Flayrah: Народ в Туркменистане испытывает отвращение к поеданию конского мяса, в отличие от соседнего Казахстана, где конина считается деликатесом

Туркмены поныне остаются единственным народом в Центральной Азии, который совсем не употребляет конину в пищу. Другое дело - казахи

Издание Flayrah опубликовало статью Фреда Паттена под названием Profile: Turkmenistan — The Land of Horse Heaven.

Она начинается так: “День скакового коня наступает! В Туркменистане. Это — последнее воскресенье апреля, 28 апреля в нынешнем году. Там это — национальный праздник”.

В ней небезынтересным представляется следующий пассаж: “Туркменистан является единственной исламской страной, где официально запрещено есть конину. Некоторые источники утверждают, что такой запрет присутствует в туркменской Конституции, но мне не удается найти там каких-либо упоминаний касательно употребления конского мяса. Однако имеется много ссылок на то, что народ в Туркменистане испытывает отвращение к поеданию конского мяса, в отличие от соседнего исламского Казахстана, где конина считается деликатесом”.

Что есть – то есть. Автору этих строк некоторое время назад довелось побывать в одной зарубежной стране по приглашению постоянно проживающего там вместе со своей семьей казаха. И он, отправляясь туда, захватил с собой в качестве гостинца казы. Семья зарубежного казаха тогда в качестве гостей принимала его, а также одного туркмена из Ашхабада. На столе среди угощений был и казы, привезенный из Алматы и приготовленный хозяйкой дома. Так вот, туркмен наотрез отказался даже пробовать его. А потом он, возвращаясь в гостиницу с автором этих строк, высказал тому касательно своего отношения к практике употребления конины в пищу все то, чего в гостях не мог сказать из вежливости и из уважения к хозяевам.

В двух словах его аргументы были таковы. Туркмены рассматривают коня в качестве надежного помощника и верного друга, который “от ветра в степи не отстанет, не предаст и не обманет”. А друзей, как известно, не положено пускать в пищу. Таким правилом туркмены и руководствуются.

В Туркменистане принято говорить так: “Конь — полноправный член туркменской семьи”. Бережное и чуткое отношение к коню туркмены пронесли через века. Порой они своим коням присваивали собственные имена вместо кличек.

Поэтому, видимо, и не следует удивляться тому, что они поныне остаются единственным народом в Центральной Азии, который совсем не употребляет конину в пищу. Потому что для них конь – это священное животное.

Начиная с 1992 года, ежегодно в последний воскресный день месяца апреля по всему Туркменистану отмечается “Праздник туркменского скакуна”. Кони объявлены национальным достоянием туркменского народа.

По-другому дело обстоит у казахов. Клэр Нуттал в своей статье под названием Horsemeat on the menu — “Конское мясо в меню”, опубликованной изданием Business New Europe, излагает на этот счет следующее: “В то время, как связанный с кониной скандал распространяется по всей Европе, казахи не могут получить достаточного количества этого мяса.

Конское мясо являлось неотъемлемой частью казахской диеты на протяжении веков, начиная с кочевых времен, и сегодня ценится как деликатес. Конину употребляют не только в составе таких блюд, как бешпармак, по праздникам. На Олимпийских играх 2012 года в Лондоне выяснилось, что это мясо подавалось с тем, чтобы помочь спортсменам Казахстана оставаться в наилучшей физической форме. Конские колбасы, известные как казы и карта, а также каспийская икра были доставлены в Лондон для казахских борцов и штангистов. Илья Ильин, который выиграл золотые медали на Олимпиаде в Пекине и Лондоне, заявил журналистам, что конина и курятина были “лучшей едой для тяжелоатлетов”.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.