Voix de la Russie: При новом процессе раздела Каспийского моря все упирается в упрямство, продемонстрированное Ираном

Тегеран хочет, чтобы Каспийское море было поделено на равные части и чтобы каждое прибрежное государство имело 20% его вод и континентального шельфа

Канал Voix de la Russie 21 ноября передал репортаж под названием «Négociations sur une partition de la Caspienne à Moscou» — «Переговоры по разделу Каспийского моря в Москве».

В предисловии к нему говорится так: «Новый процесс раздела Каспийского моря развертывается сегодня в Москве на заседании группы по определению его статуса. Прибрежные страны, а именно Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Иран вот уже более 20 лет пытаются определить контуры этого крупнейшего в мире внутреннего моря, но все-таки Каспий поныне остается морем без удостоверения личности. Стороны не раз меняли свою позицию».

Далее уже в самом репортаже излагается следующее: «По мнению экспертов, на этот раз все упирается в упрямство, продемонстрированное Ираном. Действительно, Тегеран хочет, чтобы Каспийское море было поделено на равные части и чтобы каждое прибрежное государство располагало 20 процентами его вод и континентального шельфа».

В том, что Иран занимает сейчас такую позицию, нет ничего удивительного. Ибо он именно ее придерживается уже давно. То есть ничего нового при новом процессе раздела Каспия в Москве, похоже, не произошло.

Россия, Казахстан и Азербайджан хотят разделить воды и континентальный шельф Каспийского моря на национальные секторы с исключительными правами на разведку и разработку его богатств, оставляя при этом море открытым для навигации. Туркменистан, который недавно обнаружил нефть в своем национальном секторе, начал также потихоньку менять свою позицию с тем, чтобы она у него сблизилась с точкой зрения Москвы, Астаны и Баку.

Иран в принципе выступает против разделения Каспия на национальные секторы. Ибо он в этом случае окажется единственной проигравшей стороной на Каспийском море. Потому что, если дать согласие разделить море на секторы, Иран получит наименьшую долю.

Но Москва приложила много сил к тому, чтобы убедить Тегеран принять принцип разделения Каспия на сектора. Россияне, добиваясь этого, упирают на то, что, мол, другого выхода нет. И иранцам вроде бы приходится соглашаться с такой постановкой вопроса. Но при этом они, понятное дело, вовсе не готовы взять и сдаться. Так что нет ничего удивительного в том, что Тегеран изъявляет готовность дать добро на предложение о национальных секторах только в том случае, когда другие прибрежные государства согласятся с тем, «чтобы Каспийское море было поделено на равные части и чтобы каждое прибрежное государство располагало 20 процентами его вод и континентального шельфа».

При реализации такого варианта Казахстан и Россия оказались бы основными проигравшими. Но против него самым решительным образом выступает Баку, а не Астана и Москва. И такая позиция азербайджанской стороны имеет свое объяснение. Дело в том, что будущий конфликт на Каспийском море, если он и появится, может, прежде всего, возникнуть между Ираном и Азербайджаном из-за уже ведущихся споров по вопросам принадлежности некоторых нефтяных месторождений.

Одним словом, пока что говорить о достижении компромисса между прикаспийскими государствами для последующего заключения Конвенции о правовом статусе Каспия не приходится. Так что остаются туманными перспективы подготовки проекта такого документа к четвертому саммиту глав прикаспийских государств, который запланирован на вторую половину будущего года в Астрахани.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.