“Asia Times Online”: Китайско-казахские связи на подъеме

Ожидается, что в 2015 году объем грузовых перевозок через Алтынколь-Хоргос достигнет 10 млн. тонн, а в 2020 году – 15 млн. тонн

Сетевое издание “Asia Times Online” опубликовало со ссылкой на “Jamestown Foundation” статью Ричарда Вейтца под названием Sino-Kazakh ties on a roll — “Китайско-казахские связи на подъеме”.

В ней речь ведется о том, что в конце 2012 года КНР и РК открыли вторую железную дорогу, связывающую китайскую провинцию СУАР с казахским юго-восточным регионом.

“Китай начал использование нового железнодорожного пути, проходящего через Алтынколь-Хоргос. Ожидается, что объем грузовых перевозок в 2015 году достигнет 10 млн. тонн, а в 2020 году – 15 млн. тонн”, — пишет автор.

Надо сказать, что развитию трансконтинентальных грузовых перевозок в Азии сейчас уделяется большое внимание. В том числе – и средствами массовой информации. Так, газета “China Daily” со ссылкой на информационное агентство “Xinhua” опубликовала переданный из Урумчи репортаж под названием Poor Europe-Asia land routes hinder trade — China Daily — “Плохие сухопутные маршруты Европа-Азия препятствуют торговле”.

В нем приводилось следующее высказывание вице-председателя Международной федерации экспедиторских ассоциаций Бабара Бадата, сделанное им на проходившем в Урумчи форуме по развитию логистики: “Многие евразийские страны испытывают трудности в деле развития торговли из-за плохого сообщения друг с другом”.

С тех пор, как первая евразийская стальная магистраль была завершена и сдана в эксплуатацию в 1992 году, годовой объем железнодорожных перевозок увеличился с нескольких сотен тысяч тонн до свыше 15 млн. тонн.

Используемая уже в течение двух с лишним десятилетий железная дорога Китай-Казахстан перевезла около 9 млн. тонн товаров к началу июля 2012 года, что означало увеличение на 6 процентов в годовом исчислении. При этом объем китайского ввоза составил 63 процента перемещаемых товаров.

Большую часть импорта с железнодорожного поста Алашанькоу, на северо-востоке Китая, который граничит с Казахстаном, составляют металлические руды, хлопок и зерно. Это – факт, который отражает потребность Китая в ресурсах.

Вышеназванный форум по развитию логистики был организован при мероприятии под названием “День бизнеса Шанхайской организации сотрудничества”, которое явилось составной частью второй Китайско-Евразийской выставки, проходившей в Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Что все эти перемены означают для Казахстана? Ответ будет таков: центр экономической тяжести для нашей страны смещается с Запада на Восток. Впрочем, такая реальность актуальна не только для нее, но, пожалуй, и для всего остального мира. В этой связи растет значение Китая. Опять-таки – не только для Казахстана.

Как полагает газета “New York Times”, то обстоятельство, что китайская экономика, более чем в три раза уступающая американской по объемам, выходит из кризиса намного раньше последней, может свидетельствовать о том, что доминирование КНР над США начнется раньше, чем ожидали аналитики. Сами китайцы, кстати, прогнозируют, что они обойдут американцев к 2019 году. “Сегодня Азия, а не США, поднимает весь мир. Раньше такого не было”, – заявляет Нил Сосс, главный экономист нью-йоркского отделения швейцарского банка “Credit Suisse”.

И такое развитие событий по-своему актуально для Казахстана.

Запад по экономическому развитию находится в авангарде человечества уже, считай, 500 лет. Оттуда оно как процесс на протяжении веков совершало экспансию по всему миру. В направлении континентальной Евразии эта экспансия распространялась строго по вектору “запад-восток”.

Но вот сейчас в Центральной Азии в целом и в Казахстане, в частности, она вступает в соприкосновение со следующим в прямо противоположном направлении аналогичным движением со стороны Дальнего Востока, превратившегося за последние пятьдесят-сто лет в почти альтернативный евро-американскому миру центр глобального экономического развития. И надо, наверное, смотреть на эту реальность трезво.

Да, коренное отличие Китая заключается в том, что там самые развитые регионы располагаются в восточной, а не в западной части. А вот большинство месторождений полезных ископаемых, лесных и гидроэнергетических ресурсов сосредоточено на западе страны. Если в рамках прежней царской России и последующего Советского Союза так называемые малые народы или нацменьшинства большей частью располагались на востоке и юге страны, то в Китае такие, напротив, находятся главным образом на западе и севере государства. Другими словами, там в этом смысле все как бы наоборот. В царской России и Советском Союзе вектор экономического развития шел с запада на восток.

В сегодняшнем Китае он идет с востока на запад. Причем правительством страны и государством в целом этому движению придается огромное значение. Об этом в своем предисловии к изданию “Социально-экономический атлас Западного Китая” (“A Social and Economic Atlas of Western China”, Compiled by Jin Fengjin and Qian Jinkai, China Intercontinental Press) академик Академии наук КНР Чень Шупень говорит так: “Развитие Западного Китая – это подготовленная для нового века стратегическая программа Центрального Комитета Компартии и Государственного совета Китая”. Названная стратегия уже сейчас осуществляется ударными темпами. Это напоминает опыт России и СССР по подъему своих восточных и южных районов.

Такое движение сейчас вплотную подошло к восточным границам Центральной Азии. И, прежде всего, – Казахстана. Есть большой соблазн в том, чтобы перенять оттуда эстафету ускоренного экономического развития.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.