Величество должны мы уберечь

Чья охрана круче: Путина или Назарбаева?

В конце весны 2000 года я переехал из Алма-Аты в Москву прямо на машине. И на ней же принялся каждое утро ездить по Кутузовскому проспекту на работу.

Хорошо помню первое впечатление от встречи с кортежем Владимира Путина. Кутузовский — он широченный и прямой, с хорошим обзором. Плотный утренний трафик, машины едва ползут.

И вот взмах дирижерской палочки гаишника – тысячи автомобилей встали. Далеко впереди на встречке остановлены тысячи других машин. Минут пятнадцать ожидания, и по разделительной на скорости под двести километров в час несутся сначала милицейские, сверкающие как елки, авто, за ними три одинаковых черных джипа и следом машины охраны.

Владимир Владимирович ездил так два раза в день – из загородной резиденции в Кремль, вечером обратно – и ставил на уши половину российской столицы. К пробкам естественного происхождения активно добавлял рукотворные. Москвичи терпели, поскольку шла война на Кавказе, и всем было понятно: желающие попасть в Верховного главнокомандующего из гранатомета, безусловно, имеются.

Но потом война кончилась. А Владимир Владимирович все летал по замершему городу на трех джипах. Возможно, мстительные чечены не теряли надежду замочить нашего маленького Ермолова. Однако в 2008 году президентом стал Медведев, нападать на него уже точно никому не было смысла. Разве что во время очередной задушевной беседы с молодежью про инновации какая-нибудь студентка могла поспорить с подругами, что подойдет и пощекочет Дмитрия Анатольевича как плюшевого мишку.

Однако новый президент тоже повадился ездить по Кутузовскому на трех джипах. А новый старый премьер своих поездок не прекратил. Теперь Москва вставала из-за вождей два раза утром и два раза вечером.

Потом Медведев посередине лета отправился с инспекционной поездкой на юг к морю, и с ним туда, похоже, выехала едва ли не вся Федеральная служба охраны. Чего, действительно, париться в душной Москве. Чтобы как-то занять тренированных молодцов и молодиц в рабочее время, на полдня перекрыли единственную дорогу от Анапы до Джубги. Тысячи местных жителей опоздали на работу, кто-то не успел в больницу.

В блогосфере поднялся шум, и пресса по свежим следам стала разбираться в ситуации. Один журналист дозвонился до пресс-службы ФСО, спросил, для чего надо было устраивать такие страшные меры безопасности. Ему в ответ посоветовали изучить Закон РФ “О государственной охране”. Журналист сказал, что закон уже изучен, в нем есть слова о том, что государственная охрана осуществляется на основе законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. А про четырехчасовые перекрытия дорог там слов нет. Пресс-служба ответила, что, к сожалению, не может ничего добавить к уже сказанному.

Видный русский оппозиционер, в прошлом полковник ФСБ Геннадий Гудков прокомментировал ситуацию так: у нас страна не для людей, а для чиновников.

Причем, по словам Гудкова, Дмитрий Медведев, скорее всего, и не знает, сколько проблем его охрана создает простым россиянам. И дал совет через свободную прессу донести до него эту информацию.

Я, как мог, донес. Пока не подействовало. Уже совсем недавно, когда Дмитрий Анатольевич был не президентом, а премьером, он посетил “гайдаровские чтения” в столичной Высшей школе экономики. И в этот же день в Москве убили криминального авторитета деда Хасана. Так охрана Медведева полчаса не выпускала из вестибюля ВШЭ ректоров и министров, а самого премьера выводили как-то хитро, через боковую дверь.

Наверно, все эти плечистые парни в штатском и снайперы на крышах защищали Медведева от студентки. Или еще от кого-то? Тут есть загадка.

В самом деле, почему российское начальство так боится дорогих россиян? Даже сугубо вегетарианский премьер, не усмирявший бунтующих окраин и вообще прославившийся тем, что у него все понарошку – почему-то ждет нападения.

Или же эти страхи многозначительно и профессионально подогреваются. Возможно, Дмитрию Анатольевичу говорят: сегодня в столице неспокойно, мы обязаны усилить меры вашей безопасности — и он подчиняется, хмуря бровки и преисполняясь горделивой значительности. В результате заботливые спецслужбы живут очень хорошо, не зная отказа в самых современных и дорогих видах оружия, автомобилях и разнообразных средствах защиты, но хотят жить еще лучше.

Доходит до анекдотов. Время от времени российские СМИ комментируют госзаказы, размещаемые ФСО на сайте государственных закупок. Например, осенью прошлого года сочинское подразделение службы охраны объявило тендер на закупку люксовой французской косметики. Согласно документации тендера, ФСОшников интересует исключительно косметика фирмы Vichy. В линейке продукции, выбранной охранниками, есть косметика как для мужчин, так и для женщин, а также унисекс.

Назарбаев, насколько я могу судить, тоже относится к охране себя очень серьезно, но все же без такого размаха.

А вот киргизский президент Аскар Акаев смотрел на эти вещи иначе. Почти как европейский президент или премьер-министр. Помню, в середине 90-х я отдыхал с детьми в санатории “Чолпон-Ата” на Иссык-Куле. Всем отдыхающим было известно, что симпатичный особняк чуть в стороне от жилых корпусов – “акаевский”. И вот как-то вечером прогуливаемся мы с сыном и дочерью по дорожке, ведущей мимо особняка, среди густых кустов и деревьев и видим на террасе за столом две пары: Аскар Акаевич с супругой и, наверное, их гости. Сидят, выпивают, беседуют. Окажись на моем месте злоумышленник, он спокойно попал бы по лысине киргизского президента хоть булыжником с дорожки.

Правда, когда мы уже миновали террасу, из кустов выскочил взволнованный парень в белой рубашке и сообщил, что здесь гулять нельзя, проходите, пожалуйста, дальше. Я ему сказал в ответ, что у них смелый президент. Казахстанского охраняют гораздо серьезнее.

Да, Аскар Акаевич у нас хороший, — отозвался охранник.

Ну и где теперь тот Акаев?

А где он, действительно? Акаев жив и здоров, преподает в Москве, наверное, пишет мемуары. Еще больше увеличивая сходство с европейским политиком в отставке.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.