Установленный Нацбанком курс Т185 за $1 назвал необъяснимым казахстанский экономист

Алматы. 11 февраля. КазТАГ — Данияр Дауталиев. Установленный Национальным банком курс Т185 за $1 назвал необъяснимым директор центра экономического анализа “Ракурс” Ораз Жандосов.

“Кайрат Келимбетов за 4,5 мес. работы начальником Нацбанка не смог или, скорее всего, не захотел серьезно взглянуть на эту проблему и принять политически сложное, но необходимое решение. Думаю, решение тоже откладывалось им исходя из подхода “или ишак, или падишах”: может, цены на нефть снова начнут расти или Кашаган быстро отремонтируют и так далее. А раз не сработало и риски накопились, нужно что-то делать. Вот и сделали, как всегда…”, — написал О. Жандосов на своей странице в социальной сети Facebook во вторник.

Экономист проанализировал бытрое и “непопулистское” решение нового руководства центрального банка страны, опираясь на текст сегодняшнего заявления Нацбанка.

По его словам, первое и ключевое — это какой политики обменного курса (как важнейшей составной части монетарной политики) придерживается Нацбанк.

“Исторически, здесь основная вина лежит на Григории Александровиче (экс-глава Нацбанка РК Григорий Марченко — КазТАГ), который за 4,5 года своей второй рулежки Нацбанком тихо похоронил переход к режиму инфляционного таргетирования и соответствующей ему политике свободно-плавающего обменного курса, но ни к какому другому берегу не причалил”, — считает О. Жандосов.

Он упрекнул экс-главу Нацбанка в том, что реальная денежно-кредитная политика заменялась “словесами об ориентире на три-валютную корзину” и надеждами “на бабушку”.

“До дня ухода с поста бабушка его в целом не подвела, хотя ему и пришлось за последние 12 месяцев продать 5 млрд долларов. За это время Центральный банк России далеко продвинулся по пути перехода к свободному плаванию рубля”, — констатировал экономист.

“Больше удивляет другое – никакой серьезной политики обменного курса на будущее опять не объявлено и хуже того: общие слова о сокращении вмешательства в формирование курса тенге провозглашены с одновременным (?) установлением жесткого, меньше 2%, коридора для движения. Contradictio in adjecto. Есть хорошая поговорка, что никогда нельзя пропустить текущий кризис для системных реформ. Этого не сделано”, — пишет О.Жандосов.

Он также напомнил, что в казахстанских условиях возможны два подхода к политике обменного курса, которые пользовались бы долгосрочным доверием субъектов рынка и населения.

“Либо свободное плавание тенге, либо привязка к российскому рублю, исходя из схожей структуры экономики, большой взаимной торговле и их почти завершенному переходу к свободному плаванию рубля”, — высказал мнение О. Жандосов.

Кроме того, экономист не увидел обоснованности установленного Нацбанком нового обменного курса.

“Необъяснимо, откуда взялось цифра в 185 тенге за доллар, которая означает примерно 19%-ную девальвацию к доллару от курса на 10 февраля. Притом, что с 1 января 2013 года до вчерашнего дня курс уже понизился на 3,5%. То есть, суммарная девальвация тенге составит порядка 24%. В России суммарная величина снижения курса рубля с начала 2013 года к сегодняшнему дню составила примерно 11%, при более высокой инфляции. Зачем сделан такой запас, особенно без какой-либо предопределенности в отношении падения мировых цен на нефть – макроэкономически объяснить трудно. Если в ближайшие месяцы курс тенге к доллару будет расти вверх от отметки в 185, за такой неспровоцированный over-shooting нужно точно наказывать”, — пояснил эксперт.

“Третье. Устанавливать (цитирую заявление) “…предел отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты” — это глупость по-марченковски, образца начала 2009 года, – путать причину со следствием и гоняться не за теми”, — пояснил О. Жандосов.