Слова Марченко, музыка Бахмутовой. Финансы поют романсы…

О состоянии дел банка БТА

Алматы. 25 февраля. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Сегодня ситуация в БТА чем-то напоминает поле боя. Враги отброшены — кредиторы потеряли место в совете директоров, пулеметные расчеты выставлены — долги реструктурированы. Но, как это часто бывает, в пылу брани напрочь забыли о минных полях. Их наличие стопорит развитие сектора, и, скорее всего, если ничего не делать или вести дела как попало, приведет финансовую систему к неминуемому краху.

Кстати, раньше амбразуры закрывали мужчины, теперь, к сожалению, женщины. Так и недавно избранной председателем совета директоров БТА Елене Бахмутовой придется разгребать “авгиевы конюшни”. Хватит ей терпения — возможно, удастся избежать полного провала и стагнации, не хватит — ну, тогда держитесь.

В этой связи на ум приходит один старый анекдот. По пустыне верблюд идет. Гордо восседает на нем мусульманин, впереди, закутавшись в паранджу, идет жена. Подходят к оазису, там старик сидит.

— Ай, Ахмет, ты разве не знаешь, что по нашим традициям не должна женщина впереди мужчины идти?

Женщина, смутившись, отходит назад и прячется за верблюда.

— Когда Коран писали, – говорит муж, — минных полей не было. Иди, Зульфия, иди!

Найти и вернуть

Бахмутова стала главой БТА банка, одного из ключевых кредитных учреждений, по которому можно судить о состоянии всей банковской системы. Саму по себе новость уже не единожды обсудили, а версии дальнейших событий заполнили виртуальное пространство.

Но чтобы понять, почему этот довольно неплохой финансист пришла в БТА, нужно вспомнить то, что данному назначению предшествовало. История с назначением Бахмутовой началась в конце января, когда на расширенном заседании правительства президент Нурсултан Назарбаев поинтересовался судьбой $10 млрд., которые были выделены из Нацфонда на борьбу с кризисом.

Впрочем, любой интерес со стороны главы государства, если это касается денег – сигнал знаковый. Именно для тех, кто хоть каким-то образом причастен к выделению этих средств. Удивительно, но именно эти вопросы всегда вызывают крайнее смущение наших чиновников.

Удовлетворить интерес главы государства был обязан тот, кто за это должен был отвечать согласно своей диспозиции: министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев. Он и удовлетворил, уже на следующий день после заседания правительства заявив, что “средства, израсходованные на антикризисную программу, нельзя считать пропавшими, так как они могут быть возвращены после выхода ФНБ “Самрук-Казына” из капитала банков”.

Давайте теперь переварим сказанное Досаевым. Если верить его заявлению, то доли в трех банках, которые в 2009 году получили власти в обмен на помощь, теперь стоят $10 млрд. Потому смысл заявленного очевиден: выйдем из капитала банков, и вернем деньги.

Поверил этому президент или нет — нам неведомо. Ведомо только то, что в начале февраля в ходе совещания по вопросам текущего развития страны он поручил в течение 2013 года выйти из капитала БТА, Альянса и Темирбанка. Все как у мужчин: раз обещал — выполни.

И тогда те, кто знает, где деньги лежат, делают ход конем: Бахмутова избирается главой БТА. Значит, можно с большой долей вероятности сделать вывод: именно она должна навести должный порядок в БТА, продать его и вернуть деньги.

Есть подозрения

Люди весьма подозрительны. Особенно те, кого пытаются обмануть всегда и везде. Например, нас. И потому любые пертурбации в банковском секторе у нас вызывают исключительно подозрения.

Вместе с тем, споры вокруг персоны Бахмутовой разгорелись нешуточные. Одни считают ее до мозга костей чиновницей, не способной растолкать и придать динамику такой махине как БТА. Другие уверены в том, что именно она сможет вывести злополучный банк на новый уровень.

Третьи полагают, что Бахмутова пришла в БТА не для того, чтобы развивать бизнес. Возможно, власти решили осуществить новые вливания в банк или вынашивают идею его слияния с другим. Поэтому, считают они, во главе БТА должен находиться человек, имеющий более-менее четкое представление о банковском законодательстве, имеющихся процедурах, а также способный хоть как-то ограничить распил актива.

Но есть и пессимисты. Среди них распространено мнение, что Бахмутова не сможет вытянуть БТА и, в конечном счете, станет “козлом отпущения”. То есть, все косяки, которые уже имеются внутри банка, спихнут на нее. Каким образом это будет сделано, пока неясно.

Еще по одной версии, именно Бахмутова вкупе с другими отечественными финансистами (Марченко, Дунаев, Сайденов и другие) отпугнули от казахстанских банков потенциальных кредиторов и опустили доверие в целом к казахстанской финансовой системе ниже плинтуса. Если же ситуация в банковском секторе будет ухудшаться, то в дальнейшем место казахстанских банков займут российские – “Сбербанк”, ВТБ или “Альфа-Банк”. Конечно, факт, как мне представляется, не самый очевидный, но вполне даже возможный.

Подытоживая вышесказанное, задаешься одним вопросом: насколько архитекторы финансовой системы искренни в своих устремлениях нормализовать ситуацию в банковском секторе? Или все это делается специально, чтобы сдать рынок российским банкам?

Суть сущего

В принципе, чтобы довести финансовую систему “до ручки”, надо сильно постараться. И наши архитекторы очень даже постарались.

Например, когда в 2008 году БТА выполнял свои обязательства, а Альянс и Темирбанк на самом деле испытывали сложности, эти архитекторы, назвали их проблемными. А вместо принятого во всем мире запуска процедуры банкротства, они навязали деньги Нацфонда, получили долю в бизнесе и настояли на реструктуризации. Иначе говоря, планировалось договориться с кредиторами, чтобы они подождали и какое-то время не требовали погашения долгов. Но чтобы кредиторы согласились подождать, нужно было докапитализировать банки, что и было сделано.

Реструктуризация все поставила с ног на голову. Если до нее по обязательствам трех крупнейших банков должны были отвечать владельцы бизнеса и акционеры, то после того, как деньги из Нацфонда взяли и отдали банкам, ответственными стали все – и пенсионер, и только что родившийся ребенок.

Если деньги не отобьются, а речь о тех же самых $10 млрд., то пострадают не только те, кто сознательно хранил деньги в БТА, но и люди, не имевшие к банку никакого отношения и не хранившие на его депозитах свои сбережения. Для кого-то комбинация хитрая, но для всех нас крайне невыгодная.

Вернуть в игру

Бахмутова всегда была связана с тем, что мы сейчас называем госпакетами акций в БТА, Альянсе и Темирбанке. Не при деле она оказалась лишь с апреля 2011 года по январь 2012 года. Тогда, весной 2011-го упразднили агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, и она до конца года, может, даже формально была вне игры.

Вернул ее в игру председатель Нацбанка Григорий Марченко, когда по его протекции она в январе 2012-го стала заместителем председателя госфонда “Самрук-Казына”. Если бы просто замом…

Теперь немного отвлечемся и вернемся к вопросу упразднения АФН. Это, по мнению экспертов, нужно было Кайрату Келимбетову для того, чтобы устранить структуру, которая и была ответственной за банковский кризис. А точнее убрать из-под удара человека, который и управлял АФН до Бахмутовой.

Напомним, по версии властей упразднение АФН и передача его функций Нацбанку должна была усилить эффективность банковского регулирования. По версии же экспертов, концентрация функций банковского регулятора у Нацбанка привела к оттоку капитала с высокой долей участия государства и конфликту интересов. Ведь Нацбанк не может по определению заниматься регулированием в банковском секторе. Первое случилось, второе было нейтрализовано сложной комбинацией.

Комбинация заключалась в том, что Бахмутова стала не просто заместителем предправления госфонда, а, по словам самого Марченко, курировала управляющую компанию внутри “Самрук-Казына”, которая рулила госпакетами акций в БТА, Альянсе и Темирбанке.

Благодаря такому хитрому ходу Марченко, в принципе, не согласный с передачей функций упраздненного АФН Нацбанку, с одной стороны, смог избежать такой передачи, с другой стороны, вернул Бахмутову в игру.

Сегодня – Бахмутова, завтра – гуру?

Во всей этой истории с БТА есть одна интересная закономерность. А именно, руководить банком назначают исключительно бывших глав Нацбанка и АФН.

Так, например, Анвар Сайденов работал в должности главы Нацбанка с 2004 по 2009 годы, Арман Дунаев с 2006 по 2008 годы — главой АФН, Елена Бахмутова сменила Дунаева и руководила АФН вплоть до его упразднения.

И этой закономерности есть объяснение. Начало банковского кризиса Сайденов встретил на посту председателя Нацбанка, а Бахмутова – председателем АФН. Именно от этих двух персоналий во многом зависела эффективность пакета антикризисных мер, которые были призваны спасти казахстанские банки. Но они не смогли, не сдюжили…

И потом именно при Сайденове (Нацбанк) случилась либерализация банковского регулирования, в результате чего кризис стал пускать метастазы, а капитал активно покидать пределы страны. Именно при Бахмутовой (АФН) надзор за банками стал настолько плохим, что три крупнейших банка оказались на грани банкротства.

Поэтому, принимая во внимание все их заслуги, есть все основания полагать, что на самом верху им могли сказать следующее: раз вы, мальчики и девочки, виноваты в банковском кризисе, значит, вам все это и разгребать.

Приход в БТА Бахмутовой – это уже второе пришествие. Первыми сюда этапировали Дунаева и Сайденова. Сначала председателем совета директоров был Дунаев, а когда его потихоньку убрали, видимо кто-то посчитал, что его могут сделать крайним, с 2011 года – Сайденов. Именно под их руководством была проведена основная работа по реструктуризации долгов, которая, как и следовало ожидать, закончилась тем, что из состава совета директоров вывели представителей кредиторов. По некоторым данным, после двух реструктуризаций БТА избавился от долговой нагрузки на общую сумму в $12 млрд.

Теперь настал черед Елены Бахмутовой выполнить свою часть миссии. А между тем ситуация в банковском секторе становится близкой к критической. Так, по мнению экономиста отдела странового анализа Евразийского банка развития Армана Ахунбаева, “на 1 сентября 2012 года в годовой динамике активы выросли всего на 3,5%”. Уставной капитал вырос всего на 1%. Депозиты выросли на 6%. Восстановление роста кредитования идет медленно в большинстве банков (13,4%). Прибыльность всего банковского сектора, с учетом потерь БТА банка, сложилась с отрицательным значением. Одной из основных проблем по-прежнему является большой объем проблемных кредитов в строительном и корпоративном секторе. Проблемные кредиты остаются на высоком уровне — более 37% кредитного портфеля банковской системы”.

Если миссия Бахмутовой провалится, считают эксперты, то лицом третьего пришествия станет настоящий гуру. Тот, кто руководил Нацбанком во время реформ банковского сектора в 1996 году. Тот, кто в 2004 году принимал непосредственное участие в создании АФН. Тот, кто с 22 января 2009 года работает председателем Нацбанка.

Именно тот, кто пишет слова и заказывает музыку. Поэтому у нас в последнее время финансы поют романсы…

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.