Созданный при Нацбанке РК фонд проблемных кредитов подобен мертворожденному ребенку, считает Шаяхметова

Алматы. 19 ноября. КазТАГ – Асхат Ахметбеков. Созданный при Национальном банке РК АО “Фонд проблемных кредитов” является “мертворожденным ребенком”, считает председатель правления АО “Народный банк Казахстана” Умут Шаяхметова.

“Вы знаете, что был создан фонд проблемных кредитов, но мы сразу говорили, что он — такой не совсем рабочий инструмент, не совсем рабочий орган, то есть “мертворожденный ребенок”. Потому что процедуры по передаче данных проблемных кредитов — очень сложные и практически невыполнимые. И плюс объем, который предполагался, что туда будет передан, конечно, он не будет лекарством, которое вылечит полностью все эти проблемные кредиты”, — заявила У. Шаяхметова на пресс-конференции во вторник.

Она напомнила, что вторым механизмом, или инструментом, на который также возлагалась надежда в части решения вопроса проблемных активов, является предоставление двухгодичной льготы по налоговым списаниям для казахстанских банков, заканчивающей свое действие 1 января 2014 года.

“…Опять-таки, процедуры настолько сложные, что вы видите – ни один банк практически не смог осуществить. Да, какие-то маленькие суммы идут, но там практически нужно пройти процедуру банкротства, которая сегодня по нашему законодательству занимает до 3 лет. (…) И мы, банковское сообщество, тоже выдвигали наши предложения, как можно было бы эти вещи решить, чтобы банки не злоупотребляли по списанию и при этом все-таки шли более быстрыми темпами по оздоровлению своих балансов”, — подчеркнула она.

“На сегодня уже обсуждается вариант того, чтобы продлить льготы по налоговым списаниям еще на 2 года”, — сообщила У. Шаяхметова.

Кроме того, по ее мнению, ввиду действующего законодательства осложнена деятельность созданных некоторыми банками организаций по управлению стрессовыми активами (ОУСА).

“Опять-таки, процедуры настолько сложные, что изменение маленькой буквально цифры или маленького решения того или иного проблемного кредита – нужно пройти через совет директоров банка, затем нужно дойти до Национального банка, утвердить весь этот план мероприятий и опять вернуться к его осуществлению. То есть, мы эти все предложения давали последние 2 года. Мы сейчас их заново все дали, и я надеюсь, что, конечно, определенные движения будут сделаны, раз такая задача стоит – стратегическая”, — отметила глава банка.

При этом У. Шаяхметова прокомментировала предложение председателя Национального банка РК Кайрата Келимбетова по снижению уровня проблемных активов в казахстанских банках до 10% в ближайшие 2 года.

“По крайней мере, до 10%, наверное, это оптимистично, но, по крайней мере, если даже в 2 раза или на 30% даже если снизим, то это уже будет большой позитив”, — считает банкир.

Между тем, по ее информации, пороговые значения на долю неработающих займов в ссудном портфеле банков с 1 января 2013 года должны составлять не более 20%, с 1 января 2014 года – не более 15%. При этом уровень кредитов с просроченной задолженностью (NPL) в целом по банковской системе на сегодняшний день составляет “выше 30%, а по некоторым банкам и выше 70%”.

“Я думаю, что все-таки движение и направление в этом процессе нужно делать. И я тоже считаю, что, конечно, нам нужно оздоравливать нашу банковскую систему. То, что NPL очень высокие – это ненормально. (…) И гордиться, конечно, здесь нечем”, — добавила У. Шаяхметова.