Заместитель генерального секретаря ООН Касым-Жомарт ТОКАЕВ: “Многосторонний конструктивный диалог выведет из тупика конференцию ООН по разоружению”

Что тормозит процессы разоружения, какие вопросы сопутствуют обсуждению антиядерной проблематики, и как она резонирует с гуманитарными либо экономическими проблемами мира

Женева. 25 февраля. КазТАГ — Инициативы президента РК Нурсултана Назарбаева относительно ядерного разоружения по достоинству оценены во всем мире, в связи с чем для крупнейшей и самой мощной республики Центральной Азии сотрудничество с ООН является приоритетной задачей. О том, что тормозит процессы разоружения, какие вопросы сопутствуют обсуждению антиядерной проблематики, и как она резонирует с гуманитарными либо экономическими проблемами мира, в интервью МИА “КазТАГ” рассказывает заместитель генерального секретаря ООН Касым-Жомарт Токаев.

***

— Касым-Жомарт Кемелевич, вы — первый представитель азиатской страны, возглавивший женевское отделение ООН, одно из ключевых и крупнейших подразделений всемирной Организации. Расскажите, как повлияло это назначение на имидж Казахстана на международной арене?

— Да, в пресс-релизе секретариата ООН отмечалось, что генеральный секретарь впервые в истории Женевского отделения ООН назначил на пост генерального директора представителя Азии. Такое решение стало неожиданностью для международного сообщества. Начиная с 1946 года, Европейское, а затем Женевское отделение ООН, возглавляли представители Польши, США, Великобритании, Нидерландов, Италии (три представителя этой страны “удерживали” пост генерального директора с 1957 по 1983 гг.), Бельгии, Швеции, Франции, России. Теперь в этом списке появилось наше государство, и в этом огромная заслуга его президента — Нурсултана Абишевича Назарбаева. Он обратился с предложением к Пан Ги Муну назначить представителя Казахстана на высокий пост в ООН, рекомендовав мою кандидатуру. После почти двухмесячной конкурсной процедуры я оказался в “финале” вместе с представительницей ФРГ, после чего генсек принял окончательное решение. Я – 13-й по счету генеральный директор, но эта цифра меня не смущает, а, напротив, побуждает к активной работе.

Вне всякого сомнения, мое назначение на должность руководителя второго по значимости офиса в системе ООН положительно повлияло на репутацию Казахстана как государства, проявляющего особую ответственность за укрепление глобальной и региональной безопасности. Нашу страну по праву называют лидером международного антиядерного движения. Широкое признание получил знаменитый указ президента Н.Назарбаева о закрытии Семипалатинского ядерного полигона. Дата подписания данного документа провозглашена генеральной ассамблеей ООН международным днем действий против ядерных испытаний. Поэтому, мое назначение на столь высокий пост в системе ООН, с одной стороны, явилось следствием возросшего международного авторитета Казахстана и ее лидера, с другой – привлекло дополнительное внимание мирового сообщества к нашей стране.

— Поясните, в чем особенность работы Женевского офиса ООН, и какие приоритетные задачи стоят перед ним? Также интересно узнать Ваше мнение относительно значимости для Казахстана развития сотрудничества с международными организациями в Женеве

— Генеральный секретарь ООН поставил задачу укрепления роли и потенциала Женевы как крупнейшего в мире центра по проведению официальных международных форумов и встреч. Поэтому во время многочисленных встреч и выступлений я делаю все возможное, чтобы привлечь дополнительное внимание государств и организаций к уникальным возможностям этого города, где находится Дворец Наций. Наше отделение предоставляет различного рода услуги 30 международным организациям не только в Женеве, но и в других европейских городах, а также более 120 офисам ООН по всему миру. В Женевском отделении работают более 1500 сотрудников из 118 стран, начиная от директоров департаментов администрации, конференционного обслуживания, безопасности (я по совместительству являюсь спецпредставителем генерального секретаря по обеспечению безопасности персонала ООН в Европе), информации и других подразделений до технических работников.

Во Дворце Наций проходят переговоры по деликатным вопросам, например, по Грузии и территориальному спору между Габоном и Экваториальной Гвинеей. 30 июня 2012 года здесь состоялась министерская встреча с участием Генерального секретаря ООН по Сирии. Общими усилиями удалось принять совместное заявление, которое до сих пор является единственным политическим документом, указывающим путь к урегулированию кризиса. Это место облюбовали российские и американские дипломаты, продолжающие консультации по Сирии при содействии спецпредставителя генерального секретаря ООН и генерального секретаря ЛАГ Л.Брахими. В этом историческом здании проводится важная и полезная работа по линии Совета по правам человека, Европейской Экономической Комиссии, Комиссии ООН по торговле и развитию и многим другим организациям ООН. В зале ассамблеи Дворца Наций проводят свои ежегодные сессии Всемирная организация труда, Всемирная организация здравоохранения. Раз в два года Дворец Наций становится местом проведения сессий ЭКОСОС.

Для Казахстана, крупнейшего государства Центральной Азии, сотрудничество с ООН является приоритетной задачей. Отрадно, что присутствие нашей страны в Женеве становится все более зримым, будь то антиядерная проблематика, экономическое сотрудничество или гуманитарная сфера.

— Поскольку Женевское отделение ООН является одним из важных центров международной политики, и здесь рассматривается самый широкий круг вопросов глобальной повестки дня, то поясните, пожалуйста, какие наиболее важные проекты осуществляются на данном этапе – в период Вашей работы? В связи с этим было бы интересно узнать, насколько тесно Вы работаете с генеральным секретарем ООН?

— На первую часть ваших вопросов я уже ответил. Добавлю к сказанному, что Женева является глобальным центром обсуждения многих актуальных проблем, включая права человека, разоружение, торговля, здравоохранение, изменение климата и т.д.

В течение почти двух лет я трижды выступал перед всеми сотрудниками нашего отделения, отвечая на их вопросы по всем животрепещущим вопросам совместной работы. Сейчас всех волнует сокращение бюджета ООН на 5% и дополнительное урезание расходов организации на $100 млн, что влечет за собой ликвидацию должностей и даже увольнения сотрудников.

Моя позиция: не снижать эффективность работы, а при возможности – повышать ее при меньших финансовых ресурсах. Генсек поддержал мои реформы по оптимизации производственного процесса и сокращению административных расходов. На общем собрании сотрудников Женевского отделения ООН он сказал: “Надо избавляться от жира, но мышцы держать в тонусе”. В свою очередь, я выступаю в поддержку реформы генерального секретаря, направленной на совершенствование системы глобального управления всеми организациями и подразделениями ООН. Как всякая реформа, данная инициатива Пан Ги Муна порой наталкивается на непонимание, неприятие и даже сопротивление. И здесь важно проявлять товарищество, солидарность, чтобы добиться конечного успеха в очень непростой финансовой ситуации, в рамках огромного интернационального коллектива. По всем политическим и управленческим вопросам я поддерживаю оперативную связь с генеральным секретарем, постоянно обмениваемся е-мэйлами, иногда сопровождаю его во время визитов. У нас хорошая “химия” деловых и человеческих взаимоотношений. Он доволен работой Женевского отделения, о чем заявил во время недавнего совещания всех старших должностных лиц ООН.

— Вы также являетесь генеральным секретарем Конференции по разоружению (КР). Как Вы оцениваете вклад и инициативы Казахстана в укрепление глобального режима нераспространения ядерного оружия?

— Лепта Казахстана во всемирное антиядерное движение по достоинству оценена во всем мире. Я уже сказал о личном вкладе президента Н.Назарбаева, пользующегося авторитетом и уважением в мировом сообществе как сильный лидер с широким видением международных проблем. На Конференции по разоружению хорошо знают, что наша страна является примером добровольного разоружения и инициатором многих полезных проектов в данной сфере. Казахстанская делегация занимает на этом форуме последовательную и конструктивную позицию. На днях постпред М.Тлеуберди выступил с заявлением с осуждением испытания ядерного оружия в Северной Корее.

Конференция по разоружению, фактически единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества, переживает не лучшие времена. Соответствуют ли действительности звучащие в СМИ заявления о кризисе процессов разоружения? Хотелось бы узнать Ваши оценки относительно перспективы возобновления соответствующих переговоров на КР.

Положение дел на Конференции по разоружению тяжелое, можно сказать, тупиковое. Участникам форума никак не удается согласовать “Программу работы”, поскольку Пакистан из соображений безопасности, используя правило консенсуса, каждый раз, по сути, накладывает вето, из-за чего Конференция не может начать переговоры по проекту договора о прекращении производства расщепляющихся материалов. Тем не менее, основные государства-члены ведут активные консультации для вывода Конференции из тупика. Поэтому не думаю, что Конференция по разоружению обречена. Я трижды выступал с конкретными предложениями, которые тоже заинтересованно обсуждаются. Осенью прошлого года генеральная ассамблея ООН приняла беспрецедентную резолюцию о создании Специальной рабочей группы открытого состава, которая впервые проведет свои заседания в Женеве.

Меня, генерального секретаря Конференции по разоружению, не может не радовать, что постоянные члены СБ ООН занимают в целом консолидированную позицию в отношении статуса этого уникального форума, являющегося единственным многосторонним механизмом по разоружению. В ходе многочисленных встреч с дипломатами, политиками, учеными не устаю повторять, что Конференцию по разоружению в любом случае нужно сберечь, в этом заключается наша историческая ответственность. Нынешняя ситуация — это результат изменившейся геополитической реальности, поэтому важно проявлять стратегическое терпение и в то же время вести поиск взаимоприемлемых решений. В этом суть дипломатии: диалог, переговоры и консультации в сочетании с принципиальностью, креативностью и терпением.

— Можете ли вы дать пояснения насчет ряда утверждений в СМИ о том, что инициированная президентом РК Нурсултаном Назарбаевым интернет-площадка G-глобал способна перерасти из виртуального форума для обсуждения мирового антикризисного плана в структуру, объединяющую экспертов по разоружению? Есть ли у виртуальных форумов потенциал конкурировать с Конференцией по разоружению хотя бы в части экспертных оценок?

— В современном мире ничего невозможного нет, особенно на фоне усиления роли интернета. Всемирная паутина уже “накрыла” 2,5 млрд человек и это, конечно, не предел. Сама инициатива нашего лидера представляет большой интерес, поскольку является очень практичной: позволяет экспертам и неправительственным организациям высказывать предложения не только по экономике, но и по разоружению. Тем самым, к этой важнейшей проблематике будет привлечено особое внимание мировой общественности и глав государств. Подписанный в Праге российско-американский договор по сокращению стратегических вооружений, при всей его важности, является двусторонним, поэтому, необходимы усилия для достижения успеха в многостороннем формате. Разоруженческую проблематику в СМИ в последние годы затмили такие кричащие проблемы, как терроризм, финансовый кризис, наркотрафик, но важность всеобщего разоружения остается в силе. В силу этого международные инициативы президента Казахстана абсолютно востребованы.

— Как известно, Казахстан надеется получить статус непостоянного члена Совета безопасности ООН в 2017-2018 годы. Каковы шансы нашей страны добиться этого?

— У Казахстана имеется хороший шанс стать непостоянным членом СБ ООН. Экономический потенциал и международный авторитет страны должны стать надежным подспорьем в достижении конечного успеха.

— Несколько личных вопросов. Вы свободно владеете русским, английским, французским и китайским, являющимися официальными языками ООН. Насколько определяющими были эти знания при выборе Вашей кандидатуры, и как Вы применяете эти знания?

— Многоязычие в такой организации, как ООН, это большой плюс. В текущей работе — совещания, переговоры, выступления – в основном использую английский язык, во время выступлений перед большими аудиториями с участием швейцарской общественности – французский, на русском и китайском приходится выступать в крайне редких случаях. Что касается казахского, то стараюсь урывать время для чтения наших газет, которые я регулярно здесь получаю.

— Вы обрели известность не только как дипломат, но и как автор ряда интересных и популярных книг, а также многочисленных статей. На нынешней должности у Вас остается время для творчества?

— Времени для написания новой книги пока нет. Но это не значит, что женевский период моей деятельности будет проигнорирован. Здесь много интересного, достойного подробного описания, одна лишь история здания женевского отделения ООН чего стоит! Дворец Наций, перешедший к ООН от печально известной Лиги Наций, является историческим памятником мирового значения. Ежегодно, во Дворце Наций проходит более 10 тысяч международных форумов и встреч, что предопределяет значение и важность Женевы как крупнейшего в мире конференционного центра. Здесь всегда ощущаешь себя в центре событий, и память хранит множество интересных и важных деталей, о которых, надеюсь, еще будет возможность рассказать.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.