Виктор МИЛИТАРЁВ, вице-президент Института национальной стратегии (Москва): Я хочу призвать казахскую интеллигенцию перестать лицемерить. Окончание

“Казахстан – единственная страна, где сохранилась древняя кланово-племенная структура, и где при этом нет ощущения, что находишься в отсталом государстве. Вот это интересное ощущение вполне развитой страны и её жителей, имеющих племенную принадлежность… Я не знаю, где ещё такое есть. Разве что в горной Шотландии”

 Окончание. Начало http://www.zonakz.net/articles/75177

***

— Узбекистан, по-вашему, похож на Испанию XVIII века? Довольно неожиданное сравнение.

— По-моему, в отношении способа, какой там и там нашли, чтобы избавляться от излишков пассионарного населения, они действительно похожи. Однако вот что мне не понятно. Ну ладно, в Киргизии перманентная нестабильность, но в Таджикистане мир уже двадцать лет, в Узбекистане мир все время. Узбекская экономика, как говорят, на подъеме. Тогда что мешает этим странам решать свои проблемы самостоятельно, не спихивая их на Россию? Что мешает создавать ситуацию, когда народу не хочется уезжать из страны? Я не понимаю. Возможно, надо им в этом помочь. Возможно, России стоит поощрить российский крупный бизнес для инвестирования в экономику этих трех стран, или, по крайней мере, тех двух, которые говорят, что они дружат с Россией.

То есть, если российский бизнес выкупит и построит там ряд предприятий, создаст рабочие места для жителей Центральной Азии, то он тем самым укрепит стабильность в регионе, естественно, при условии, что мы не всю прибыль должны будем там оставлять.

Я также полагаю, что Казахстану стоит подумать о совместных с Россией действиях по укреплению южной границы. Которая является, по сути, южной границей таможенного союза. Почти нового государства. И, в любом случае, у нас единое пространство с Казахстаном и Белоруссией. Такое же прозрачное друг для друга, как шенгенская зона в Европе.

— Значит, вы сторонник того, чтобы Казахстан вместе с Россией постепенно отгораживался от Средней Азии. С перспективой войти в шенген. Россия ведь планирует туда попасть.

— Я не очень хорошо осведомлен о действительных геополитических замыслах Путина, но то, что русские хотят в шенген – это факт. Очень сильно хотят. Даже бедные русские из провинции, которые злятся на москвичей. Причем, они хотят в шенген не для того, чтобы работать там сантехниками, как поляки или украинцы. Они надеются разбогатеть и иметь возможность ездить в Европу в отпуск.

— Я вам больше скажу. Многие казахстанцы тоже надеются разбогатеть и ездить в Европу на отдых без виз. А некоторые уже разбогатели. Все вместе они составляют довольно значительную и влиятельную европейски-ориентированную прослойку населения.

— Тут надо понимать, что Казахстан такая же европейская страна как Россия, Армения или Грузия.

— Вы это не слишком решительно заявили?

— Казахи в культурном отношении гораздо ближе к русским, чем другие народы Центральной Азии. В Москве это всегда ощущалось. Например, я ещё лет 30 назад отмечал существенную разницу между казахскими и, допустим, узбекскими студентами или аспирантами. Вообще, пусть это прозвучит не вполне политкорректно, но русские уже в те годы, публично в этом не признаваясь, воспринимали многих выходцев из Центральной Азии как людей невежественных и не очень приятных. Советская власть это отлично понимала и создавала ситуации, при которых среднеазиатов в больших городах России практически не было. Но казахи, повторяю, составляли исключение. Они, как правило, без всякого акцента говорили по-русски и отличались от коренных жителей Центральной России только разрезом глаз.

В те же годы я с огромным удовольствием читал “АзиЯ” Олжаса Сулейменова. И вот вроде он там задиристый, петушком наскакивает, ругается с московскими академиками – а на самом деле, это же вполне дружелюбная по отношению к России философия истории. По сути, он говорит: “мы с вами родственники. Но казахи не младшие братья. У нас древняя культура, давайте с этим считаться”.

— С тех пор многое изменилось. Казахи накопили определённый потенциал самодостаточности. Пока цены на нефть и на металлы высокие и на границах спокойно, самооценка казахской элиты всё повышается. С другой стороны, русский язык остаётся преобладающим во многих сферах казахстанской жизни. Некоторые москвичи с удивлением узнают от меня, что заседания правительства в Астане проходят на русском.

На этом фоне развивается вполне шизофреническая ситуация с расширяющимся таможенным союзом и шенгеном. Россия хочет в безвизовую зону с Европой, но одновременно обсуждает вопрос о приёме в таможенный союз Киргизии и Таджикистана. А с ними в шенген её точно не возьмут.

Решения этой проблемы, которое устраивало бы всех сразу, просто не существует. Вопрос в том, какая тенденция возьмёт верх. Если я правильно понимаю, вы считаете, что оптимальный вариант такой: Казахстан вместе с Россией укрепляет южные границы таможенного союза и со временем вступает в шенген. А кто-то говорит: с какой стати мы должны отгораживаться от своих братьев?

— Но продвинутые казахи хотят в шенген, как вы сказали.

— Хотят-то они хотят. Только ведь Казахстан отделён от Европы огромной непредсказуемой Россией. В которой коррупция, русские марши и Бирюлёво.

— Я уже говорил и повторю, что вижу изрядную долю лицемерия в рассуждениях о тяжёлой судьбе нерусских в России. Причём, те представители казахской интеллигенции, которые об этом говорят и пишут, это, как правило, политически активные люди. Они либо связаны с властью, либо умеренно оппозиционны. Поскольку сильно оппозиционных в казахстанской политике и казахстанской прессе нет. Значит, они информированы о действительном положении вещей и многое из того, что я говорю, уже знают. Поэтому, на мой взгляд, игры в опасения по поводу русских маршей или относительно бирюлевского конфликта, боязнь, якобы, русского шовинизма – очень сильное лицемерие. Это напоминает игру сурковской администрации вокруг тех же самых русских маршей. И за этим стоят какие-то цели. Какие – не знаю. То ли кто-то хочет набить цену Казахстану в таможенном союзе, то ли кто-то против таможенного союза, то ли действительно в Акорде опасаются потока из России в Казахстан узбекских, киргизских и таджикских гастарбайтеров. Тут гипотезы надо строить людям, которые знают внутреннюю политику Казахстана. Но явно какие-то причины политические.

Потому что мне трудно поверить: вот просто сидит человек в Астане или Алма-Ате, читает русские сайты и приходит в ужас. Ну, уже в России таких наивных читателей нет. Да и писателей таких мало. Есть некоторое количество либералов-правозащитников, половина из которых по странной случайности еврейского происхождения, они вот такие истерики действительно устраивают. Но им почти никто не верит.

— Вы знаете, из Казахстана многое выглядит иначе. Я какое-то время назад с удивлением обнаружил, что среди подросших детей моих казахстанских знакомых, русских по национальности, довольно часто попадаются горячие российские патриоты. Эти ребята никогда не бывали в России или бывали проездом, но они смотрят “Вести” и программу “Время”. И не делят всю эту пропаганду на восемь, как жители Рязани или Тамбова.

Думаю, и те казахстанские граждане, что хотят напугать себя русским шовинизмом, без труда находят нужные сайты и нужные издания. Вполне искренне верят “правозащитникам”, которые пишут про ужас-ужас-ужас в Бирюлёве.

— С этим, пожалуй, можно согласиться. Поскольку мы живем в мире, где ведутся глобальные информационные войны. Мы помним, как сербов выставляли людоедами, а косовских, албанских бандитов — пушистыми и белыми. А раз такая тенденция в мировых информационных войнах существует, то я могу поверить и в то, что в Казахстане есть наивные люди, которые просто поддаются на мировой тренд. Но еще раз говорю, что положение русских в России оценивается русским большинством сильно хуже, чем положение казахов в Казахстане.

— Вы были одним из идеологов и организаторов первых русских маршей. Можете коротко пояснить казахстанцам, почему не надо по поводу этих маршей беспокоиться?

— Русский марш это патриотическое шествие определенной части русской молодежи, напоминающее по своему стилю праздник ирландской молодежи в день святого Патрика.

— А Бирюлёво?

— Бирюлево — совсем другая история. Она вписывается в череду разного рода локальных конфликтов на этнической почве, известных нам по Кондопоге, Сальску, Сагре, Чапаевску и так далее. К сожалению, это обычная, регулярная ситуация. Конфликты, как правило, связаны с тем, что представители нацменьшинств, чаще северокавказских, либо устраивают драки, либо захватывают или крышуют какой-то бизнес и при этом ведут себя вызывающе. А власть их поддерживает. В какой-то момент это приводит к взрыву.

При этом бирюлёвская ситуация была очень мирно разрешена. Полиция быстро нашла убийцу Егора Щербакова. Власти быстро закрыли базу на всякий случай. Разумное, правильное поведение.

В завершение разговора я вновь хочу подчеркнуть: сегодня сохраняется надежда на то, что Россия и Казахстан, несмотря на все объективные противоречия и на все недоразумения, останутся в одном культурном поле, тяготеющем к европейским ценностям. Я думаю, что казахи в конце концов будут двуязычными. При этом Казахстану уже сегодня удается совмещать модернизацию и традиционный уклад, и вообще Казахстан – единственная страна, где сохранилась древняя кланово-племенная структура, и где при этом нет ощущения, что находишься в отсталом государстве. Вот это интересное ощущение вполне развитой страны и её жителей, имеющих племенную принадлежность… Я не знаю, где ещё такое есть. Разве что в горной Шотландии.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.