Алматы. 30 января. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Власти пообещали, что к середине XXI века Казахстан войдет в тридцатку развитых стран мира. Возможно, так оно и будет, но потом. А сейчас Казахстан занимает одно из первых мест в мире по количеству неадекватных идей на единицу территории.
Депутаты как будто с цепи сорвались: не проходит и дня, чтобы один из них не вынес на суд общественности очередной опус. Складывается впечатление, что тем самым они перед кем-то выслуживаются. К сожалению, не перед избирателями, так как многие из них вообще не понимают, зачем их представители предлагают, к примеру, собрать всю саранчу в Казахстане и первыми в мире отправить ее на околоземную орбиту.
Хотя в словаре есть всему этому довольно точное определение: diarrhoea verborum simul constipationem conceptum, или, в переводе с латинского — “словесный понос при запоре мыслей”. Кстати, явление характеризуется как обильная словесная дефекация без последующего чтения и обдумывания написанного.
Надо полагать, недавно промелькнувшее на новостных лентах предложение академика национальной инженерной академии РК Оразалы Сабдена создать агентство по контролю за министерствами к diarrhoea verborum simul constipationem conceptum не имеет никакого отношения. На самом деле, в Казахстане нет органа, который бы, по словам ученого мужа, отвечал за реализацию госпрограмм, жестко боролся с коррупцией и активно противостоял безответственности.
Сегодня еще нет ясности, возьмут ли власти на вооружение идею академика, однако некоторые собственные инновации они уже активно внедряют в жизнь. Совсем скоро будут созданы два агентства: по стратегическому планированию и по развитию.
Предполагается передать агентству по развитию все госинституты развития. Разумеется, госхолдинг “Самрук-Казына” постарается воспользоваться шансом и отдаст новой структуре наименее эффективные активы. При этом возникают вопросы: чем конкретно госхолдинг впоследствии займется, и в каком статусе будет функционировать.
Между тем, если не ошибаюсь, агентство по стратегическому планированию будет выполнять функции, которые ранее с той или иной степенью успешности выполняло правительство. Значит, у последнего появится больше времени заниматься решением текущих проблем. Возможно, весной обеспечат ремонт прохудившихся за зиму дорог. Вероятно, и госхолдинг, и правительство настолько перегружены, что без параллельных структур им ну никак не обойтись.
Складывается впечатление, что при правильном подходе к делу и определенной настойчивости в Казахстане вполне реально пролоббировать создание не только вышеупомянутых структур, но и, например, агентства по контактам с внеземными цивилизациями. На фоне такой неудержимой фантазии истеблишмента вероятность создания агентства по контролю за министерствами даже выше, чем многие думают.
В принципе, такое агентство должно стать еще одной дополнительной контролирующей структурой с приличным штатом и неплохим годовым бюджетом. А так как любая контролирующая функция в таких странах, как Казахстан, довольно затратное дело, деньги в структуру вольют немалые. У меня есть смутные подозрения, что уже функционирующие контролирующие органы тратят на осуществление проверок больше народных средств, чем иные казахстанские производители зарабатывают на выпуске готовой продукции.
Потому проверяющие, как правило, кушают слаще, отдыхают в более отдаленных точках мира, чем иные отечественные предприниматели.
Ну, и самое главное. Агентство станет своеобразным посредником между президентом РК и министерствами. Глава агентства, в силу своей компетентности, сможет формировать отношение главы государства к тем или иным министрам. Как у нас принято, главой агентства в очередной раз станет кристально честный человек. Но так как он тоже человек, то сложно предугадать, сможет ли он противостоять соблазнам своей диспозиции.
Не исключаю и другой вариант развития событий. “Кристально честный человек” заставит министерства работать эффективней, а работники ведомств забудут о существовании компьютерных игр. Ну, и самое прикольное, в министерствах перестанут распиливать народные деньги. Такой сценарий идеален настолько, насколько в него трудно поверить.
Правда, концентрация абсурда в нашей жизни почти всегда находится на довольно высоком уровне. К примеру, в июне 2008 года депутат мажилиса Сат Токпакбаев предложил переименовать Астану в Нурсултан. В мае 2010 года депутат мажилиса Тито Сыздыков предложил поставить памятник первому Президенту в Астане. При этом, как ему показалось, привел железобетонный аргумент: турки хотят поставить такой памятник, так давайте, их обгоним. Все-таки любим мы кого-нибудь в чем-нибудь обогнать!
Обратим взор на более свежие примеры. Так, в июле 2012 года депутат мажилиса парламента РК, первый секретарь ЦК Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК) Владислав Косарев предложил закрывать любую неправительственную некоммерческую организацию (ННО), получающую финансирование из-за рубежа. Вполне в духе России, где, если тенденция всеобщей подозрительности получит развитие, ННО будут закрывать практически за все.
А в октябре прошлого года депутат мажилиса парламента Светлана Романовская предложила сделать обязательной процедуру медиации при международном арбитраже. Видимо, судьи так сильно напрягаются, что расслабиться без медиации не могут.
И везде видишь интерес. Например, интерес владелицы первого в Казахстане частного юридического предприятия по медитации. Не будем ее называть, но все и так поняли, о ком идет речь.
В ноябре 2012 года сенатор Гани Касымов предложил построить в Казахстане Диснейленд для того, чтобы не было скучно гостям EXPO.
Короче говоря, живем весело, предлагаем что попало, кричим громко, и при этом плевать нам на вопросы земного бытия.
Ведь озабочены мы не бытом, а проблемами куда более возвышенными. Еще и лингвистическими. В марте прошлого года нижняя палата парламента одобрила законопроект, согласно которому министерства обязали в своих законопроектах вместо слов “в праве отозвать” писать “отзывает”. По мнению разработчиков законопроекта, тем самым они выбивают почву из-под ног ведомств, привыкших командовать.
Значит, лингвистические ухищрения намного актуальнее, чем, к примеру, водоснабжение населенных пунктов по госпрограмме “Чистая вода”. Поэтому вышедшая недавно на нашей новостной ленте информация о том, что прокурор Южно-Казахстанской области Ибрагим Иманов озабочен фактом плохого исполнения госпрограммы (из 145 объектов водоснабжения 17 оказались нерабочими), волнует, с одной стороны, население аулов, куда вместо питьевой дали техническую воду, с другой стороны, прокурора, которому по службе положено. Чиновников и депутатов это мало волнует, так как не дает политических или имиджевых бонусов.
А все потому, что за обеспечение водой отдельно взятого населенного пункта власти поблагодарят исключительно отдельно взятые граждане страны, тогда как лингвистические выкрутасы преследуют глобальную цель – искоренение коррупции. Круто, ничего не скажешь.
Между тем депутаты высоко держат марку непримиримых борцов за чистоту рядов государственных служащих. В октябре 2012 года мажилисмен Мурат Абенов высказался по поводу повышения эффективности госслужбы. “В первую очередь, нужно сделать так, чтобы на госслужбу не приходили глупые люди, и родственникам было бы сложно “протащить” на работу некомпетентных сотрудников”, — отметил депутат. По его мнению, только тогда можно будет говорить об эффективной деятельности государственных служащих. Но, как это почти всегда происходит, за бортом остался механизм недопуска на госслужбу “глупых людей. Так и осталось непонятным, как сделать так, чтобы “глупые люди” убирали мусор на улицах. На сегодняшний день в Казахстане сложилась такая ситуация, что высокий уровень концентрации глупых людей на госслужбе не позволяет умным людям получить свой шанс. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно 5 минут послушать тех, кто сейчас находится на ключевых постах.
Но самой оригинальной идеей в ноябре 2012 года отметился сенатор Адиль Ахметов. Говоря о жесткой критике Казахстана в российских СМИ, он предложил подкупить один из самых крупных телеканалов России. “Пусть лучше они хвалят нас”, – предложил сенатор.
Знаете, абсурд абсурду рознь. Но когда абсурд становится нормой, становится как-то боязно за страну. Причем, прошлое, когда царили дикие нравы, и настоящее, когда должен возобладать здравый смысл, уже давно друг с другом перемешались. Калигула сделал сенатором своего коня, ныне покойный президент Туркменистана Сапармурат Ниязов закрывал больницы и университеты, менял названия месяцев и дней по своему желанию, или как по совету “умных людей” на госслужбе день рождения главы государства сделали государственным праздником.
Причем, если вернуться к идее создания агентств по стратегическому планированию, развитию и контролю за министерствами, то истинная цель всех этих новшеств – создание дополнительных параллельных, и часто бесполезных, структур. Что, кстати, вполне в духе закона Паркинсона (он дословно звучит так – сливки поднимаются кверху, пока не прокиснут), согласно которому бюрократия растет сама по себе, не имея ни малейшего отношения к делу, в котором она трудится. И как сорняк на огороде, который, умножаясь, нисколько не помогает картошке и помидорам.
Понятное дело, депутатам, чиновникам и иже с ними нужно пристраивать детей, внуков и правнуков. Это главное. Все остальное – картошка и помидоры.