Несколько лет назад один московский издатель продал свои медийные активы и отправился в Монголию добывать каменный уголь. Бывшие сотрудники немало отпустили шуток, представляя босса машущим киркой в забое. Хотя он, конечно, всего лишь перепрофилировал бизнес. Надо признать, радикально.
Мы иногда перезваниваемся, время от времени этот креативный человек приезжает в Москву и рассказывает очень занятные вещи. Про степную демократию, про конфликты монголов с китайцами — это отдельная драматическая тема, ей тысяча лет; большинство из нас никогда о такой теме не слышали — об отношении местных к другим иностранцам и так далее.
Но интересней всего слушать про демократию. По словам бывшего издателя, и, кстати, бывшего фельетониста, у монголов совершенно отсутствует готовность вылизывать ботинки начальнику, даже очень большому. Этой наклонности у них просто нет в крови, в национальном характере.
Особенно важными опытный в жизни рассказчик считает так называемые мелочи. Губернатор монгольской провинции сам платит за себя в ресторане, когда обедает с бизнесменами или со своими сотрудниками. У министра, как у простого смертного, проверяют билет в поезде. Помощник и пресс-секретарь министра в это время спокойно пьют чай в другом купе, а не стоят в коридоре с билетом своего начальника в зубах. И самое удивительное: никто не перекрывает дороги, когда по городу едет президент. Монголия в данном отношении больше напомнила моему знакомому Англию, чем Россию и Казахстан.
Или вот монгольский президент со своими друзьями отправился отмечать какое-то событие на природу. Поехали они далеко и сразу на четырёх джипах. Так монгольские газеты на следующий день писали, что парни пожгли много казённого бензина и надо быть скромнее. Просто Голландия какая-то.
Есть, однако, и местная специфика. Два года назад спецназ антикоррупционного комитета Монголии попытался арестовать бывшего президента страны Намбарына Энхбаяра, но удалось это не с первого раза. Спецназ хотел взять экс-президента, когда он ехал к дому своего отца в Улан-Баторе. Группа захвата окружила автомобиль Энхбаяра, но его телохранители, офицеры государственной охраны, дали отпор. В результате бывшему лидеру нации удалось укрыться на территории Академии управления.
Вскоре к зданию начали прибывать сторонники Энхбаяра, в том числе его родственники и депутаты Великого государственного хурала. Они организовали живой щит. В это время экс-президенту стало плохо, и к академии была вызвана карета скорой помощи.
Осада продолжалась более суток. Ночью 300 полицейских прорвали кольцо сторонников Энхбаяра, ворвались в здание и таки арестовали экс-президента. При этом произошла перестрелка с охраной Энхбаяра, несколько депутатов парламента были избиты.
Интерфакс приводит слова начальника антикоррупционной службы Монголии: “мы неоднократно через адвоката вызывали Энхбаяра на допрос, но он игнорировал повестки, и мы вынуждены его арестовать”.
1 августа 2012 года суд признал Энхбаяра виновным в коррупции и приговорил к четырем годам лишения свободы и конфискации имущества на сумму 25 миллионов тугриков (около 19 тысяч долларов). Виновными в коррупции были признаны также четыре других бывших члена монгольского правительства и один бизнесмен.
Энхбаяр, для справки, находился у власти с 2005 года по 2008-й, потом баллотировался на второй срок, но проиграл выборы.
Я легко могу себе представить новость об аресте по коррупционным мотивам бывшего президента Венгрии, Польши, Чехии, Словакии или Румынии. Только без брутальных монгольских подробностей. А экс-президента Туркмении, Узбекистана, России, Азербайджана или Казахстана – не могу. Нет у меня столько фантазии. Не хватит воображения представить в Москве или Астане и другое монгольское чудо: выборы без заранее известного результата.
Теперь смотрите, как интересно получается. Монголы и Европа оказались в демократическом отношении ближе друг к другу, чем к нам, державшим меж ними щит. У бывших свирепых кочевников Востока и потомков не менее свирепых викингов или германцев сохранилась традиция по-честному выбирать вождей. И прогонять их, если не справляются с работой, мало заботятся о племени и очень уж любят золото. А у державших щит закрепился другой обычай. Всячески угождать начальству, стелиться перед ним, петь под домбру и балалайку, что мир никогда не видел такого великого человека, как ваш Назарбаев или наш Путин.
Вот какие мысли зародил один умный еврей в голове у автора этой заметки, никогда не бывавшего в Монголии.
Правда, в следующие приезды новый углепромышленник отзывался о монгольских порядках и традициях уже не так пылко. Первые восторги любви миновали, начались будни, открылось много не самых приятных подробностей. Но сворачивать бизнес в Монголии человек не собирается. Кстати, где-то по соседству рубит уголёк ваш мятежный Жакиянов.
Тем временем ещё один мой интересный собеседник догадался сравнить Монголию не с Северной или Восточной Европой, а с Киргизией. Хотя в Киргизии за последние десять лет случилось два с половиной государственных переворота, а в Монголии ни одного. И ВВП у монголов растет выше, чем на 15 процентов в год, а у киргизов падает. Но определённая турбулентность, характерная для транзитных общественных формаций, в Монголии присутствует.
Была у них и своя небольшая цветная революция: накануне президентских выборов 2008 года, проигранных Энхбаяром, в стране состоялись выборы в парламент, по итогам которых имела место некая “революция юрт”. Всё прошло куда мягче, чем в Киргизии, однако поражение действующего президента был в немалой степени связано с этим монгольским майданом. В той же категории умеренно турбулентных, то есть живых и развивающихся, а не заспиртованных демократий оказались вместе с Монголией вполне вегетарианские в политическом отношении Грузия и Украина.
Конечно, по-хорошему надо будет доехать до Монголии и всё посмотреть своими глазами. А пока я поздравляю свободолюбивый народ с Днем Республики.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.