских, давно научились (ну, как давно: в одних странах 100 лет тому назад, в других 30 лет назад) загонять этот пар, этот злой кипяток в надежный стальной кожух.

Чужие эффективные менеджеры тоже поначалу рыдали и грозились небу: десять процентов рентабельности это чудовищная, адская несправедливость! Как Ты допускаешь подобное?

А потом ничего. Потом оказалось, что при десяти процентах предивно бьются все балансы. Торговля, банки, строительные компании, энергетики, дорожники получают с больших оборотов вполне достойные суммы; в стране не растет инфляция, у населения хватает денег на продукты, на одежду, на квадратные метры, кредиты – и поэтому государство живет себе, поживает без потрясений; неурожай гречихи не колеблет социальную стабильность.

Во всех странах мира, кроме некоторых африканских и евразийских, уже поняли, что рынок — не икона. На него не надо молиться. С ним надо уметь обращаться, как с паром в двигателе. Чтобы он не ошпаривал население и при этом выполнял нужную работу. А мультимиллионер в приличной стране должен платить высокие налоги, даже если он Жерар Депардье. Не хочет — пусть уезжает в саванну или привольные евразийские степи.

Да, я же обещал про малоэтажное строительство в Казахстане. Это будет как раз в продолжение темы Европы, Азии и Депардье.

Уже несколько раз в предыдущих моих заметках упоминалось, что есть в вашей южной столице серьезные ребята с деньгами, связями и строительным опытом, которые сейчас пытаются свести балансы таким образом, чтобы сделать жилье в Казахстане доступным для средней семьи – и заработать на больших объемах. Если у них получится, то в стране начнется давно обещанный бум малоэтажного строительства в пригородах, как было в свое время в Канаде и США.

И вот недавно ваши парни мне пишут: получается! Построен первый поселок. Приводят цифры. Смотрю — от заявленной ранее цены, при которой действительно мог бы начаться резкий подъем спроса, квадратный метр ушел далеко вверх. А по заявленной цене будет продаваться только небольшая часть построенного жилья – бюджетникам, в счет бесплатно предоставленной городскими властями земли и коммуникаций.

Самое интересное, что цена на бюджетные метры и себестоимость строительства, как явствует из приведенных цифр, отличаются ровно на десять процентов.

Казалось бы – ну продавайте жилье по этой цене всем желающим. Разгоняйте объемы, получайте прибыль за счет оборота, вкладывайте в новые поселки. А не держите “рыночную” цену. С ней вы будете ждать разгона объемов до морковкина заговения.

Но какой же казахский или русский предприниматель согласится работать из жалких десяти процентов? Депардье вон и тот не захотел жить по европейским бизнес-правилам, даром что француз. Наш он человек, евразиец.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена